Развитие сенсорной интеграции у детей с особыми образовательными потребностями [Дефектология]

Автор статьи : Яна С.
Организация : КГКП «Ясли — сад №16 отдела образования города Костаная»
Должность : дефектолог
Дата : 27.04.2022
Номер журнала : 01-14-2022

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. А для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), игры имеют исключительное значение. Игра для них - способ познания окружающего мира. Дети с ЗПР нуждаются в коррекции не только интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, но и коррекции речевых функций. Правильно организованная предметно — развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их поступки, а именно это находится в основе развивающего обучения. При проведении коррекционных занятий, часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные цели и задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на предлагаемом материале. Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия для детей с ЗПР более интересными, развивающими и познавательными, начала придумывать игры. Ниже представлены дидактические игры (пособия), которые я сшила из фетра самостоятельно и использую в своей коррекционной работе. Надеюсь, мои пособия вам понравятся!

Дидактическое лото «Едет, летит, плывёт» Для развития речи, появления фразы ребенку нужно набрать хороший глагольный словарь. Данное пособие именно для этого! В игру входит:

  1. 3 игровых поля: дорога, облако, море;
  2. 9 фишек с деревянными пуговицами.


Цель игры:

  1. закрепляем использование фразы существительное + глагол: машина едет, самолёт летит, корабль плывёт и т.д;
  2. тренируем память (кто улетел, что уехало и т.п.);
  3. развиваем речь, внимание, мышление, восприятие.


Описание игры: Играя, мы с ребёнком много раз проговариваем названия предметов (кто? что?) и их действия: машина едет, птица летит, а корабль? Получается фраза! Можно индивидуально ребёнку предложить разложить карточки по смыслу, а можно поделить нескольким игрокам по полю (вода, дорога или небо) и играть, называя предмет и его действие.

  1. *Ещё карточки можно различать: кто или что?
  2. *Использовать для исключения (Игра «Третий лишний»).


Дидактическое пособие «Эскимо»

В игру входит:

  1. 6 разноцветных кармашков из фетра, 6 цветных палочек;
  2. 30 карточек с изображением фруктов и ягод (ламинированных).


Игра способствует:

  1. изучению цвета, фруктов и ягод;
  2. развитию мелкой моторики;
  3. развитию мышления (соотнесение/подбор цветов);
  4. отработке речевых навыков: «Мороженое какое?» - «БанановОЕ!» и т.д.


Описание игры: Занимаясь с ребёнком по карточкам с изображениями фруктов и ягод, я заметила активность и интерес, проявляемый к данной игре. Ещё бы, ведь на этих карточках изображено столько всего, чего любят дети, и того, чего им ещё предстоит попробовать! С помощью педагога ребёнок подбирает палочку к кармашку – эскимо по цвету и всовывает ее в кармашек. Стимулируя мелкую моторику руки – активизируются соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом. Деткам, с хорошо развитой мелкой моторикой, нужно подумать: из каких фруктов может быть то или иное эскимо? И соотнести цвет эскимо с подходящими по цвету фруктами или ягодами. Во время занятий, рассматривая карточки, также рассказываю ребёнку о пользе фруктов и ягод, их незаменимости; о том, что они содержат много витаминов, и о том, что, кушая эти продукты, ребёнок вырастет сильным и здоровым! Дидактическое пособие «Эскимо» - универсально. Кармашки из фетра можно использовать для сортировки по цвету мелких предметов; палочки пригодятся для закрепления навыков счёта, а также из них можно строить; а карточки с изображением фруктов и ягод пригодятся на тематической неделе «Овощи – фрукты».

Дидактическое пособие «В городе звуков»

Для того, чтобы закрепить поставленный звук, его надо произнести в разных позициях много-много раз. Чтобы работа над звуком вызывала у ребёнка интерес, мною было придумано пособие, позволяющее проводить занятия в виде увлекательного путешествия в «Город звуков». Цель игры:

  1. автоматизация звука;
  2. дифференциация звука;
  3. формирование у ребёнка навыков самоконтроля за собственной речью;
  4. развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти;
  5. развитие мелкой моторики рук.


Описание игры: Из фетра вырезала коврик прямоугольной формы, размером 50х30 см. Сделала выкройки солнца, облаков, деревьев, домиков. Пришила их, используя швейную машинку. Из мягкой части липкой ленты вырезала следы, и пришила их в виде тропинки. Так получился город, в котором будут жить звуковички. Верхнюю часть домика не прошивала, оставила там кармашек, в который можно вставлять карточки звуков, слогов, или картинки. Итак, путешествие начинается... В начале объявляю ребенку, к какому из звуковичков мы сегодня отправимся. Можно прочитать чистоговорку, загадать загадку или просто назвать нужный звук, который будем автоматизировать на занятии. Гуляя по тропинке, заглядывая в каждый домик, нужно выполнять какое – либо задание. Например, придя к первому домику – выполнить артикуляционную гимнастику, в другом домике – произнести прямые/обратные слоги, в третьем домике - предлагаю ребенку работу с деформированным предложением, составление рассказа по картинкам и другие виды работ с предложением и текстом. А еще можно использовать само игровое поле, перемещаясь от домика к домику, называть слоги и короткие слова, нажимая на следы (мягкая часть липкой ленты), тем самым совмещая речь и движение, развивая моторику рук. Для того, чтобы игра проходила еще интересней, добавляю персонажей. В швейном отделе, купила декоративные пуговицы разной тематики, которые можно использовать в качестве дидактического материала. Перед тем, как начать игру, предлагаю ребенку выбрать: «Кто отправится с нами в путешествие?» или «На каком транспорте мы с тобой отправимся в Город звуков?». Здесь идёт работа не только над автоматизацией звука, но и над расширением словаря по таким темам, как: «Транспорт», «Техника», «Новый год», «Животные». Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается мной в ходе индивидуальных занятий с детьми. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Во время проведения организованной учебной деятельности замечаю, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.

Список использованной литературы:

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / под ред. Подъякова Н.Н. - М.:Просвещение, 2009. – 366 с.
  2. Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  3. Акимова М.К., Борисова Е.М., Горбачева Е.И. Введение в психодиагностику: учебное пособие для студентов педагогических заведений // Под ред.К.М. Гуревича. – М.: Издательский центр» Академия». 2008. – 215 с.
  4. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
  5. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  6. Ивановская Т. Игрушки и аксессуары из фетра. Рипол классик, 2012.
  7. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками. Ниола-Пресс, 2012.
  9. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015
  10. Мичеева Н. Игрушки из войлока. Робинс, 2011.