Организация производственного обучения учащихся [Педагогика]

Автор статьи : Виктория Ш.
Организация : ШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАН ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ "ГЛУБОКОЕ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ" КММ
Должность : Директордың оқу ісі жөніндегі орынбасары
Дата : 29.12.2020
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация

Производственное обучение является частью учебного процесса и включает деятельность руководителя практики — инструктирование и деятельность обучающихся — учение. Инструктирование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и целенаправленный учебный труд обучающихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения обучащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности — выполнении приемов, операций, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний руководителя практики, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности обучащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок.При урочной форме организации обучения, которая характеризуется прежде всего руководящей ролью руководителя практики, все обучающиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры— вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

  1. обучениеучащихся в составе групп;
  2. индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным работникам.
  3. экскурсии и домашняя учебная работа обучающихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах организации процесса обучения, являются фронтально-групповая, и индивидуальная. Не следует смешивать урочную форму обучения и фронтально-групповую форму организации учебно-производственной деятельности обучающихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности обучающихся необходимо применять в единстве.

  1. Организация производственных практик.
  2. Производственные (по профилю специальности), преддипломные практики имеют целью закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.
  3. В адрес колледжа поступают отзывы с организации о достойном уровне подготовки будущих специалистов, где констатируется факт умения обучающихся быстро адаптироваться в производственных условиях, умения самостоятельно выполнять задания. Таким образом, профессиональная самостоятельность будущего специалиста формируется последовательно на протяжении всего учебного процесса: начиная с самостоятельного выполнения практических и курсовых работ, затем самостоятельного выполнения производственных заданий во время прохождения практики и заканчивая самостоятельным выполнением дипломного проекта и сдачей квалификационных экзаменов. На все этапы производственной (по профилю специальности) практики в колледже разработаны рабочие программы.
  4. С учетом предложений и пожеланий работодателей в рабочие программы практик вносятся изменения и дополнения. Содержание всех видов практик определяет примерная программа, на основе которой в колледже разработаны рабочие программы на все виды практик. Уровень сложности индивидуальных заданий для всех практикантов соответствует требованиям государственных стандартов, а для отдельных студентов разрабатываются индивидуальные задания повышенной сложности, учитывая специфику организации, а также теоретический и практический уровни подготовки. В индивидуальные задания практикантов руководители периодически вносят изменения и дополнения, учитывая современные достижения науки и техники. Руководство практикой в группах осуществляется руководителями производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин, руководителями практик от предприятий и организаций, имеющих большой производственный опыт работы.
  5. Со стороны образовательного учреждения постоянно происходит контроль над прохождением и управлением качеством производственной практики. Контроль осуществляется через совещания, издание приказов и распоряжений, отчетность, индивидуальную работу с руководителями практик и со студентами. Текущий контроль прохождения студентами практики осуществляется руководителем практики согласно составленного графика и фиксируется соответствующей записью в учебном журнале, ежедневный контроль осуществляется руководителем практики с производства. Качество прохождения практики оценивается руководителем практики (преподавателем-специалистом) по пятибалльной системе. При оценке результатов практики учитываются качество и содержание отчета, качество и уровень сложности практических заданий, уровень знаний, приобретенных студентом на практике и оценка руководителя от предприятия.
  6. Общее руководство практикой осуществляется деканатом факультета
  7. технологии и техники лесной промышленности, заочным факультетом и кафедрой «Технологии и дизайна изделий из древесины». Они осуществляют:
  8.  проверку подготовленности баз практики и заключение договоров
  9. на проведение педагогической практики;
  10.  организацию и проведение со студентами инструктивного совещания
  11. 6
  12. На период практики приказом ректора за каждым студентом персонально закрепляется руководитель практики от университета из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, в обязанности которого входит:
  13.  обязательное участие в инструктивном совещании и конференции
  14. по итогам практики;
  15.  проведение инструктажа по охране труда с назначенными по приказу ректора студентами с обязательной регистрацией его результатов в протоколе проверки знаний по мерам безопасности;
  16.  оказание методической помощи студентам в составлении индивидуальных планов прохождения практики, утверждение их и систематическая
  17. проверка их выполнения;
  18.  оказание помощи студентам в проектировании и проведении современных уроков производственного обучения согласно индивидуальному
  19. плану прохождения практики;
  20.  оказание помощи студентам в разработке и применении современных методов и средств обучения на уроке;
  21.  индивидуальное посещение уроков;
  22.  регулярная проверка дневников и отчетов практикантов о выполнении индивидуального плана прохождения практики;
  23.  составление характеристики-отзыва на студента по итогам прохождения практики с выставлением отметки по разделу (по десятибалльной системе);
  24.  внесение конструктивных предложений по совершенствованию организации практики.
  25.  оказание помощи в изучении и анализе плана идеологической и
  26. воспитательной работы УПТО, должностных обязанностей и плана работы
  27. куратора учебной группы, а также включение в индивидуальный план прохождения практики тематики воспитательных мероприятий;
  28.  оказание помощи в изучении основных направлений идеологической и воспитательной работы в УПТО;
  29.  раскрытие функций, содержания и приоритетных направлений деятельности социально-педагогической службы УПТО;
  30.  оказание помощи в проектировании сценариев воспитательных мероприятий, проводимых студентами согласно индивидуальному плану;
  31.  посещение и анализ 1-2 воспитательных мероприятий, проводимых
  32. каждым студентом;
  33.  внесение конструктивных предложений по совершенствованию организации практики;
  34.  раскрытие функций, содержания и приоритетных направлений психолого-педагогической работы куратора учебной группы, мастера производственного обучения, педагога-психолога в УПТО;
  35.  оказание помощи в составлении содержания мероприятий психолого-педагогического раздела индивидуального плана прохождения практики
  36. 7
  37. студента;
  38.  проведение групповых тематических консультаций непосредственно на базах практики по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося и выполнению задания по гигиене учебного процесса;
  39.  анализирует качество выполнения заданий по психологопедагогическому разделу индивидуального плана прохождения практики с
  40. выставлением отметки (по десятибалльной системе) в отчете;
  41.  вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.
  42. После проведения инструктивного совещания в БГТУ студенты прибывают на место прохождения практики и встречаются с представителями администрации, которые знакомятся со студентами, закрепляют их за непосредственными руководителями – опытными инженерно-педагогическими
  43. работниками и проводят инструктаж по технике безопасности на рабочем
  44. месте.
  45. Директор (заместитель директора по учебно-производственной работе или производственному обучению) УПТО:
  46.  обеспечивает создание благоприятных условий для эффективного и
  47. результативного прохождения студентами первой педагогической практики;
  48.  знакомит практикантов с учебным заведением, его историей, культурными традициями, учебно-материальной базой, составом инженернопедагогических работников (преподавателей и мастеров производственного
  49. обучения);
  50.  оказывает помощь в ознакомлении с нормативными, учебнопрограммными и учебно-планирующими документами по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования;
  51.  совместно с руководителем практики от университета осуществляет
  52. закрепление студентов за наиболее квалифицированными мастерами производственного обучения и учебными группами УПТО;
  53.  выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия, проводимые практикантами, принимает непосредственное участие в их анализе;
  54.  принимает участие в подведении итогов педагогической практики и
  55. обсуждении ее результатов с руководителями практики от университета;
  56.  утверждает характеристики на студентов по окончании практики и
  57. вносит конструктивные предложения по совершенствованию ее организации.
  58. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе УПТО:
  59.  знакомит практикантов с системой планирования воспитательной
  60. работы в учреждении образования на учебный год;
  61.  помогает студентам ознакомиться с методикой организации и проведения воспитательных мероприятий;
  62.  помогает грамотно проектировать сценарные планы (технологические карты, планы-конспекты) информационных часов или воспитательных
  63. 8
  64. мероприятий, разработанных студентами, выборочно посещает их и принимает непосредственное участие в обсуждении, анализе и оценке их эффективности и результативности;
  65.  вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.
  66. Мастер производственного обучения:
  67.  знакомит студентов с материально-технической базой УПТО, с содержанием и планированием учебно-воспитательной работы в группе, контингентом учащихся курируемой учебной группы, информирует об успеваемости и психологических особенностях отдельных учащихся;
  68.  знакомит студентов с особенностями организации производственного обучения в условиях учебно-производственных мастерских УПТО и в
  69. условиях производственных предприятий, а также с особенностями подготовки и проведения выпускных квалификационных экзаменов;
  70.  определяет (совместно с руководителем практики от университета)
  71. темы и цели уроков и воспитательных мероприятий, которые студентпрактикант должен самостоятельно подготовить и провести;
  72.  проводит несколько показательных уроков, информационных часов
  73. и воспитательных мероприятий, на которых присутствуют студентыпрактиканты, знакомит их с учебно-планирующей документацией к ним, современными учебными изданиями, информационно-аналитическими материалами и материально-техническим обеспечением;
  74.  консультирует студентов по вопросам содержания, организации и
  75. методики проведения уроков производственного обучения (занятий кружков
  76. технического творчества в учебно-производственных мастерских УПТО);
  77.  оказывает непосредственную практическую помощь студентам при
  78. подготовке и проведении уроков и воспитательных мероприятий в курируемой группе, участвует в их обсуждении и подробном анализе;
  79.  систематически ведет учет всех выполняемых в течение практики
  80. студентом мероприятий с выставлением текущих отметок (по десятибалльной шкале) в его дневник за каждый рабочий день;
  81.  дает комплексную объективную характеристику студентупрактиканту по итогам всей практики с выставлением рекомендуемой отметки (по десятибалльной шкале) для аттестации в комиссии;
  82.  вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.