Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания юного музыканта [Музыка]
Автор статьи : Ольга А.
Организация : КГКП "Детская музыкальная школа" города Павлодара
Должность : Преподаватель
Дата : 31.01.2022
Номер журнала : 01-14-2022
Организация : КГКП "Детская музыкальная школа" города Павлодара
Должность : Преподаватель
Дата : 31.01.2022
Номер журнала : 01-14-2022
В воспитании музыканта, в формировании его творческой индивидуальности и в совершенствовании мастерства решающую роль играет тот репертуар, над которым он работает в процессе обучения. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития будущего музыканта.
Репертуар – самый важный, стержневой вопрос жизни любого творческого человека. Репертуар – его лицо, визитная карточка любого исполнителя. Не слыша исполнителя, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице музыканта, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь учащегося, постоянно повышает его исполнительское мастерство. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие, повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды. В нем должны найти место сочинения современных композиторов, зарубежная классика, народное творчество и старинная музыка. Каждое из музыкальных произведений раскроет перед учащимися свои наиболее характерные черты и тем самым значительно обогатит их духовный мир, расширит их музыкальный горизонт. Так народное творчество покорит юных музыкантов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов; классическая музыка - глубиной содержания, разнообразием и строгостью формы; современные сочинения – поиском новых средств музыкальной выразительности, так созвучным беспокойным ритмам нашей действительности.
Несомненно, один из главных критериев в вопросе формирования репертуара – психофизиологические возможности детей того или иного возраста. Соблюдение его обеспечит нормальное развитие юных исполнителей, создаст прочный фундамент для постепенного накопления устойчивых навыков и умений. Понятно что, формируя репертуар для того или иного возраста, педагог должен обращать внимание на соответствие идейно – художественного содержания произведения возможностям восприятия детей.
Серьезное и глубокое воздействие репертуара на воспитание и образование детей возможно лишь в том случае, если он будет осваиваться активно и сознательно. Педагог должен создать такую творческую атмосферу на уроке, при которой эти принципы раскрываются наиболее полно. Каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме. Только «эмоциональное пробуждение разума», как говорил В.А.Сухомлинский, дает положительные результаты в работе с детьми. А это означает, что живая, творчески активная постановка каждого урока – обязательное условие успешных занятий.
Индивидуальное обучение и воспитание учащихся в ДМШ осуществляется на основе индивидуального плана учащегося, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе. При составлении индивидуальной программы учитывается принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие для него, которые могут быть быстро разучены. Наиболее конкретная и легко поддающаяся фиксации часть индивидуального плана – это выбор репертуара, «инструктивного» материала.
Учащиеся с помощью педагога должны глубоко вникнуть в содержание произведения, понимать каждый штрих, каждую фразу, чутко переживать музыкальное развитие с тем, чтобы сознательно находить самые точные исполнительские выразительные средства. Эти навыки постепенно и систематически накапливаются у обучающихся, благодаря четко продуманному репертуару.
Уместно подчеркнуть еще одно важное условие в формировании репертуара. Технические задачи ни в коем случае не должны влиять на художественный уровень произведений. Педагогу следует помнить, что только увлеченная работа ребенка приносит ему радость и не утомляет его. Весь репертуар должен быть увлекательным, поэтому произведения, преследующие чисто технические задачи, нужно использовать лишь в качестве упражнений.
Следует помнить, что не все произведения сразу же захватывают детей образным содержанием или ярким мелодическим развитием. Вот почему в репертуаре должны быть произведения, быстро завоевывающие любовь детей, и такие, которые раскрывают свою красоту, притягательную силу постепенно, в процессе кропотливой работы. Такое сочетание произведений даст возможность педагогу значительно разнообразить творческую атмосферу занятий.
Немаловажное значение имеет и количественная сторона репертуара. В этом вопросе недобор так же плох, как и перебор. Слишком большой репертуар не дает возможности осуществлять кропотливую целенаправленную, систематическую работу, а ограниченный наверняка затормозит естественное, полноценное, последовательное воспитание необходимых навыков.
Конечно же, в этом вопросе большое значение имеет возрастной уровень ученика, стаж его учебы, количество часов в неделю, условия для занятий. И все же во всех случаях педагог должен формировать репертуар, основываясь на вышеизложенных принципах, и включать в него такое количество произведений, которое в полной мере способствовало бы активной творческой деятельности.
Обычно у учащегося, занимающегося два раза в неделю, годовой репертуар охватывает 12 – 16 произведений. Это - прежде всего произведения, которые ученик готовит к отчетным выступлениям. Кроме того, в его планах имеются два-три произведения, относящиеся к важным календарным датам или событиям музыкальной и культурной жизни. В репертуар включаются и те произведения, которые помогают разрешить чисто технические задачи. При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха.
В детской музыкальной школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому в отдельных случаях является педагогически оправданным включение в индивидуальные планы произведений из репертуара предыдущего класса. Наравне с этим в индивидуальные планы учащихся, обладающих хорошими данными, могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса. Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, изучается ряд разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.
Программа каждого ученика - музыкальная пища растущего организма - должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые, и требующие больших усилий произведения. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения, расширяющие его музыкальный кругозор.
Учебно-педагогический репертуар юного музыканта постоянно расширяется за счет более сложных в жанрово – стилистическом и фактурном отношениях произведений. Слуховая сфера учащегося и его сознание все больше вовлекаются в анализ идейно – художественного содержания музыки, ее форм, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.
Основное условие успешной работы над репертуаром учащегося – сочетание самой серьезной трудовой дисциплины с непринужденной творческой атмосферой. Это означает, что педагог должен сочетать требовательность, серьезность тона с веселой, искрометной шуткой, вовремя снимающей напряжение, усталость.
Важнейшим требованием к педагогу ДМШ является его подготовленность к уроку. Определенное место в такой подготовке должна занимать систематическая работа над пополнением учебного репертуара. Текущая подготовка к очередным занятиям заключается в исполнительском овладении произведениями репертуарного плана и тщательном методическом анализе, способов их изучения. Репертуар воспитывает не сам по себе, он является лишь средством в руках педагога; от последнего зависит, в каком освещении предстанет перед учеником произведение, какими путями пойдет работа над ним, чему научится ученик в результате этой работы. Если педагогу удалось увлечь ученика подлинным произведением искусства – это означает, что он подобрал ключ к его душе, что он затронул лучшие его чувства.
Удачно подобранный репертуар – основной фактор идейно-художественного и исполнительского формирования юного музыканта. Знание художественных и педагогических достоинств произведений школьной программы приходит в результате многолетней работы с учениками разных способностей. Целесообразный подбор художественно-педагогического репертуара, составление методически продуманных индивидуальных планов, являются неотъемлемым условием успешной работы педагога и учащегося. Подбор репертуара – это творческий процесс, органично входящий в повседневную деятельность педагога и требующий от него многих знаний и умений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амонашвили Ш А. Школа жизни. –М., 1996.
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие. –М.: ВЛАДОС, 2004. –128 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. –М., 1993.- 190с.
- Коллинз Ст. Классическая музыка от и до / Пер. с англ. Т.Новиковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 288с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: ЕВРАЗИЯ,1999.
- Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: Новая гуманистическая образовательная парадигма. - Тверь: ООО «РТС-ИМПУЛЬС», 2003.- 216с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997.- 384
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика/ Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003.- 368с.
- Психология. Мотивации и эмоции /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В.Фаликман. –М.: ЧЕРА, 2002. -752с
- Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –М.: Музыка 1975.
- Цыпин Г.М.Психология музыкальной деятельности. –М: Академия,2003. -368с
- Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. -