Никто не забыт, ничто не забыто

Никто не забыт, ничто не забыто [Эссе]

Автор статьи : Айгуль О.
Организация : Школа № 3 г. Семей
Должность : учитель русского языка и культуры
Дата : 16.04.2016
Номер журнала : 03-04-2016

Аннотация. Статья посвящена методике патриотического воспитания школьников в условиях национальной школы через развитие литературного творчества на русском языке. Рассматриваются цели, задачи и содержание внеклассной работы, приуроченной к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Методы исследования включают анализ педагогической практики, обобщение опыта проведения творческих конкурсов (сочинений, стихов) и литературного краеведения. Основной результат заключается в демонстрации эффективности сочинений и конкурсов как средств активизации познавательного интереса к русскому языку, формирования гражданской позиции и сохранения исторической памяти. Делается вывод о том, что личностно-ориентированные формы работы, основанные на изучении семейной истории, способствуют глубокому эмоциональному и нравственному развитию учащихся.

Введение. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современной образовательной системы, особенно в контексте сохранения исторической памяти о ключевых событиях национальной истории. Великая Отечественная война 1941–1945 годов занимает центральное место в коллективной памяти народов бывшего Советского Союза, формируя основы гражданской идентичности и нравственных ценностей. В условиях национальной школы, где русский язык может не быть родным для большинства учащихся, задача воспитания патриотизма приобретает дополнительную сложность и специфику. Внеклассная работа на русском языке в таком контексте становится не только инструментом развития языковых компетенций, но и важнейшим каналом приобщения к общекультурному и историческому наследию, выраженному на этом языке [1, с. 45]. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных, личностно-ориентированных педагогических методов, которые позволяли бы преодолеть формализм в патриотическом воспитании и вызвать у школьников живой, эмоциональный отклик. Традиционные уроки истории или литературы зачастую не достигают этой цели в полной мере. В связи с этим творческие формы работы – конкурсы сочинений, стихотворений, исследования семейных архивов – представляют собой мощный ресурс. Они позволяют учащимся перевести абстрактные исторические знания в личностную плоскость, связать судьбу страны с судьбой своей семьи, что является основой подлинного, а не декларативного патриотизма. Практическая значимость исследования заключается в обобщении конкретного педагогического опыта, приуроченного к 70-летию Победы, и в разработке методических рекомендаций, которые могут быть использованы учителями в аналогичной работе.

Основная часть

Одним из центральных направлений внеклассной работы по русскому языку и литературе в национальной школе является создание развивающей речевой среды. Поскольку вне уроков естественные ситуации для общения на русском языке могут быть ограничены, специально организованные мероприятия приобретают ключевое значение. Они выполняют несколько взаимосвязанных функций: образовательную (расширение словарного запаса, отработка речевых навыков), воспитательную (формирование ценностных ориентаций) и мотивационную (повышение интереса к языку через значимую деятельность). Патриотическая тематика, в частности тема Великой Отечественной войны, предоставляет для этого богатейший материал, наполненный высоким эмоциональным и нравственным содержанием [2, с. 78].

Организованный в рамках данной работы конкурс стихов «К подвигу героев сердцем прикоснись» был направлен на раскрытие творческого потенциала учащихся. Целью являлась не столько оценка художественного мастерства, сколько создание условий для эмоционального проживания и осмысления темы подвига и жертвенности. Этот подход соответствует современным педагогическим концепциям, подчеркивающим важность самореализации и субъектного опыта в образовательном процессе. Анализ выступлений участников показал, что работа с поэтическим текстом позволяет учащимся тоньше чувствовать язык, находить точные слова для выражения сложных чувств, что напрямую способствует воспитанию «чувства языка». Еще более действенной формой, позволяющей осуществить глубокую индивидуализацию обучения и воспитания, является конкурс сочинений. В отличие от заученных стихотворений, сочинение требует от ученика самостоятельного построения нарратива, отбора и осмысления фактов, формулирования собственной позиции. Тема «Никто не забыт, ничто не забыто» задавала высокий гражданский вектор, но при этом оставляла широкий простор для личного содержания. Как показала практика, наиболее сильные и искренние работы были основаны на семейных историях. Школьники, выполняя роль юных исследователей-краеведов, собирали воспоминания родных, работали с фотографиями и документами. Этот метод литературного краеведения трансформирует абстрактное знание о войне в знание личное, наполненное конкретными именами и судьбами. Изучение творчества писателей-земляков, которые также могли быть участниками или свидетелями войны, усиливает этот эффект, связывая литературный процесс с локальной историей [3, с. 112].

Представленные в статье сочинения учащихся наглядно демонстрируют эффективность данного подхода. В работе Муслимхановой Жадыры центральным образом становится глобус, лишенный «красок крови и горя», что является метафорой детского желания мира. Рассказ о прадеде, участнике Сталинградской битвы, сочетает факты биографии (даты, награды) с эмоциональной оценкой его испытаний («выдержал мороз, холод, голод»). Важным элементом становится финальный вывод-завет, сформулированный ученицей как семейная заповедь: «Войну допустить нельзя!». Это свидетельствует о глубоком усвоении и присвоении нравственного урока.

Сочинение Кумаровой Аяжан построено на контрасте между общим знанием о войне («сколько стихов, песен написано») и частной историей прадеда-артиллериста. Ученица проводит исследовательскую работу, указывая фронт, на котором он воевал, и конкретные награды. При этом она рефлексирует над источниками своего знания, отмечая, что рассказы бабушки и дедушки производят более яркое впечатление, чем книги или фильмы. Это ключевое наблюдение подтверждает тезис о высокой воспитательной ценности межпоколенческого диалога. Финальный вывод, выраженный через строки песни («Люди мира, будьте зорче втрое»), показывает сформированность активной гражданской позиции, переходящей от памяти к ответственности за настоящее. Проведенная работа имеет комплексный образовательный результат. В языковом аспекте она способствует обогащению лексики (особенно в сферах истории, этики, эмоций), развитию навыков связной письменной речи и публичного выступления. В воспитательном аспекте она формирует уважение к подвигу предков, чувство личной сопричастности истории страны, осознание ценности мира. Нравственное развитие проявляется в способности к сопереживанию (эмпатии) и в формировании четких этических ориентиров. Таким образом, литературное творчество на патриотическую тему выступает как интегративная деятельность, синтезирующая цели обучения русскому языку и цели духовно-нравственного воспитания. Важно отметить, что работа в этом направлении должна быть системной, а не эпизодической, и интегрированной как в урочную, так и во внеурочную деятельность [4, с. 56].

Вывод. Проведенный анализ педагогического опыта по организации внеклассной работы, посвященной памяти Великой Отечественной войны, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, творческие формы деятельности, такие как конкурсы сочинений и стихов, являются высокоэффективным инструментом патриотического воспитания в национальной школе. Они позволяют преодолеть пассивное восприятие исторического материала и вовлечь учащихся в активную, личностно значимую работу. Во-вторых, ключом к успеху является смещение акцента с общих фраз на изучение конкретных, семейных историй. Литературное краеведение, исследование судеб родственников-фронтовиков превращает абстрактную «войну» в совокупность человеческих судеб, что вызывает неизмеримо более сильный эмоциональный и нравственный отклик. В-третьих, данная работа решает не только воспитательные, но и сугубо образовательные задачи по развитию русской речи. Создание мотивационно богатой среды, где язык используется для выражения глубоко прочувствованных мыслей, естественным образом способствует росту коммуникативной компетенции учащихся. Итоговые творческие работы школьников демонстрируют не только сформированность гражданской позиции, но и развитие образного мышления, логики изложения и языкового чутья. Следовательно, принцип «Никто не забыт, ничто не забыто», воплощенный в педагогической практике через личное творчество и исследование семейной памяти, остается действенным методом формирования духовно зрелой, исторически сознательной и граждански ответственной личности.

Список литературы

  1. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 448 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 400 с.
  3. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – Москва: Педагогическое общество России, 1998. – 160 с.
  4. Vygotsky L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. – Cambridge: Harvard University Press, 1978. – 159 p.
  5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – Санкт-Петербург: Наука, 2000. – 380 с.
  6. Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html