Размышляя о будущем [Педагогика]

Автор статьи : Венера О.
Организация : КГУ «Средняя школа имени Маяковского» отдела образования Жарминского района Восточно Казахстанской области
Должность : Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Дата : 30.11.2016
Издатель : Индира Т., корреспондент
Номер журнала : 01-11-2021

В условиях экономической глобализации, роста населения и быстрых технологических изменений перед отдельными лицами и обществом возникают новые сложные задачи. Сегодня в системах школьного образования в процессе пересмотра находятся как знания и умения, которые понадобятся учащимся для достижения успеха, так и образовательные методики и способы преподавания этих знаний детям.

Подготовка учащихся к тому, чтобы жить, трудиться и быть гражданином в XXI веке - задача непростая. Глобализация, новые технологии, миграции, рыночные изменения, соперничество между странами, политические неурядицы и экологические проблемы - всё это настоятельно требует развития знаний, умений и навыков, которые понадобятся учащимся в XXI веке.

Умения, знания, ценности, этические отношения и понятия, необходимые в новом столетии:

  1. Способы мышления: креативное и инновационное мышление, критическое мышление, решение проблем, принятие решений
  2. Способы работы: коммуникация и сотрудничество.
  3. Инструменты работы: общая осведомленность и умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.
  4.  Жизнь в мире: гражданская позиция, жизнь и карьера, личная и социальная ответственность, в т.ч. культурная осведомленность и компетентность.


Для того, чтобы жить, трудиться и быть гражданином XXI века, учащиеся нуждаются в семи жизненно необходимых навыках:

  1. Критическое мышление и способность к решению проблем.
  2. Сотрудничество и лидерство.
  3. Сообразительность и способность к адаптации.
  4. Инициативность и предприимчивость.
  5. Эффективная устная и письменная коммуникация.
  6. Умение получать и анализировать информацию.
  7. Любознательность и воображение.


В большинстве стран мира господствующим подходом в отношении обязательного образования остается трансмиссионная модель - метод передачи информации от учителя ученику через посредство лекций и учебников. В трансмиссионной модели учащиеся могут получить информацию, но, как правило, не имеют возможности широкого практического применения приобретенных знаний к новым условиям, комплексного их сообщения, использования их для решения задач или в качестве платформы развития творческого потенциала. Таким образом, это не самый эффективный способ преподавать навыки XXI столетия. Трансмиссионное обучение и механическое запоминание конкретных данных могут привести к тому, что любой предмет покажется оторванным от реальной жизни. Сообразно с такою моделью учащиеся запоминают информацию для будущей контрольной проверки, а впоследствии быстро ее забывают, а потом просто ищут в интернете то, что им нужно, когда это действительно понадобится. Эта модель подрывает возможность выработки у учащихся умений XXI века, потому что отсутствие актуальности ведет к нехватке мотивации, и соответственно, к снижению эффективности обучения.  Также простое информирование не подготавливает обучаемого должным образом к тому, как перенести изученное на практику. Знания и навыки, полученные в рамках одной дисциплины, должны применяться учениками и к другим предметам. Полученные в школе знания также должны использоваться ими и в иных сферах жизни.

Способность к сотрудничеству является важным умением XXI столетия. Ученики лучше обучаются среди себе подобных. В ходе обычных уроков в рамках трансмиссионной модели ученики учатся не друг с другом и не друг у друга. Учитель и учебник передают информацию, а ученики поодиночке взаимодействуют с учителем. При таком взаимодействии ученики лишены возможности учиться друг у друга и развивать навыки совместной работы. Работа в парах или группах, как нами уже говорилось, является идеальным способом развить у учеников метапознание и коммуникативные навыки, заменить ошибочные понимания верными и практиковать перенос знаний. Таким образом, трансмиссионная модель, лишает учащихся возможности конструктивно развивать умение слушать, учиться у других, делиться соображениями, мнениями, знаниями. Кроме того, она ограничивает возможности развивать умения XXI века.

У учителей есть множество способов выработать полезные для совместного обучения схемы. Ученики могут обсудить концепции в парах или группах и поделиться с остальным классом тем, что поняли. Они могут разработать аргументы и обсудить их, могут устроить ролевые игры. Они могут разделить между собою материалы по заданной теме и затем учить других тому, что им выпало. Вместе ученики и учитель могут использовать студийный формат, при котором несколько учащихся прорабатывают заданный материал, подробно описывая свой мыслительный процесс, а другие тем временем комментируют.

Преподавать и приобретать умения XXI века непросто. Трудно и оценивать их. Разработать тесты для измерения мыслительных навыков низшего уровня (напр., запоминания) заметно проще, чем измерить такие умения, как креативность, новаторство, лидерство, работа в группе.

В этом разделе обозначены две главные цели оценивания формативное и суммативное и то, каким образом они соотносятся с преподаванием и усвоением умений XXI века

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) измеряет знания, выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Суммативное оценивание дает ученикам возможность продемонстрировать знания, которыми они на данный момент обладают. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель. Преимущество суммативного оценивания на основе демонстрации знаний состоит в том, что оно дает учащимся и учителям ощущение того, насколько далеко простираются реальные знания учеников и в какой степени они могут использоваться.

Формативное оценивание – (оценивание для обучения) важнейшая часть учебного процесса, оно напоминает ученикам об их учебных целях, отражает их успехи и неверные представления, руководит ими в изменении курса согласно потребностям.

Основные компоненты формативного оценивания: -знание и понимание учащимися целей обучения; -эффективная обратная связь с учениками; -активное участие учащихся в процессе собственного познания; -знание и понимание учащимися критериев оценивания; -возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия); -корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Таким образом, формативное и суммативное оценивание играют важную роль в преподавании умений XXI века. Наше время – время стремительных перемен. А учитель- это тот человек, который находится в водовороте этих перемен. А иначе нельзя... Ведь он – «инженер человеческих душ». Именно от учителя, от его профессиональных качеств, от его умения совершенствоваться в быстро меняющемся мире зависит будущее нашего государства.