Ұстаздарға және оқушыларға арналған порталдар тізімі

  1. "Clever Quizzes" пән олимпиадалары - http://w.zti.kz/4a623c
  2. Лингвистикалық олимпиадалар - https://wonder.zti.kz
  3. Бастауыш білім беру негіздері бойынша 3 тілдік олимпиадалар - https://kokon.kz
  4. Итальяндық дойбы бойынша киберолимпиадасы - https://doiby.zti.kz
  5. Интеллектуалды шахмат киберолимпиадасы - https://chess.zti.kz
  6. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://kzu.kz
  7. Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар мен курстар - https://ukz.kz
  8. Зияткерлік сайыстар, конференциялар мен олимпиадалар – https://tarim.kz
  9. Мұғалімдерге арналған әдістемелік журнал - https://adisteme.kz
  10. Республикалық қашықтық олимпиадалары – https://clever.zti.kz
  11. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://talimger.kz

Ескерту: Мақала сапасы туралы ақпараттарды, сертификат, анықтама және журналға тапсырыс беру батырмаларын мақала авторы немесе журнал тілшісі ғана көре алады.

Организация производственного обучения учащихся

Цифрлық Қазақстан
Организация производственного обучения учащихся

Мақала авторы: Ширяева Виктория Владимировна
Жұмыс орны: ШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАН ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ "ГЛУБОКОЕ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ" КММ
Лауазымы: Директордың оқу ісі жөніндегі орынбасары
Порталға жариялану мерзімі: 29.12.2020
Журнал қорына жариялаған: Амангуль М.


Производственное обучение является частью учебного процесса и включает деятельность руководителя практики — инструктирование и деятельность обучающихся — учение. Инструктирование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и целенаправленный учебный труд обучающихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения обучащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности — выполнении приемов, операций, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний руководителя практики, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности обучащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок.При урочной форме организации обучения, которая характеризуется прежде всего руководящей ролью руководителя практики, все обучающиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры— вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

  • обучениеучащихся в составе групп;
  • индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным работникам.
  • экскурсии и домашняя учебная работа обучающихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах организации процесса обучения, являются фронтально-групповая, и индивидуальная. Не следует смешивать урочную форму обучения и фронтально-групповую форму организации учебно-производственной деятельности обучающихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности обучающихся необходимо применять в единстве.

  • Организация производственных практик.
  • Производственные (по профилю специальности), преддипломные практики имеют целью закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.
  • В адрес колледжа поступают отзывы с организации о достойном уровне подготовки будущих специалистов, где констатируется факт умения обучающихся быстро адаптироваться в производственных условиях, умения самостоятельно выполнять задания. Таким образом, профессиональная самостоятельность будущего специалиста формируется последовательно на протяжении всего учебного процесса: начиная с самостоятельного выполнения практических и курсовых работ, затем самостоятельного выполнения производственных заданий во время прохождения практики и заканчивая самостоятельным выполнением дипломного проекта и сдачей квалификационных экзаменов. На все этапы производственной (по профилю специальности) практики в колледже разработаны рабочие программы.
  • С учетом предложений и пожеланий работодателей в рабочие программы практик вносятся изменения и дополнения. Содержание всех видов практик определяет примерная программа, на основе которой в колледже разработаны рабочие программы на все виды практик. Уровень сложности индивидуальных заданий для всех практикантов соответствует требованиям государственных стандартов, а для отдельных студентов разрабатываются индивидуальные задания повышенной сложности, учитывая специфику организации, а также теоретический и практический уровни подготовки. В индивидуальные задания практикантов руководители периодически вносят изменения и дополнения, учитывая современные достижения науки и техники. Руководство практикой в группах осуществляется руководителями производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин, руководителями практик от предприятий и организаций, имеющих большой производственный опыт работы.
  • Со стороны образовательного учреждения постоянно происходит контроль над прохождением и управлением качеством производственной практики. Контроль осуществляется через совещания, издание приказов и распоряжений, отчетность, индивидуальную работу с руководителями практик и со студентами. Текущий контроль прохождения студентами практики осуществляется руководителем практики согласно составленного графика и фиксируется соответствующей записью в учебном журнале, ежедневный контроль осуществляется руководителем практики с производства. Качество прохождения практики оценивается руководителем практики (преподавателем-специалистом) по пятибалльной системе. При оценке результатов практики учитываются качество и содержание отчета, качество и уровень сложности практических заданий, уровень знаний, приобретенных студентом на практике и оценка руководителя от предприятия.
  • Общее руководство практикой осуществляется деканатом факультета
    технологии и техники лесной промышленности, заочным факультетом и кафедрой «Технологии и дизайна изделий из древесины». Они осуществляют:
     проверку подготовленности баз практики и заключение договоров
    на проведение педагогической практики;
     организацию и проведение со студентами инструктивного совещания
    6
    На период практики приказом ректора за каждым студентом персонально закрепляется руководитель практики от университета из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, в обязанности которого входит:
     обязательное участие в инструктивном совещании и конференции
    по итогам практики;
     проведение инструктажа по охране труда с назначенными по приказу ректора студентами с обязательной регистрацией его результатов в протоколе проверки знаний по мерам безопасности;
     оказание методической помощи студентам в составлении индивидуальных планов прохождения практики, утверждение их и систематическая
    проверка их выполнения;
     оказание помощи студентам в проектировании и проведении современных уроков производственного обучения согласно индивидуальному
    плану прохождения практики;
     оказание помощи студентам в разработке и применении современных методов и средств обучения на уроке;
     индивидуальное посещение уроков;
     регулярная проверка дневников и отчетов практикантов о выполнении индивидуального плана прохождения практики;
     составление характеристики-отзыва на студента по итогам прохождения практики с выставлением отметки по разделу (по десятибалльной системе);
     внесение конструктивных предложений по совершенствованию организации практики.
     оказание помощи в изучении и анализе плана идеологической и
    воспитательной работы УПТО, должностных обязанностей и плана работы
    куратора учебной группы, а также включение в индивидуальный план прохождения практики тематики воспитательных мероприятий;
     оказание помощи в изучении основных направлений идеологической и воспитательной работы в УПТО;
     раскрытие функций, содержания и приоритетных направлений деятельности социально-педагогической службы УПТО;
     оказание помощи в проектировании сценариев воспитательных мероприятий, проводимых студентами согласно индивидуальному плану;
     посещение и анализ 1-2 воспитательных мероприятий, проводимых
    каждым студентом;
     внесение конструктивных предложений по совершенствованию организации практики;
     раскрытие функций, содержания и приоритетных направлений психолого-педагогической работы куратора учебной группы, мастера производственного обучения, педагога-психолога в УПТО;
     оказание помощи в составлении содержания мероприятий психолого-педагогического раздела индивидуального плана прохождения практики
    7
    студента;
     проведение групповых тематических консультаций непосредственно на базах практики по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося и выполнению задания по гигиене учебного процесса;
     анализирует качество выполнения заданий по психологопедагогическому разделу индивидуального плана прохождения практики с
    выставлением отметки (по десятибалльной системе) в отчете;
     вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.
    После проведения инструктивного совещания в БГТУ студенты прибывают на место прохождения практики и встречаются с представителями администрации, которые знакомятся со студентами, закрепляют их за непосредственными руководителями – опытными инженерно-педагогическими
    работниками и проводят инструктаж по технике безопасности на рабочем
    месте.
    Директор (заместитель директора по учебно-производственной работе или производственному обучению) УПТО:
     обеспечивает создание благоприятных условий для эффективного и
    результативного прохождения студентами первой педагогической практики;
     знакомит практикантов с учебным заведением, его историей, культурными традициями, учебно-материальной базой, составом инженернопедагогических работников (преподавателей и мастеров производственного
    обучения);
     оказывает помощь в ознакомлении с нормативными, учебнопрограммными и учебно-планирующими документами по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования;
     совместно с руководителем практики от университета осуществляет
    закрепление студентов за наиболее квалифицированными мастерами производственного обучения и учебными группами УПТО;
     выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия, проводимые практикантами, принимает непосредственное участие в их анализе;
     принимает участие в подведении итогов педагогической практики и
    обсуждении ее результатов с руководителями практики от университета;
     утверждает характеристики на студентов по окончании практики и
    вносит конструктивные предложения по совершенствованию ее организации.
    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе УПТО:
     знакомит практикантов с системой планирования воспитательной
    работы в учреждении образования на учебный год;
     помогает студентам ознакомиться с методикой организации и проведения воспитательных мероприятий;
     помогает грамотно проектировать сценарные планы (технологические карты, планы-конспекты) информационных часов или воспитательных
    8
    мероприятий, разработанных студентами, выборочно посещает их и принимает непосредственное участие в обсуждении, анализе и оценке их эффективности и результативности;
     вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.
    Мастер производственного обучения:
     знакомит студентов с материально-технической базой УПТО, с содержанием и планированием учебно-воспитательной работы в группе, контингентом учащихся курируемой учебной группы, информирует об успеваемости и психологических особенностях отдельных учащихся;
     знакомит студентов с особенностями организации производственного обучения в условиях учебно-производственных мастерских УПТО и в
    условиях производственных предприятий, а также с особенностями подготовки и проведения выпускных квалификационных экзаменов;
     определяет (совместно с руководителем практики от университета)
    темы и цели уроков и воспитательных мероприятий, которые студентпрактикант должен самостоятельно подготовить и провести;
     проводит несколько показательных уроков, информационных часов
    и воспитательных мероприятий, на которых присутствуют студентыпрактиканты, знакомит их с учебно-планирующей документацией к ним, современными учебными изданиями, информационно-аналитическими материалами и материально-техническим обеспечением;
     консультирует студентов по вопросам содержания, организации и
    методики проведения уроков производственного обучения (занятий кружков
    технического творчества в учебно-производственных мастерских УПТО);
     оказывает непосредственную практическую помощь студентам при
    подготовке и проведении уроков и воспитательных мероприятий в курируемой группе, участвует в их обсуждении и подробном анализе;
     систематически ведет учет всех выполняемых в течение практики
    студентом мероприятий с выставлением текущих отметок (по десятибалльной шкале) в его дневник за каждый рабочий день;
     дает комплексную объективную характеристику студентупрактиканту по итогам всей практики с выставлением рекомендуемой отметки (по десятибалльной шкале) для аттестации в комиссии;
     вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.

Ұстаздарға және оқушыларға арналған порталдар тізімі

  1. "Clever Quizzes" пән олимпиадалары - http://w.zti.kz/4a623c
  2. Лингвистикалық олимпиадалар - https://wonder.zti.kz
  3. Бастауыш білім беру негіздері бойынша 3 тілдік олимпиадалар - https://kokon.kz
  4. Итальяндық дойбы бойынша киберолимпиадасы - https://doiby.zti.kz
  5. Интеллектуалды шахмат киберолимпиадасы - https://chess.zti.kz
  6. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://kzu.kz
  7. Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар мен курстар - https://ukz.kz
  8. Зияткерлік сайыстар, конференциялар мен олимпиадалар – https://tarim.kz
  9. Мұғалімдерге арналған әдістемелік журнал - https://adisteme.kz
  10. Республикалық қашықтық олимпиадалары – https://clever.zti.kz
  11. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://talimger.kz