Программа коррекционно-развивающей работы для детей с задержкой психического развития [Психология]
Программа предназначена для развития речи и познавательной деятельности 3—4 летних детей: имеющих отставание в развитии речи, отстающих в моторном или интеллектуальном развитии, имеющих проблемы в поведении вследствие повышенной или, наоборот, сниженной двигательной активности.
Обучение в условиях КППК можно разделить на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль; I
II период — март, апрель, май.
В сентябре проводится командная оценка, обследование состояния речи и неречевых психических функций детей, выявляются речевые нарушения, заполняются «карты дефектолога» на каждого ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Основная задача специалистов в этот период — вызвать у детей желание говорить, инициировать речевые контакты, положительные эмоциональные переживания. Переход к формированию речи как средству общения осуществляется после появления элементов спонтанной деятельности. Педагог поощряет желание говорить; работает над вызыванием подражательной речевой деятельности, расширением объема понимания речи. В этот период на занятиях желательно больше использовать игрушки, реальные предметы и крупные, яркие картинки без отвлекающих детей деталей.
В течение учебного года работа строится на материале следующих лексических тем:
октябрь: 1-я неделя - Семья; 2-3-я недели - Игрушки; 4-я неделя - Части тела и лица;
ноябрь: 1-я неделя - Туалетные принадлежности; 2-3-я недели - Одежда; 4-я неделя - Обувь;
С декабря (второй период) у детей формируется словарный минимум. Основное внимание логопед и дефектолог уделяют ритмической основе и слоговой структуре слова; начинают применять в работе сюжетные картинки, работают над обучением детей построению двухсловных предложений: Катя, иди. Брось мяч. Заучивают отдельные обиходные словосочетания. Изучаются следующие лексические темы:
декабрь: 1-я неделя - Обувь; 2-3-я недели - Мебель; 4-я неделя -Новый год. Елка;
январь: 1-2-я недели Пищевые продукты; 3-я - 4-я неделя - Посуда;
февраль: 1-я -2 недели - Домашние птицы; 3-я-4-я неделя - Домашние животные.
С марта (третий период) у детей формируется короткая бытовая фраза из 2—3 слов. Уточняется, но пока не корректируется фонетическая сторона речи. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стишки и потешки, пересказываются с помощью сказки. Работа проводится на материале следующих лексических тем:
март: 1 -2-я недели - Мамин праздник; 3-4-я недели - Дикие птицы;
апрель: 1-2-я недели -Дикие животные; 3-4-я недели - Транспорт;
май: 1-я неделя - Лето.Цветы; 2-я неделя - Насекомые; 3-я неделя - Игры с водой;
4-я неделя мая - командная оценка.
На подгрупповых занятиях нужно использовать логопедические сказки и артикуляционную гимнастику. Для проведения индивидуальных занятий: важно подбирать предметные, сюжетные и разрезные картинки по лексическим темам.
Для домашних занятий родителей с детьми младшего дошкольного возраста с проблемами в развитии дефектолог ведет тетрадь.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
дошкольника с ЗПР реализуемая в условиях
Кабинета психолого-педагогической коррекции
Ф.И.ребёнка: ____________ Дата рождения:__________
Диагноз: ЗПР.ОНР 1 уровня.
Учитель-дефектолог: Гречишкина Е. А. Дата составления программы: 05.01.2020г.
Период обучения: с ________. по 25.05.2020г.
Основные цели коррекции | Задачи | Достижение | ||||||
Формирование целостности образа предмета | Учить находить парные картинки различных цветов | Учить собирать разрезные картинки (из 2х, 3х частей) | ||||||
Развитие зрительного и тактильного восприятия | Учить складывать 5-6 составные стаканчики, пирамидки, матрешки с учетом величины | Учить конструировать по подражанию и образцу из 5-6 элементов | Учить собирать разрезные картинки (пазлы), соотносить по форме, цвету, величине. | Учить собирать и разбирать 5-ти составную матрешку | ||||
Развитие тонкой моторики | Учить выполнять движения: | -сжимание и разжимание пальцев одной и двух рук в кулак | -вращение кистями рук | разведение пальцев в стороны | -свободное постукивание по столу пальцами рук | Учить выполнять действия с мелкими предметами | ||
Развитие речи, воспитание общих речевых навыков | Воспитывать правильное речевое диафрагмальное дыхание. Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], звукоподражаний. | Развивать длительный речевой выдох (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний. Активизация движений речевого аппарата | Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях. | |||||
Развитие импрессивной речи | Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции. | Расширять понимание речи путем накопления пассивного словаря (слова обозначающие простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов). | Учить соотносить предметы их обозначением словом. | Развивать пассивный словарь. Обучать пониманию смысла картинок, на которых люди совершают различные действия. | Обучать выполнению одно- и двухступенчатых инструкций. | |||
Развитие экспрессивной речи | Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), размер (большой, маленький). | Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах (Аня, кот) | ||||||
Развитие речевого общения | Учить составлять и говорить простое предложение. | Обучение ответам на вопросы кто это? что это? | Формирование умения реагировать на эти вопросы. | Учить слушать сказку с зрительной опорой на картинку. | ||||
Развитие эл-рных математических представлений | Учить группировать предметы по основным признакам (размеру, цвету, количеству). | Выявление предметов по количеству и числу (много, мало, один). | Учить определять количество путем пересчета (1,2,3,4,5). | Учить сравнивать две группы предметов по контрастным признакам. | ||||
Работа с лексическими темами (декабрь, январь, февраль) | январь: 1-2-я недели Одежда и обувь; | 3-я - 4-я неделя – Посуда. Продукты питания; | февраль: 1-я -2 недели - Домашние птицы; | 3-я-4-я неделя - Домашние животные. | ||||
Формирование и совершенствование лексического состава языка (март, апрель, май) | март: 1 -2-я недели - Мамин праздник; | 3-4-я недели - Дикие птицы; | апрель: 1-2-я недели -Дикие животные; | 3-4-я недели - Транспорт; | май: 1-я неделя - Цветы; | 2-я неделя - Насекомые; 3-я неделя - Лето. |
Результаты коррекционной помощи Бальная оценка
(0 – без изменений,
1 – улучшение,
2 – цели достигнуты не полностью,
3 – цели достигнуты)
Заключение дефектолога: ____________________________