Исследование действием [Педагогика]
Организация : КГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия им. Ш. Шөкин города Павлодара»
Должность : Учитель начальных классов
Дата : 25.04.2023
Номер журнала : 17-2023
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно актуальной педагогической проблемой. Основная цель осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных, возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. В настоящее время в школьную практику активно внедряется метод Процесс Action Research представляет собой цикл: «наблюдай-рефлексируй-действуй-оценивай-изменяй» Первоначально выделяется проблема и начинается сбор данных для ее более подробного изучения, далее предпринимаются шаги для решения данной проблемы – это эффективный метод для организации системы комплексного дифференцированного и индивидуального подхода в обучении младших школьников как средство развития и продвижения ребенка.
В ходе своей практики каждый учитель сталкивается с разным уровнем подготовки детей от откровенно слабых до достаточно сильных по учебным способностям, возникает потребность в Action Research – эта система позволяет организовать дифференцированное обучение, и при использовании в системе дает: значительное повышение уровня знаний, умений и навыков в учебной деятельности, возрастает уровень развития мышления, возрастает интерес к предмету, мотивация, появляется эмоциональное отношение к учебе в позитивном плане, развивается творческая целенаправленная личность.
С чего же начать учителю начальных классов, еще не применявшим на практике дифференциацию? Наметим несколько основных этапов.
- Владение современными методиками и технологиями
- Систематическое изучение каждого ученика.
- Постановка ближайших педагогических задач.
- Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода.
- Фиксация и анализ полученных результатов.
- Постановка новых педагогических задач.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Ни один врач не начнет лечить больного, пока не поставит диагноз. Учителя же, зачастую, начинают учить ребят, не проводя никакой диагностики – это не позволяет осуществить индивидуальный подход, поэтому второй шаг – это диагностика индивидуальных особенностей учеников и определение области ее применения.
Внедряя на практике индивидуальный подход, важно учитывать совокупность основных факторов основанных на диагностике ученика и класса в целом.
- Исходный (реальный) запас знаний умений и навыков.
- Уровень общего возрастного развития ребёнка.
- Особенности памяти, внимания, мышления, восприятия.
- Эмоционально - волевые качества. Учебную мотивацию.
- Здоровье ребёнка и социальные условия.
Чтобы выяснить реальный (исходный) запас знаний, умений и навыков ребенка, необходимо провести ряд диагностических контрольных или самостоятельных работ, тестов, проанализировать их, спланировать коррекционную работу и работу по дальнейшему продвижению и развитию учеников. Уровень возрастного развития ребенка выясняется в процессе личного общения, бесед, тестов. Значимо наблюдение за поведением ребенка в коллективе сверстников. По специальным тестам выясняется учебная мотивация. У медицинского работника школы, можно получить информацию о состоянии здоровья детей. Далее важна диагностика индивидуальных особенностей памяти, способов восприятия информации, диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности учащихся. Изучение внимания, особенностей фонематического слуха, т.к. он лежит в основе успешного обучения чтению и письму. Существует еще масса диагностических тестов: на логику, способы мышления, интеллект, воображение и многие другие. Что диагностировать, учитель определяет, отталкиваясь от проблем, с которыми он встретился, работая с классом. Может быть, проблемы усвоения знаний заключаются в слабой памяти детей. Проводится соответствующий тест. Возможно, некоторым детям стоит сделать упор на развитие памяти, тогда учитель должен планировать урок с заданиями на ее развитие.
Существует еще и особенности восприятия информации. Всех людей можно условно разделить на группы по восприятию информации: аудиалы, визуалы, кинестики (от греч. kinesis – движение, запоминание через действия, телодвижения, жесты, мимику). Учитывать, что существует эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и надолго. Именно поэтому важно эмоционально ярко организовать ключевые моменты урока и сложные темы. Чтобы выделить установить, у какого ребенка какой вид восприятия используются: беседы с родителями, с детьми, тесты, наблюдения. Результаты обрабатываются, и учитель объясняет тему урока, уже опираясь на особенности восприятия информации каждым ребенком. Чаще всего урок строится на словесных методах обучения: рассказ, беседа, диалог и это благодатная возможность усвоить материал детям аудиалам, а визуалы, кинестетиики уже усваивают тему с некоторым затруднением.
На уроке, можно предложить массу заданий для кинестетиков: ролевые игры, инсценировка математических задач, пантомима, система Ривина – запоминание стихотворения по рисунку. Что же предложить визуалам? Наглядные пособия, иллюстрирование заданий самими детьми, записывание примеров, схем, яркое выделение акцентов в написании. На первый взгляд такая дифференциация затруднительна, но в начальной школе, когда учитель работает с одним классом и знает, кто и как лучше воспринимает информацию, то по ходу урока можно предлагать детям выполнять работу на удобном для них уровне восприятия и памяти. Часто учителя и родители жалуются на то, что ребенок невнимательный. Диагностический тест покажет реальную картину по уровню внимания. Соответственно подбираются индивидуальные задания на её развитие, т.е. идет целенаправленная дифференциация.
Почему класс не успевает выполнить задания, запланированные на урок? Знает ли учитель темп работы детей? Каков уровень их работоспособности? Проверьте. Сделав анализ, учитель, должен учитывать это в своей деятельности и если:
- разный темп и уровень работоспособности – ученикам предлагаются карточки, задания разного объема или уровня сложности. Создаются группы по темпу деятельности;
- медлительные, быстроутомляемые дети, значит, самую важную информацию нужно давать в начале урока. Чаще проводить физминутки. Регламентировать время выполнения заданий;
- быстрый темп – учителю нужно следить, чтобы количество выполненных заданий не вредило качеству давать разнообразить упражнения или давать более сложный уровень;
Существует еще масса диагностических методик. Что диагностировать, учитель определяет, отталкиваясь от проблем, с которыми он встретился, работая с классом.
Дифференцированный, индивидуальный подход невозможно осуществить, не изучив всесторонне ребенка и класс в целом. Проведя диагностику, сделав по ней выводы, индивидуализация сама «напросится» на занятия. Результаты диагностики и уровня усвоения знаний, умений и навыков, заносятся в банк данных комплексного мониторинга каждого ученика и класса в целом. Что позволяет наблюдать за продвижением ребенка, планировать и вести коррекционную работу. Итак, урок после диагностики – это уже совсем другой урок, он личностно ориентирован. Можно вывести общие условия, обеспечивающие реализацию принципа индивидуального подхода на уроке при фронтальной работе с классом:
- активных, сильных - привлекать к выводам;
- пассивных - вызывать для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления;
- ученикам со слабой памятью и медленно протекающими процессами запоминания и мышления - давать возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов хорошо успевающих учеников и по учебнику;
- невнимательных и рассеянных - привлекать к подведению итогов работы;
- всегда находить возможность отметить успех ребёнка, его продвижение.
Круг дифференциации и индивидуализации в педагогике очень широк. Огромное место занимает здесь разноуровневый подход в обучении.
1 способ. Опережение. Контроль. Учитель на уроке старается дать больше информации, чем определено программой начальной школы или предложено в учебнике. Сильный ребенок усвоит и то, что надо по программе и то, что дано сверх нормы, а средний или слабый, только обязательный уровень. После изучения тем с учётом данных уровней целесообразно провести разноуровневые контрольные работы, где 1,2,3,4 задания даются по обязательному уровню, а 5 по возможному, с целью проверки, на каком уровне дети усвоили материалы продвижения и опережения.
2 способ. Дифференциация по уровням сложности упражнений и заданий. При единой познавательной цели и общем содержании они должны отличаться разной степенью трудности и дети идут к достижению единой цели, но разными путями.
- 1 уровень сложности - позволяет только закрепить базовые знания.
- 2 уровень - предполагает отработку учебного материала, развитие мышления, логики.
- 3 уровень – творческие задания: исправление ошибок, придумывание задания, сочинения и т.п.
Один из самых распространенных элементов в индивидуализации – карточки с индивидуально подобранными заданиями
3 способ. Разноуровневая дифференциацию в группах.
Детей в группы с целью индивидуализации и дифференциации можно объединять по-разному:
- Дети с разным уровнем подготовленности.
- Группы с одинаковым темпом деятельности.
- Творческие группы разного характера.
- Группы по уровням сложности – где дети сами выбирают задания, если нужно берут подсказку.
- Подвижные группы.
Большая роль отводится индивидуализации самостоятельных работ. Это конечно карточки с заданиями разного уровня. Либо подготовленные учителем конкретному ученику с целью формирования тех или иных умений. Либо ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности задания по той или иной теме.
Индивидуализация и дифференциация домашних заданий. Домашняя работа - особый вид самостоятельной работы. Одно из главных условий домашних заданий - это доступность для самостоятельного выполнения.
Предлагая дифференцированные домашние задания важно учитывать:
- Способность ребенка к учебной деятельности.
- Познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям).
- Организованность в работе, умеет ли доводить начатое дело до конца.
- Отношение родителей к учебе ученика к советам учителя.
Важно проверять домашние работы, оценивать и поощрять творчество и поиск.
Работа учителя с детьми заключается не только в урочной форме. Индивидуальный подход можно и нужно организовать и во внеурочное время. Каждый ребенок чем-то уникален. Задача учителя рассмотреть способности, направить их, развить. Ведь вариантов проявить себя в школе множество: участие в олимпиадах, спортивные соревнования, выставки рукоделий и рисунков, конкурсы песен и танцев, концерты, утренники, театральные постановки, походы. Творческой работы мы с учениками собираем в альбомы-папки
В тех областях, где есть способности, ребенок быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки, умения. Надо только показать ему область применения и ребенок с интересом и продуктивно трудится.
Показатели использования индивидуализации и дифференциации в моих классах таковы:
- 100% успеваемость;
- Положительная динамика качества знаний
- Победители и призеры интеллектуальных и творческих конкурсов разного уровня
Метод «Action Research» позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, не только повышает успеваемость и качество знаний, но и позволяет раскрыться талантам, способностям. Учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает большие возможности для формирования внутренней мотивации. Дети отлично ощущают себя, если знают о своей уникальности в той или иной области.
Список литературы:
- Данная работа опубликована в моем личном блоге С.М. Рыбак на сайте https://multiurok.ru/svet-svetlana/blog
- https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9tdWx0aXVyb2sucnUvZmlsZXMvb3JnaGFuaXphdHNpaWEtZGlmZmllcmllbnRzaXJvdmFubm9naG8taS1pbmRpdmlkdWFsLW5vZ2hvLXBvZGtob2RhLXYtb2J1Y2hpZW5paS1tbGFkc2hpa2gtc2hrb2wtbmlrb3Yta2FrLXNyaWVkc3R2by1yYXp2aXRpaWEtbGljaG5vc3RpLXJpZWJpZW5rYS5odG1s