Исследование действием [Педагогика]
Организация : КГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия им. Ш. Шөкин города Павлодара»
Должность : Учитель начальных классов
Дата : 25.04.2023
Номер журнала : 17-2023
Аннотация (русский). В статье рассматривается методология Action Research (исследование действием) как средство реализации индивидуализированного и дифференцированного подхода в начальной школе. Подчеркивается, что данный метод, основанный на цикле «наблюдай–рефлексируй–действуй–оценивай–изменяй», позволяет учителю системно диагностировать особенности учащихся, выявлять образовательные потребности и корректировать педагогическую стратегию в реальном времени. Описаны конкретные этапы внедрения метода, включая диагностику, постановку задач, дифференциацию заданий и анализ результатов. Приведены данные, подтверждающие повышение успеваемости, мотивации и творческой активности учащихся [1, с. 72].
Аннотация (қазақша). Мақалада бастауыш мектепте жеке тұлғаға бағдарланған және дифференциацияланған тәсілді іске асыру құралы ретінде «Action Research» (әрекет арқылы зерттеу) әдістемесі қарастырылады. Бұл әдіс «бақыла–ойлан–әрекет ет–бағала–өзгерт» цикліне негізделген және мұғалімге оқушылардың ерекшеліктерін жүйелі диагностикалауға, білім беру қажеттіліктерін анықтауға және педагогикалық стратегияны нақты уақытта түзетуге мүмкіндік береді. Әдісті енгізудің нақты кезеңдері, соның ішінде диагностика, мақсат қою, тапсырмаларды дифференциациялау және нәтижелерді талдау сипатталады. Оқушылардың оқу жетістіктерінің, ынтасының және шығармашылық белсенділігінің артуын растайтын деректер келтірілген [2, б. 68].
Abstract (English). The article examines Action Research methodology as a tool for implementing individualized and differentiated instruction in primary education. Based on the cycle “observe–reflect–act–evaluate–adjust,” this method enables teachers to systematically diagnose student characteristics, identify learning needs, and adjust pedagogical strategies in real time. Specific implementation stages are outlined, including assessment, goal setting, task differentiation, and outcome analysis. Empirical data confirm improvements in student achievement, motivation, and creative engagement [3, p. 89].
Введение. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и актуальной педагогической задачей. Основная цель индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении минимального уровня усвоения знаний, умений и навыков, сколько в создании условий для максимально возможной глубины овладения материалом, всестороннего развития способностей каждого ученика и достижения наибольших сдвигов в его личностном и когнитивном развитии. Таким образом, индивидуализация и дифференциация являются неотъемлемыми элементами развивающего обучения [1, с. 45].
Основная часть. Современный учитель начальных классов сталкивается с широким спектром индивидуальных особенностей учащихся — от выраженных трудностей в обучении до высокого уровня когнитивных способностей. В таких условиях особенно эффективным становится метод Action Research (исследование действием), представляющий собой итеративный цикл: «наблюдай–рефлексируй–действуй–оценивай–изменяй». На первом этапе выявляется конкретная педагогическая проблема, затем собираются и анализируются данные, разрабатывается и применяется интервенция, оцениваются её результаты, и при необходимости вносятся коррективы. Этот подход позволяет организовать гибкую, адаптивную систему дифференцированного обучения, направленную на развитие и продвижение каждого ребёнка [2, б. 52].
Для успешного внедрения Action Research учитель проходит несколько ключевых этапов:
- Овладение современными педагогическими методиками и технологиями;
- Систематическое изучение индивидуальных и возрастных особенностей каждого ученика;
- Постановка конкретных, измеримых педагогических задач;
- Выбор и применение эффективных средств индивидуального подхода;
- Фиксация и анализ полученных результатов;
- Формулирование новых задач на основе рефлексии.
Диагностика играет центральную роль в этом процессе. Без неё невозможно организовать подлинно персонализированное обучение. Учитель должен собирать информацию о следующих аспектах развития каждого ученика:
- Исходный уровень знаний, умений и навыков;
- Уровень возрастного когнитивного и эмоционального развития;
- Особенности памяти, внимания, мышления и восприятия;
- Эмоционально-волевые качества и учебная мотивация;
- Состояние здоровья и социальные условия жизни.
Для диагностики используются разнообразные инструменты: контрольные работы, наблюдения, беседы с детьми и родителями, стандартизированные тесты (на уровень мотивации, развитие фонематического слуха, типы мышления, воображение). Например, выявив, что у группы учащихся низкий уровень кратковременной памяти, учитель может включать в урок специальные упражнения на её развитие. Важно учитывать и модальность восприятия: аудиалы лучше усваивают информацию на слух, визуалы — через изображения и схемы, кинестетики — через движение и действие. Эмоциональная память также играет ключевую роль: материал, вызывающий яркие эмоции, запоминается надолго. Поэтому ключевые моменты урока следует оформлять эмоционально насыщенно [3, p. 76]. На основе диагностики организуется дифференциация на всех этапах учебного процесса. Например, при разном темпе работы учащихся предлагают задания разного объёма или сложности, формируют группы по темпу деятельности. Медлительным и быстроутомляемым детям важную информацию дают в начале урока, чаще проводят физкультминутки и чётко регламентируют время выполнения заданий. Быстро работающим учащимся предлагаются творческие задачи повышенной сложности, чтобы избежать поверхностного выполнения.
Существует три основных способа дифференциации:
- Опережающее обучение и разноуровневый контроль. Сильные ученики осваивают материал сверх программных требований, а все учащиеся выполняют контрольные работы с обязательными (1–4) и дополнительными (5) заданиями.
- Дифференциация по уровням сложности:
- 1-й уровень — закрепление базовых знаний;
- 2-й уровень — развитие логики и аналитического мышления;
- 3-й уровень — творческие задания (составление задач, сочинения, исправление ошибок).
- Групповая работа. Группы формируются по уровню подготовки, темпу деятельности, интересам или выбираются учащимися самостоятельно. Используются подвижные и творческие группы.
Индивидуализация также проявляется в самостоятельных и домашних работах. Карточки с заданиями подбираются с учётом способностей, мотивации, организованности ребёнка и отношения семьи к учебному процессу. Важно обеспечить доступность домашних заданий и поощрять творческий подход. Внеурочная деятельность — ещё одно поле для реализации индивидуального подхода. Участие в олимпиадах, выставках, театральных постановках, спортивных соревнованиях позволяет каждому ребёнку проявить свои сильные стороны. Учитель собирает творческие работы учащихся в портфолио, что способствует формированию позитивной «Я-концепции».
Применение метода Action Research в моей практике показало следующие результаты: 100 % успеваемость; Устойчивый рост качества знаний; Участие и победы в интеллектуальных и творческих конкурсах на школьном, районном и республиканском уровнях. Таким образом, исследование действием не только повышает академические показатели, но и раскрывает таланты, формирует внутреннюю мотивацию и делает обучение радостным и значимым для ребёнка.
Заключение. Метод Action Research представляет собой мощный инструмент для реализации принципов индивидуализации и дифференциации в начальной школе. Он позволяет учителю не просто реагировать на проблемы, а системно, научно обоснованно их решать через циклический процесс наблюдения, действия и рефлексии. Такой подход создаёт условия для полноценного развития каждого ученика, учитывая его уникальные способности, темп и стиль обучения. В эпоху персонализированного образования Action Research становится не просто методом, а философией педагогической деятельности.
Список литературы
- Kemmis, S., McTaggart, R., & Nixon, R. The Action Research Planner: Doing Critical Participatory Action Research / S. Kemmis, R. McTaggart, R. Nixon. — Singapore: Springer, 2014. — 286 p.
- Vygotsky, L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes / L.S. Vygotsky. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. — 159 p.
- Основные требования к публикации статей [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html