Некоторые приемы активизации деятельности учащихся на уроках математики [Математика]
Автор статьи : Сергей Г.
Организация : КГУ "Архангельская средняя школа"
Должность : Учитель математики
Дата : 04.02.2022
Номер журнала : 01-14-2022
Организация : КГУ "Архангельская средняя школа"
Должность : Учитель математики
Дата : 04.02.2022
Номер журнала : 01-14-2022
На уроке математики приходится поддерживать интерес учащихся к изучению учебного материала на разных этапах урока. Учителя используют для этого различные приемы, методы, технические средства. Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении. Для актуализации знаний учащихся в начале урока я использую прием, который условно мы называем «дуэль». Он заключается в том, что учащиеся разбиваются на пары. Сделать это можно различными способами, главное, чтобы ученик знал своего визави. Затем пары получают задание, которое необходимо выполнить и ответ послать по телефону посредством мессенджера WhatsApp своему партнеру. Ученик проверяет верность присланного ответа и заполняет соответствующую графу листа ответов своего напарника. После выполнения задания, через заранее оговоренный промежуток времени, лист ответов предъявляется ученикам и каждый может увидеть набранное количество баллов. Этот прием удобно использовать при устном счете, проверке знания формул, формулировок определений, теорем и т. д. Задания для «дуэли» могут быть предложены учителем, но более полезно и интересно для учащихся, когда они сами составляют задания для «дуэли». Для учащихся важно ответить правильно на большее количество вопросов, так как за каждый верный ответ начисляется балл. Эти баллы учитываются при выставлении оценки за урок.
На этапе закрепления изученного материала и выполнении более сложных учебных заданий проверка осуществляется по дескриптору. Учащийся высылает решение своему напарнику, который в соответствии с дескриптором выполняет проверку предложенного решения. Баллы выставляются также в лист ответов.
Следующий прием, который мы называем «биатлон», целесообразно использовать на уроке обобщения материала по изученной теме. Он заключается в том, что учащимся предлагается карточка с заданиями, которые необходимо выполнить. После выполнения каждого задания его необходимо проверить. Проверка задания осуществляется по листам ответов, которые заранее готовятся учителем и не раздаются детям, а находятся у педагога. Учащийся имеет возможность сверить свой ответ с правильным ответом. Если задание выполнено верно, то учащийся приступает к выполнению следующего примера, если же нет, то ему предстоит «пробежать» штрафной круг, т.е. решить ряд заданий вспомогательного характера и затем вернуться к решению основного примера. Задания для «штрафного» круга подготавливаются учителем заранее с учетом возможных ошибок, которые могут допустить учащиеся и необходимым справочным материалом. В том случае, если получен повторно неверный ответ, то ученику не начисляется балл и он может приступить к решению следующего задания. После выполнения каждого задания ученик заполняет карточку ответов и в конце урока каждый имеет возможность оценить свою работу на уроке.
Для учителя анализ карточки ответов предоставляет информацию о наличии пробелов в знаниях учащихся и позволяет запланировать работу по преодолению этих пробелов.
Кроме проверки знаний применение предложенных приемов имеет и большое воспитательное значение, так как позволяет сделать акцент на формировании академической честности у ребят, навыков контроля и самоконтроля выполненной работы, что в конечном итоге должно оказать положительное влияние на мотивацию ребят к изучению математики и повышение качества знаний учеников.
Список использованной литературы:
- Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: Мысль, 1991
- Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление - М.: Педагогика, 1989
- Атахов Р Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995,
- Бабанский Ю К Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы), - М.: Просвещение, 1982
- Вертгеймер М Продуктивное мышление М., 1987