Кибер олимпиады по итальянским шашкам начинает свой второй этап по летним турнирам. По итогам первого месяца награждена медалью "За отличие в учении" юниор Отан Жансая. Желаем успехов и другим участникам. Приобретайте абонементы на весь год. Подробнее на портале https://doiby.zti.kz ...

Прозвенел последний звонок этого учебного года. Ура каникулы! В летнее время дети должны отдыхать, правильно питаться и обязательно вдоволь насытить организмы летними витаминами. Если дети желают играть в компьютерные игры, то пускай наиграюся сейчас. Единственное нужно контролировать контент детских игр. А то мы знаем, какие нынче игры? Специально в помощь родителям мы подобрали список дистанционных летних кружков. Если ребенку нравится точные науки, тогда рекомендуем приобрести абонементы по итальяснким шашкам (doiby.zti.kz) или международным шахматам (chess.zti.kz). Если ребенка тянет к языкам, то запишите на лингвистические олимпиады "Wonder Words" (wonder.zti.kz). ...

Приглашаем всех желающих принять участие в лингвистической олимпиаде "Wonder Words" по казахскому языку на портале https://wonder.zti.kz ...

Приглашаем всех желающих принять участие в лингвистической олимпиаде "Wonder Words" по русскому языку на портале https://wonder.zti.kz ...

Баланың ғаламтордағы уақытын ақылмен қолданыңыздар! Шахмат кибер олимпиадасы баланың ой өрісін дамытып, ақылын жетілдіреді. Нақты ғылымдарды игеруге ықпал жасайды.
Онлайн шахмат клубына жазылыңыздар: https://chess.zti.kz
...

Мы являемся разработчиком систем дистанционного образования и на базе своих авторских порталов постоянно организовываем предметные олимпиады и другие образовательные мероприятия. На протяжении многих лет мы оказываем рекламные услуги организациям образования высшего и средне-специального звена (далее - рекламодатель) путем размещения рекламных баннеров, с приглашениями на образовательные мероприятия наших рекламадателей в выходных документах выдаваемых по итогам дистанционных олимпиад. Каждый участник получив диплом или сертификат от наших порталов приобретает скидку на обучение в курсах или приглашение на участие в мероприятиях наших рекламодателей. Договора на предоставление рекламных услуг заключаются только напрямую с рекламодателем без участия третьих лиц, или представительских организаций. Подробнее: https://zti.kz/ads/ ...

Как получить журнал за 2 дня? Данная возможность уже функционирует с начала 2022 года на портале www.kzu.kz. Но, многие об этом не знают. И мы решили, расскрыть этот секрет... Если у вас есть готовая статья, то вы можете ее публиковать на сайте www.adisteme.kz. Это бесплатно. Также вы можете принять участие в конференции. В этом случае ваш доклад будет в автоматическом режиме опубликована в специальном номере журнала для конференционных докладов. У журнала будет свой ISSN. В этом случае у вас будет возможность получить электронный вариант журнала в течений двух дней. Вот и все. Одним выстрелом примете участие в конференции и получите журнал, что не сомненно будет учитываться в период прохождения аттестации. ...

По результатам анализа радиационно-гигиенической обстановки на территории Республики Казахстан значительный вклад в дозу облучения населения вносит медицинское облучение за счет диагностических рентгенорадиологических исследований. Об этом расскажет автор Системы учета доз радиационного облучения доктор Тлеубаева Асел Бакытбековна в одноименной статье. Подробнее: https://adisteme.kz/sudro.html ...

Ескерту: Мақала сапасы туралы ақпараттарды, сертификат, анықтама және журналға тапсырыс беру батырмаларын мақала авторы немесе журнал тілшісі ғана көре алады.

Психологическое сопровождение инклюзивного образования

Психология
Психологическое сопровождение инклюзивного образования

Мақала авторы: Оразаева Гульжан Дюсембаевна
Жұмыс орны: РЦ "Шығыс" управления образования Восточно-Казахстанской области
Лауазымы: Руководитель кабинета инклюзивного образования
Порталға жариялану мерзімі: 15.01.2022
Журнал қорына жариялаған: Тагиева Индира Таваккул-кызы


Инклюзивное образование заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного поступления «особых детей» в общеобразовательные учреждения, но и в конкретных деталях образовательного процесса. Образовательный процесс должен учитывать психофизические особенности детей с ограниченными возможностями. Выдающийся российский психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, … происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения».

Одной из главных задач инклюзивной образовательной среды является создание условий для активного развития людей, которые могут развиваться, то есть взаимодействия учащихся со сверстниками и учителями в условиях психологической безопасности и поддержки.

Характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса создает пространство для личностного развития. Психологическая составляющая образовательной среды — это прежде всего коммуникативный характер субъектов образовательного процесса, реализуются их потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

В образовательных учреждениях должна быть организована качественная психолого-педагогическая поддержка «особых детей», а в учебных и студенческих коллективах должна быть создана особая морально-психологическая атмосфера, основанная на понимании проблем и потребностей «особых» детей и желании им помочь.

Интеграция инклюзивного образования в образовательный процесс напрямую влияет на школьных психологов. Его роль в этом процессе заключается в создании всеобъемлющей системы поддержки, которая объединяет отдельных детей и учителей, целые классы и местные сообщества, уделяя особое внимание возможностям, а не ограничениям детей. Школьный психолог сопровождает изменения в корпоративной культуре школы, чтобы помочь учителям адаптироваться к новым вызовам отрасли.

Суть психологической работы с детьми с ограниченными возможностями включает устранение нервно-психического стресса; коррекцию самооценки; развитие психологических функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активного жизненного статуса; преодоление отчуждения и формирование навыков общения.

Эти задачи решаются педагогами-психологами, которые используют диалог, личное психологическое консультирование, ролевые игры и упражнений.

Дети не могут адаптироваться и социализироваться отдельно от своих родителей и семей. Обычно семьи характеризуются чрезмерной опекой, и социальная активность детей снижается. Поэтому целью психологической работы с родителями является создание условий для социальной адаптации семей с «особыми» детьми. Большой проблемой при работе с детьми с ограниченными возможностями является выявление семейных психологических механизмов, влияющих на поведение и психическое здоровье детей. Методологической основой этой работы является то, что семья – это среда, в которой ребенок формирует свои собственные представления — «концепцию я», где он принимает первое решение о себе и где начинается его социальная природа. Родители такого типа детей не только несут гораздо большую ответственность перед ребенком, чем родители здоровых детей, но и понимают его личностные особенности лучше, чем кто-либо другой. Задачей психологической работы с родителями «особых детей» является выявление и развитие личностных ресурсов членов семьи и внутренних ресурсов семьи. Все задачи решаются с помощью различных форм взаимодействия с семьей.

Необходимо различать два направления психологической и педагогической поддержки:

  • Актуальный, ориентированный на решение существующих трудностей у детей;
  • Перспективный, ориентированный на предотвращение трудностей в обучении и развитии.

Только совместными усилиями всех специалистов службы поддержки можно достичь этих двух направлений. В деятельности вспомогательных служб существуют три взаимосвязанных обязательных компонента:

  • Диагностика развития детей (психологического, личностного, социального):
  • Проводить индивидуальные и групповые курсы коррекционного обучения и направления развития:
  • Анализировать возможности для обучения и развития образовательной среды и ее потребности в соответствии с уровнем развития детей.

Для детей с проблемами в развитии важно продумать выбор адаптированных учебных материалов, то есть разработать отдельный курс до начала обучения. В связи с этим психологи могут сыграть роль эксперта — оценить психологическую адекватность данного типа учебной программы — и ее соответствие задачам социальной адаптации конкретного ребенка. Таким образом, для детей с особыми образовательными потребностями могут быть предоставлены многоуровневые задания на одну и ту же тему, а также могут быть даны методические советы, соответствующие такому обучению. Еще до начала учебного года необходимо познакомиться с конкретными детьми не только психологам, но и педагогам. Дети знакомы со школой. В этом случае психолог может выступить в роли «адаптера» для ребенка. Обычно это происходит перед тщательным психологическим обследованием ребенка. С самого начала обучения детей в школе психологи наблюдают за классами, в которых «особые дети» учатся самостоятельно или с помощью долгосрочных помощников или социальных педагогов, играют со всеми детьми в классе, чтобы способствовать лучшей адаптации всех детей и их эмоциональной сплоченности. Это особый пласт психологической работы, потому что одной из главных задач обучения «особых детей» в государственных школах является задача социальной адаптации.

Психологически очень важно, чтобы все учителя в школе старались спокойно и полноценно общаться с особыми детьми. Если возможно, не подчеркивайте их особенности перед другими детьми и не обсуждайте без необходимости их проблемы или отрицательные характеристики в классе или во второй половине дня. Таким образом, на всех этапах организации инклюзивного образования и воспитания в школах роль психологов можно обозначить как организацию и координацию, воспитание и обучение.

Общее образование ориентировано на обычных детей, включая обычных учителей и обычные школы. «Специальное образование включает в себя работу с «особыми детьми», а школы и учителя приспосабливаются к ним. «С помощью реабилитации и адаптации всестороннее образование адаптирует особых детей к формальному образованию. Инклюзивное образование нужно адаптировать к истинной природе ребенка и скорректировать образовательную систему именно под него.

Список  литературы:

  1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,1967-93с.
  2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и  практики  — М.:  Педагогика,  1991.-234с.
  3. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138с.
  4. Кобрина  Л.М.  Отечественная  система  специального  образования  —  фундамент  инклюзивного  обучения  и  воспитания  //  Дефектология.  —  2012.  —  №  3.
  5. Мелехин  А.И.  Индивидуальный  маршрут  развития  особого  ребенка.  —  Справочник  педагога-психолога  (детский  сад)  —  2011.  —  №  04.