Психологическое сопровождение инклюзивного образования [Психология]

Автор статьи : Гульжан О.
Организация : РЦ "Шығыс" управления образования Восточно-Казахстанской области
Должность : Руководитель кабинета инклюзивного образования
Дата : 15.01.2022
Издатель : Индира Т., корреспондент
Номер журнала : 02-15-2022
Инклюзивное образование заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного поступления "особых детей" в общеобразовательные учреждения, но и в конкретных деталях образовательного процесса. Образовательный процесс должен учитывать психофизические особенности детей с ограниченными возможностями. Выдающийся российский психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток - будь органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения». Одной из главных задач инклюзивной образовательной среды является создание условий для активного развития людей, которые могут развиваться, то есть взаимодействия учащихся со сверстниками и учителями в условиях психологической безопасности и поддержки. Характер взаимоотношений между участниками образовательного процесса создает пространство для личностного развития. Психологическая составляющая образовательной среды - это прежде всего коммуникативный характер субъектов образовательного процесса, реализуются их потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В образовательных учреждениях должна быть организована качественная психолого-педагогическая поддержка "особых детей", а в учебных и студенческих коллективах должна быть создана особая морально-психологическая атмосфера, основанная на понимании проблем и потребностей "особых" детей и желании им помочь. Интеграция инклюзивного образования в образовательный процесс напрямую влияет на школьных психологов. Его роль в этом процессе заключается в создании всеобъемлющей системы поддержки, которая объединяет отдельных детей и учителей, целые классы и местные сообщества, уделяя особое внимание возможностям, а не ограничениям детей. Школьный психолог сопровождает изменения в корпоративной культуре школы, чтобы помочь учителям адаптироваться к новым вызовам отрасли. Суть психологической работы с детьми с ограниченными возможностями включает устранение нервно-психического стресса; коррекцию самооценки; развитие психологических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активного жизненного статуса; преодоление отчуждения и формирование навыков общения. Эти задачи решаются педагогами-психологами, которые используют диалог, личное психологическое консультирование, ролевые игры и упражнений. Дети не могут адаптироваться и социализироваться отдельно от своих родителей и семей. Обычно семьи характеризуются чрезмерной опекой, и социальная активность детей снижается. Поэтому целью психологической работы с родителями является создание условий для социальной адаптации семей с "особыми" детьми. Большой проблемой при работе с детьми с ограниченными возможностями является выявление семейных психологических механизмов, влияющих на поведение и психическое здоровье детей. Методологической основой этой работы является то, что семья – это среда, в которой ребенок формирует свои собственные представления - "концепцию я", где он принимает первое решение о себе и где начинается его социальная природа. Родители такого типа детей не только несут гораздо большую ответственность перед ребенком, чем родители здоровых детей, но и понимают его личностные особенности лучше, чем кто-либо другой. Задачей психологической работы с родителями "особых детей" является выявление и развитие личностных ресурсов членов семьи и внутренних ресурсов семьи. Все задачи решаются с помощью различных форм взаимодействия с семьей. Необходимо различать два направления психологической и педагогической поддержки:
  • Актуальный, ориентированный на решение существующих трудностей у детей;
  • Перспективный, ориентированный на предотвращение трудностей в обучении и развитии.
Только совместными усилиями всех специалистов службы поддержки можно достичь этих двух направлений. В деятельности вспомогательных служб существуют три взаимосвязанных обязательных компонента:
  • Диагностика развития детей (психологического, личностного, социального):
  • Проводить индивидуальные и групповые курсы коррекционного обучения и направления развития:
  • Анализировать возможности для обучения и развития образовательной среды и ее потребности в соответствии с уровнем развития детей.
Для детей с проблемами в развитии важно продумать выбор адаптированных учебных материалов, то есть разработать отдельный курс до начала обучения. В связи с этим психологи могут сыграть роль эксперта - оценить психологическую адекватность данного типа учебной программы - и ее соответствие задачам социальной адаптации конкретного ребенка. Таким образом, для детей с особыми образовательными потребностями могут быть предоставлены многоуровневые задания на одну и ту же тему, а также могут быть даны методические советы, соответствующие такому обучению. Еще до начала учебного года необходимо познакомиться с конкретными детьми не только психологам, но и педагогам. Дети знакомы со школой. В этом случае психолог может выступить в роли "адаптера" для ребенка. Обычно это происходит перед тщательным психологическим обследованием ребенка. С самого начала обучения детей в школе психологи наблюдают за классами, в которых "особые дети" учатся самостоятельно или с помощью долгосрочных помощников или социальных педагогов, играют со всеми детьми в классе, чтобы способствовать лучшей адаптации всех детей и их эмоциональной сплоченности. Это особый пласт психологической работы, потому что одной из главных задач обучения "особых детей" в государственных школах является задача социальной адаптации. Психологически очень важно, чтобы все учителя в школе старались спокойно и полноценно общаться с особыми детьми. Если возможно, не подчеркивайте их особенности перед другими детьми и не обсуждайте без необходимости их проблемы или отрицательные характеристики в классе или во второй половине дня. Таким образом, на всех этапах организации инклюзивного образования и воспитания в школах роль психологов можно обозначить как организацию и координацию, воспитание и обучение. Общее образование ориентировано на обычных детей, включая обычных учителей и обычные школы. "Специальное образование включает в себя работу с "особыми детьми", а школы и учителя приспосабливаются к ним. "С помощью реабилитации и адаптации всестороннее образование адаптирует особых детей к формальному образованию. Инклюзивное образование нужно адаптировать к истинной природе ребенка и скорректировать образовательную систему именно под него. Список  литературы:
  1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967-93с.
  2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и  практики  - М.:  Педагогика,  1991.-234с.
  3. Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138с.
  4. Кобрина  Л.М.  Отечественная  система  специального  образования  —  фундамент  инклюзивного  обучения  и  воспитания  //  Дефектология.  —  2012.  —  №  3.
  5. Мелехин  А.И.  Индивидуальный  маршрут  развития  особого  ребенка.  —  Справочник  педагога-психолога  (детский  сад)  —  2011.  —  №  04.