Учитель новой формации [Эссе]
В своем Послании Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Учитель новой формации – духовно развитая, социально зрелая, твердая личность, компетентный специалист, профессиально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной твердой личности и максимальной самореализации».
В будущем , чтобы наша страна вошла в ряд развитых стран обществу нужно поколение , которое соответствует всем требованиям, т.е. образованное с чувством патриотизма. Чтобы достичь этой цели в системе образования проводятся различные реформы и рассматривается их приемлимость.Когда я проводила традиционные уроки, не обращала внимание на состояние учащихся. Даже не старалась поднять им настроение, настроить их на урок. На уроках не создавала условия, при которых учащиеся могли бы самостоятельно определить тему и цели. Сама ставила цели и работала с ними.
Вся работа, проведенная в форме традиционных уроков напоминает мне действия робота, в которого заложена определенная программа. Каждый день в привычной для меня форме проходили уроки без учета приемлимости или неприемлимости того или иного метода.Работу учащихся оценивала сама. Среди них были такие, которые были не удовлетворены и не согласны со своей оценкой. На высказывания по поводу их оценок не обращала внимания. Большую часть урока при объяснении материала говорила я, не учитывая, что дети могли устать и что им необходима физминутка.
Безусловно было понятно то, что парты в классе расставлены таким образом, чтобы каждый ученик мог работать индивидуально. Поэтому понятно, что каждый ученик учится для себя и у него не появляется возможность и желание передать свои знания другим учащимся. Групповые работы заняли место только в проведении интеллектуальных игр. Как будто и не было никакой связи между родителями, администрацией, учащимися и мной. Я думаю, что из-за таких недостатков, наше качество знаний низкое. Поэтому в сфере образования по сей день непрерывается связь между дальними и ближними государствами. Доказательством этому является сотрудничество нашего государства с университетом Кембридж в создании Программы.
Благодаря этой программе мы познакомились с понятием конструктивистское обучение. Из числа современных научных подходов используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание , являются подходы , основанные на конструктивистских теориях (Hattie,2009) [P,110 с.]. С помощью конструктивистского обучения мы воспитываем таких учащихся, которые могут продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергают сомнению определенные предположения, могут скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Мой приезд на эти курсы говорил о том, что я была готова поменять свою традиционную методику преподования на новую, соответствующую требованиям времени. Всех учителей, находящихся на этих курсах мучал такой вопрос: «Почему должен меняться учитель?». Причиной этому является то, что мы изначально выбрали профессию учителя. Наша работа не похожа на работу других профессий, в большей степени это миссия, обязанность, поэтому нам надо меняться. Если у вас есть хоть капля жалости к детям и вы хотите, чтобы они получили знания, поэтому вы изменитесь.
Будущее нашего государства - это отражение нашего воспитания у молодого поколения. С целью обучения такого поколения на первом этапе «Лицом к лицу» научилась интегрированию 7 модулей.
Целью же в период практики в школе было применение своих знаний, полученных на первом этапе «Лицом к лицу». Будучи на практике в своей школе у меня появилось чувство, как будто в этой школе я работаю впервые, хотя работаю не первый год. Сначала я встретилась с директором, чтобы познакомить ее с идееями Программы. Она была очень удивлена моему приходу к ней. Она объясняет это тем, что я и раньше бывала на курсах, но никогда до сегодняшнего дня не заходила к ней, чтобы поделиться впечатлениями, содержанием курсов. Отметила это мое действие, как измененение и пожелала мне успехов. Вот так перед тем, как провести свой первый урок из серии последовательных я переставила парты, чтобы было удобно проводить групповую работу. Увидев эту перестановку,учащиеся очень обрадовались, догадавшись о проведении групповой работы. Сначала я провела с ними «Круг радости», после которого у них поднялось настроение и пробудился интерес к уроку. В ходе проведенных уроков произошли изменения у учащихся и у меня.
Учитель | Ученик |
Учитель консультант | Ученик самостоятельно получает знания |
Учитель говорит мало | В основном говорит ученик |
Учитель провел урок интересно | У ученика появился интерес к уроку |
Провел урок интегрируя все 7 модулей | Ученик работал по этим семи модулям |
Провел физминутку | Выполнял физминутку |
Групповая работа была на каждом уроке | Работал в группе |
Оценивал не только учитель | Ученик тоже принимал участие при оценивании |
Учитель направляет | Ученик с учителем общается на равных |
Учитель дает возможность ученику выразить свои мысли | Ученик свободно выражает свои мысли |
Разрешает приносить на уроки сотовые телефоны | Ученик пользуется на уроке сотовым телефоном |
Учитель применяет ИКТ | Ученик использует ИКТ |
Расставляет парты для групповой работы | Учащиеся работают в группе |
Дает разноуровневые задания | Учащиеся выполняют разноуровневые задания |
Учитель считается с мнением ученика | Ученик высказывает свое мнение |
Прислушивается к голосу ученика | Ученик доказал правоту своего мнения |
Вовлекают в работу слабых учащихся | Слабые учащиеся выполняют задания |
Дает опережающее задание ученику | Ученики выполняют опережающее задание |
Приготовил оценочные листы | Ученик заполнил оценочный лист |
Оценивает с помощью критериев | С помощью критериев учащиеся оценивают себя |
Мыслит критически | Учащиеся мыслят критически |
Не ограничивается материалом учебника | На уроке использует ресурсы из интернета |
Обучала при помощи ЗБР | Учились и обучали друг друга с помощью ЗБР |
Учитель относился с уважением к учащимся | У учащихся сложилось собственное «я» |
С целью ознакомления с семи модулями Программы я показала презентацию «Притча о двух кувшинах» молодым специалистам нашей школы. Также мною были показаны еще несколько видео, чтобы они имели представление о семи модулях Программы. После просмотра презентации «Притча о двух кувшинах» моя коллега Д высказала свое мнение: «Мне очень стыдно,что я потеряла столько времени, зная, что мой ученик С очень хорошо рисует и я никак не посойдействовала ему в развитии этого таланта». Я пожелала ей удачи и сказала, что никогда не бывает поздно в обучении детей. Самое главное, чтобы это осознал сам учитель. Другая моя коллега М сказала, что было приемлимым объяснение материала с помощью ИКТ и подчеркнула, что если бы я все это объясняла в устной форме, оно не дало бы таких результатов. Она и без моей помощи поняла, что использование ИКТ на уроках значительно облегчает работу учителя и способствует более глубокому изучению учащимися предмета. Таким образом, она пришла к выводу , что как можно чаще будет использовать ИКТ. Я же в свою очередь, сказала, что ИКТ должен использовать не только учитель, но и ученики.
Мною была оказана помощь не только молодым учителям, но и более опытным, которые работают в этой школе намного раньше нас. Так, например, моей коллеге С, я посоветовала в конце урока провести обратную связь и объяснила насколько это важно. Потому что с помощью обратной связи и учитель,и ученик может определить на каком уровне он находится. То, что со мной консультировались молодые и более взрослые учителя было честью для меня, большим достижением, а самое главное изменением. Всем известно, что в воспитании и обучении детей наряду с учителями принимают активное участие и родители. Если хочешь поменять взгляды учащихся, в первую очередь надо поменять взгляды их родителей. Поэтому я решила провести с ними собрание.
Самое главное для меня было получить разрешение снимать их детей на видео и фотографировать. Это мое действие является одним из признаков моего изменения. Потому что никогда до этого, я не просила у них разрешения. Все решала сама без их участия. Анализируя изменения в связи с изучением конструктивистского обучения я составила план на будущее. Теперь я буду составлять среднесрочный и краткосрочный планы. Потому что я увидела приемлимость и результат при применении этих планов. Буду внедрять и интегрировать все семь модулей. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали , что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Разбирая эти слова я поняла, что с помощью диалога у меня будет много достижений. Если сказать точнее, в проведении мною групповой работы между учащимися, коллегами, родителями поможет достичь поставленной цели.
Современные школьники не похожи на нас. У них есть свой стиль жизни, а также есть возможности , которых не было у нас. Все это я организую, как проявление лидерства. Но знаю точно одно, что наши дети в будущем будут обучаться таким профессиям, которых сейчас нет, поэтому они должны уметь приспосабливаться жить в той среде, которая не похожа на нашу. Главное различие между нами и будущим поколением – получение знаний из разных источников, а не только из учебника.До этого времени администрации школы нужны были «послушные» т.е. исполнительные учителя, которые выполняли только их требования. А сейчас школы нуждаются в учителях, у которых есть свои убеждения, благодаря которым, он сам самостоятельно может организовать процесс обучения. Вот поэтому я решила измениться
Что понравилось:
На курсах я узнала о разных формах оценивания, что теперь планирую применить в своей педагогической деятельности. Изучая «Руководство для учителя», общаясь с коллегами, в моем преподавании изменились формы и методы ведения урока.
Какие были трудности?
Много времени отводится на подготовку к уроку. Считаю, что сейчас я изучаю разные методы и подходы Программы, и в скором будущем, зная «твердо» теорию преподавания будет легче при подготовке к уроку.
Планы на будущее:
Продолжу общение в сетевом сообществе, так как мои коллеги мне могут дать совет и рекомендации. Через исследовательскую деятельность буду развивать одаренность у учеников. В коллектив своей школы внедрять идеи Программы, так как считаю, что данная Программа является не только «помощником для учителей», но и является огромным процессом преподавания обучения и воспитания школьников. Использование вопросов высокого порядка помогут анализировать, синтезировать учебный процесс.
Что же изменилось во мне?
Изменяется мир, и я понимаю, что необходимо заботиться о детях до тех пор, пока они не овладеют знаниями и умениями, которые им пригодятся в жизни. И для этого я изменилась сама, поменяла весь свой процесс обучения и уже замечаю, как изменяются мои дети. Я осознала то, что учитель является не единственным оценивающим лицом . Научилась направлять, а не управлять процессом приобретения знания. На своих уроках была в роли консультанта, давая больше возможности обсуждать новое своим ученикам, приучая их рефлексировать после каждого выполненного задания, что в свою очередь существенно развивало их интеллект и мотивацию к обучению.
Я рада, что пришла на курсы, и уверена, что мои знания помогут мне в обучении учеников. Я поняла, что изменение системы образования необходимо начинать с изменение с самого себя. Что надо работать упорно, отойти от старых подходов. И в завершение, хотела бы заметить, что с помощью данной Программой по внедрению новых подходов в обучении, наши дети станут независимыми, самомотивированными, ответственными, умеющими критически мыслить, давать формативную и суммативную оценку своим знаниям, и, конечно же, быть компетентными в цифровых технологиях.
Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером своего дела, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности. Я считаю,что от мастерства зависит все. А само мастерство – результат длительного, упорного труда учителя над собой. Кто-то успокаивает себя: слушают, тихо сидят, успевают – и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж и быть учителем, то быть мастером своего дела.
Литература:
- Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. – WWW.cpm.kz.
- Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание. – WWW.cpm.kz