Организация производственного обучения учащихся

Цифрлық Қазақстан
Организация производственного обучения учащихся

Мақала авторы: Ширяева Виктория Владимировна
Жұмыс орны: ШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАН ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ "ГЛУБОКОЕ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ" КММ
Лауазымы: Директордың оқу ісі жөніндегі орынбасары
Порталға жариялану мерзімі: 29.12.2020
Журнал қорына жариялаған: Джумаганбетова Амангуль Едиловна


Производственное обучение является частью учебного процесса и включает деятельность руководителя практики — инструктирование и деятельность обучающихся — учение. Инструктирование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и целенаправленный учебный труд обучающихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения обучащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности — выполнении приемов, операций, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний руководителя практики, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности обучащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок.При урочной форме организации обучения, которая характеризуется прежде всего руководящей ролью руководителя практики, все обучающиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры— вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

  • обучениеучащихся в составе групп;
  • индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным работникам.
  • экскурсии и домашняя учебная работа обучающихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах организации процесса обучения, являются фронтально-групповая, и индивидуальная. Не следует смешивать урочную форму обучения и фронтально-групповую форму организации учебно-производственной деятельности обучающихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности обучающихся необходимо применять в единстве.

  • Организация производственных практик.
  • Производственные (по профилю специальности), преддипломные практики имеют целью закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.
  • В адрес колледжа поступают отзывы с организации о достойном уровне подготовки будущих специалистов, где констатируется факт умения обучающихся быстро адаптироваться в производственных условиях, умения самостоятельно выполнять задания. Таким образом, профессиональная самостоятельность будущего специалиста формируется последовательно на протяжении всего учебного процесса: начиная с самостоятельного выполнения практических и курсовых работ, затем самостоятельного выполнения производственных заданий во время прохождения практики и заканчивая самостоятельным выполнением дипломного проекта и сдачей квалификационных экзаменов. На все этапы производственной (по профилю специальности) практики в колледже разработаны рабочие программы.
  • С учетом предложений и пожеланий работодателей в рабочие программы практик вносятся изменения и дополнения. Содержание всех видов практик определяет примерная программа, на основе которой в колледже разработаны рабочие программы на все виды практик. Уровень сложности индивидуальных заданий для всех практикантов соответствует требованиям государственных стандартов, а для отдельных студентов разрабатываются индивидуальные задания повышенной сложности, учитывая специфику организации, а также теоретический и практический уровни подготовки. В индивидуальные задания практикантов руководители периодически вносят изменения и дополнения, учитывая современные достижения науки и техники. Руководство практикой в группах осуществляется руководителями производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин, руководителями практик от предприятий и организаций, имеющих большой производственный опыт работы.
  • Со стороны образовательного учреждения постоянно происходит контроль над прохождением и управлением качеством производственной практики. Контроль осуществляется через совещания, издание приказов и распоряжений, отчетность, индивидуальную работу с руководителями практик и со студентами. Текущий контроль прохождения студентами практики осуществляется руководителем практики согласно составленного графика и фиксируется соответствующей записью в учебном журнале, ежедневный контроль осуществляется руководителем практики с производства. Качество прохождения практики оценивается руководителем практики (преподавателем-специалистом) по пятибалльной системе. При оценке результатов практики учитываются качество и содержание отчета, качество и уровень сложности практических заданий, уровень знаний, приобретенных студентом на практике и оценка руководителя от предприятия.
  • Общее руководство практикой осуществляется деканатом факультета
    технологии и техники лесной промышленности, заочным факультетом и кафедрой «Технологии и дизайна изделий из древесины». Они осуществляют:
     проверку подготовленности баз практики и заключение договоров
    на проведение педагогической практики;
     организацию и проведение со студентами инструктивного совещания
    6
    На период практики приказом ректора за каждым студентом персонально закрепляется руководитель практики от университета из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, в обязанности которого входит:
     обязательное участие в инструктивном совещании и конференции
    по итогам практики;
     проведение инструктажа по охране труда с назначенными по приказу ректора студентами с обязательной регистрацией его результатов в протоколе проверки знаний по мерам безопасности;
     оказание методической помощи студентам в составлении индивидуальных планов прохождения практики, утверждение их и систематическая
    проверка их выполнения;
     оказание помощи студентам в проектировании и проведении современных уроков производственного обучения согласно индивидуальному
    плану прохождения практики;
     оказание помощи студентам в разработке и применении современных методов и средств обучения на уроке;
     индивидуальное посещение уроков;
     регулярная проверка дневников и отчетов практикантов о выполнении индивидуального плана прохождения практики;
     составление характеристики-отзыва на студента по итогам прохождения практики с выставлением отметки по разделу (по десятибалльной системе);
     внесение конструктивных предложений по совершенствованию организации практики.
     оказание помощи в изучении и анализе плана идеологической и
    воспитательной работы УПТО, должностных обязанностей и плана работы
    куратора учебной группы, а также включение в индивидуальный план прохождения практики тематики воспитательных мероприятий;
     оказание помощи в изучении основных направлений идеологической и воспитательной работы в УПТО;
     раскрытие функций, содержания и приоритетных направлений деятельности социально-педагогической службы УПТО;
     оказание помощи в проектировании сценариев воспитательных мероприятий, проводимых студентами согласно индивидуальному плану;
     посещение и анализ 1-2 воспитательных мероприятий, проводимых
    каждым студентом;
     внесение конструктивных предложений по совершенствованию организации практики;
     раскрытие функций, содержания и приоритетных направлений психолого-педагогической работы куратора учебной группы, мастера производственного обучения, педагога-психолога в УПТО;
     оказание помощи в составлении содержания мероприятий психолого-педагогического раздела индивидуального плана прохождения практики
    7
    студента;
     проведение групповых тематических консультаций непосредственно на базах практики по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося и выполнению задания по гигиене учебного процесса;
     анализирует качество выполнения заданий по психологопедагогическому разделу индивидуального плана прохождения практики с
    выставлением отметки (по десятибалльной системе) в отчете;
     вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.
    После проведения инструктивного совещания в БГТУ студенты прибывают на место прохождения практики и встречаются с представителями администрации, которые знакомятся со студентами, закрепляют их за непосредственными руководителями – опытными инженерно-педагогическими
    работниками и проводят инструктаж по технике безопасности на рабочем
    месте.
    Директор (заместитель директора по учебно-производственной работе или производственному обучению) УПТО:
     обеспечивает создание благоприятных условий для эффективного и
    результативного прохождения студентами первой педагогической практики;
     знакомит практикантов с учебным заведением, его историей, культурными традициями, учебно-материальной базой, составом инженернопедагогических работников (преподавателей и мастеров производственного
    обучения);
     оказывает помощь в ознакомлении с нормативными, учебнопрограммными и учебно-планирующими документами по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования;
     совместно с руководителем практики от университета осуществляет
    закрепление студентов за наиболее квалифицированными мастерами производственного обучения и учебными группами УПТО;
     выборочно посещает уроки и внеклассные мероприятия, проводимые практикантами, принимает непосредственное участие в их анализе;
     принимает участие в подведении итогов педагогической практики и
    обсуждении ее результатов с руководителями практики от университета;
     утверждает характеристики на студентов по окончании практики и
    вносит конструктивные предложения по совершенствованию ее организации.
    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе УПТО:
     знакомит практикантов с системой планирования воспитательной
    работы в учреждении образования на учебный год;
     помогает студентам ознакомиться с методикой организации и проведения воспитательных мероприятий;
     помогает грамотно проектировать сценарные планы (технологические карты, планы-конспекты) информационных часов или воспитательных
    8
    мероприятий, разработанных студентами, выборочно посещает их и принимает непосредственное участие в обсуждении, анализе и оценке их эффективности и результативности;
     вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.
    Мастер производственного обучения:
     знакомит студентов с материально-технической базой УПТО, с содержанием и планированием учебно-воспитательной работы в группе, контингентом учащихся курируемой учебной группы, информирует об успеваемости и психологических особенностях отдельных учащихся;
     знакомит студентов с особенностями организации производственного обучения в условиях учебно-производственных мастерских УПТО и в
    условиях производственных предприятий, а также с особенностями подготовки и проведения выпускных квалификационных экзаменов;
     определяет (совместно с руководителем практики от университета)
    темы и цели уроков и воспитательных мероприятий, которые студентпрактикант должен самостоятельно подготовить и провести;
     проводит несколько показательных уроков, информационных часов
    и воспитательных мероприятий, на которых присутствуют студентыпрактиканты, знакомит их с учебно-планирующей документацией к ним, современными учебными изданиями, информационно-аналитическими материалами и материально-техническим обеспечением;
     консультирует студентов по вопросам содержания, организации и
    методики проведения уроков производственного обучения (занятий кружков
    технического творчества в учебно-производственных мастерских УПТО);
     оказывает непосредственную практическую помощь студентам при
    подготовке и проведении уроков и воспитательных мероприятий в курируемой группе, участвует в их обсуждении и подробном анализе;
     систематически ведет учет всех выполняемых в течение практики
    студентом мероприятий с выставлением текущих отметок (по десятибалльной шкале) в его дневник за каждый рабочий день;
     дает комплексную объективную характеристику студентупрактиканту по итогам всей практики с выставлением рекомендуемой отметки (по десятибалльной шкале) для аттестации в комиссии;
     вносит конструктивные предложения по совершенствованию организации практики.