Психологическое сопровождение детей с ОВЗ [Психология]

Автор статьи : Таңшолпан С.
Организация : №12 М.Горький атындағы жалпы орта мектебі
Должность : Психолог
Дата : 08.12.2022
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация

Аннонтация

В этой статье затронута тема о детях ОВЗ и методы работы с ними. Психологические работы и помощь психолога в инклюзивном обучение.

Ключевые слова: ОВЗ, инклюзия, психолог, психокоррекция, социализация.

Все должны получить знания, и дети с ОВЗ тоже имеют право и потребность в образовании и быть членами общества. Дети ОВЗ -это дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть с инвалидностью, которые имеет временные или постоянные отклонения, патологии физическом или в психическом развитии. Включение в общеобразовательную школу независимо от их физических психических или других особенностей, и быть в социуме, и это называется- инклюзивное образование. Детям с ОВЗ инклюзия дает, оптимальные условия социализации и полноценное развитие. В этом процессе сплоченно работают много специалисты: психолог, дефектолог, логопед, педагог- ассистент, социолог и все они двигаются в одном направлении, то есть, помогают ребенку: создать психологический климат в коллективе, освоить академические навыки, развить когнитивные способности и так далее. Каждый специалист использует необходимые техники, методики, тесты, проводят углубленное обследование – психологическое, логопедическое, специальное педагогическое, занося его результаты в протоколы обследования (логопед заполняет речевую карту, психолог протокол психологического обследования, специальный педагог - протокол наблюдения за состоянием компонентов учебной деятельности).Из этого психологической составляющейся включает в себе создать комфорт в социуме, влиться в школьный коллектив, помочь ребенку в коммуникации с остальными и держать психоэмоциональной состояние ребёнка с ОВЗ в норме. В любом учреждение  должно организоваться качественное психологическая поддержка для особых детей. Психолог поддерживает и даёт рекомендации не только педагогам, но и родителям детей; потому что дети несоциализируются отдельно от своих родителей. Совместное (специалисты, учитель и родители) обсуждение трудностей обучения, определение особых образовательных потребностей ученика и содержания психолого-педагогической поддержки ученика дает свои плоды. Поэтому чтобы прежде чем начать работу, психолог, беседует и дает психологическая консультация родителям, чтобы проведенная работа была эффективна. В ходе совместного обсуждения определяются особые образовательные потребности, основные направления поддержки ученика учителем, специалистами, родителями, составляются рекомендации для учителя и родителей. Составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ученика, включающей удовлетворение выявленных образовательных потребностей: сокращенные или индивидуальные учебные программы, специальные методы обучения, индивидуально-развивающие программы занятий с психологом, логопедом, специальным педагогом, рекомендации учителю, родителям-это вводная часть плана для детей. Психологическое сопровождение включает в себя несколько этапов: прежде всего это начальный этап- которая включает в себя диагностику ребёнка беседа с родителями. 2 этап -составление индивидуального плана, и психологическую коррекцию. План работы должно быть написано каждому ребенку по его индивидуальной особенности. Обучение ученика по индивидуальным программам может осуществляться в общем классе в сочетании с изучением основных общеобразовательных предметов (математика, родной язык и чтение) на индивидуальных занятиях со специальным педагогом в кабинете психолого-педагогической поддержки. 3 этап -это приготовление школы, класса. Психолог проводит работы с педагогами и школьниками, объясняет, как учителя и школьники должны себя вести с детьми ОВЗ. Очень важно чтобы вся школы или в другом организации где находится ребёнок с ОВЗ, старались спокойно и полноценно общаться с особыми детьми. Согласна Л. С. Выготскому: недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество, связала не с их биологическим неблагополучием, а с социальными «вывихами», нарушая связь ребенка с социумом и культурой. Как источниками развития, исправления вывиха происходит через освоение детьми с ОВЗ многофункционально-социальных ролей, характеристику к включению в реальных ситуациях. Помощь к социализации ребенка это очень важная часть психологического сопровождения, ведь это является главной в процессе работы психолога. Помочь ребёнку с ОВЗ, войти в коллектив, и установить, сохранить дружеское отношение со сверстниками, и чтобы остальные прикладывали все усилия -вот основная часть сопровождения. Чтобы учителя относились с пониманием в усвоение материала такими детьми. Оценка достижений осуществляется в рамках сокращенной индивидуальной программы. Для каждой цели программы подбираются индивидуальные, дифференцированные контрольно-диагностическими заданиями. Главное, чтобы весь школьный состав вёл себя спокойно рядом с ними, при этом чтобы они не относились с жалостью. Социальная адаптация- вот главная задача психолога, но и остальных педагогов.Успешная психологическая сопровождения и коррекция заключается в том, чтобы уметь наблюдать за ребенком, интерпретировать его символические игры, стреотипы, когда именно и рядом с кем он показывает нежелательные поведения, и суметь понять его, поддержать и помочь.

    Список литературы:

  1. К. С. Тебенова, А. Р. Рымханова «Специальная психология» Алматы 2011 год
  2. И. И Мамайчук. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развитии.2006 год
  3. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образование сильными потребностями в общеобразовательных школах» Методические рекомендации. Алматы 2019 год.