Использование межпредметных связей на уроках информатики [Информатика]
Автор статьи : Айгерим О.
Организация : КГУ "Средняя школа имени Маяковского"
Должность : Учитель информатики
Дата : 25.01.2018
Издатель : Индира Т., корреспондент
Номер журнала : 01-11-2021
Организация : КГУ "Средняя школа имени Маяковского"
Должность : Учитель информатики
Дата : 25.01.2018
Издатель : Индира Т., корреспондент
Номер журнала : 01-11-2021
Информатика
Очень часто у ребенка школьные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни, тем более, картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие приводит к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.
Интеграция в обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
Современная школа характеризуется постоянным увеличением нагрузки на обучаемых и проникновением все большего числа технических инноваций. Очевидно, что эти и многие другие факторы не могут не оказывать отрицательного влияния на здоровье школьников. В таких условиях учреждения образования должны адекватно реагировать на происходящие изменения, вырабатывая систему мер, направленных на уменьшение нагрузки учащихся.
Для формирования такой среды необходим поиск подходов и идей, использование которых на практике позволило бы создать желаемую среду. Одним из таких подходов может стать поиск такой дисциплины, методическая система обучения которой была бы, так или иначе, связана с фрагментами методических систем обучения всем остальным дисциплинам. В данном случае может оказаться достаточным наличие однотипных фрагментов в содержании обучения, использование одних и тех же методов или средств обучения. С учетом возрастных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию.
Интегрированный подход позволяет установить, что изучаемая тема связана с другими темами учебного предмета, а так же с различными темами других дисциплин, то есть в изученной теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например тема “Редактирование текстовых документов” на уроке информатики может быть интегрирована со многими темами по русскому языку, математики. Приведу примеры заданий, которые могут быть использованы на таком уроке.
Решить задачу наиболее полного общего развития учащихся силами, каких-либо отдельных дисциплин очень трудно. Необходима интеграция учебных предметов, преподающихся сейчас отдельно и независимо друг от друга. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:
- Вставь пропущенные буквы…
- Удали слова, написанные неправильно (сколькими способами это возможно сделать?)…
- Попробуй сочинить стихотворение, используя предложенные пары слов, копируя их…
- Восстановите пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста… Подчеркни главные члены предложения. Вставь пропущенные знаки препинания…
- Удалите в каждой последовательности лишнее число… Вставьте пропущенное число в последовательность…
- При объяснении устройства ПК основой являются сведения из курса физики, которые пока весьма расплывчаты в силу опережающего изучения данного материала в рамках курса информатики.
- Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в курсах физики и математики.
- Знания о системах счисления представляется целесообразным формировать в рамках курса математики.
Темы курса информатики | Другие школьные дисциплины |
Текстовой редактор. Набор, редактирование и форматирование текста | казахский язык, русский язык, английский язык |
Решение математических и физических задач на компьютере | Физика, алгебра, геометрия |
Базы данных. Назначение и основные возможности | Химия, биология, физика, обществознание |
Позиционные системы счисления | История, алгебра |
Исследование информационных моделей | Физика, алгебра, геометрия, биология, география |
Мультимедийные технологии | География, биология, физика, музыка, ИЗО |
Создание Web-страниц | Русский язык, английский язык, музыка, ИЗО |
Web-дизайн | ИЗО, музыка |
Поиск информации | Литература, биология |
Графики. Линейные алгоритмы | Алгебра, физика, биология |
Рисунки, таблицы и диаграммы | История, география, физика, алгебра, геометрия |
Нахождение максимальных и минимальных элементов в массивах | География, физика, алгебра, геометрия |
- Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.
- Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.
- Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
- Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
- Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
- Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
- Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
- В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.