Формирование вокально-сценической культуры обучающихся в творческих организациях образования [Музыка]

Автор статьи : Акмарал К.
Организация : Алматинский музыкальный колледж им. П.Чайковского
Должность : преподаватель
Дата : 12.04.2022
Номер журнала : 01-14-2022
Одним из основных предметов специального цикла, направленного на подготовку артиста академического пения, является мастерство актера. Вокал – необходимое исходное «оснащение» оперного артиста. Это и дар природы, и технически отлично настроенный натренированный аппарат. Вокальное пение – богатые возможности, надежные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершенствованию, устремлённому движению к высотам духовности, универсальным способам освоения духовно-нравственных идеалов. Петь в опере – значит выражать эмоции и мысли действующего образа в предлагаемых обстоятельствах. Тот или иной характер музыки рожден сценической ситуацией, раскрытием психофизической сущности образа, логикой его чувств и действий. Именно поэтому в оперном артисте должны органически сочетаться музыкально-вокальные данные с актерскими, с его способностью действовать на сцене. Оперный артист – певец-музыкант, следовательно, важно, чтобы он превратился в реально действующее лицо на сцене, правдивое и убедительное.  На вокальном отделении нашего колледжа предмет актерского мастерства ведется со дня его основания. Помимо этого предмета преподается и культура речи. Безусловно, для специалиста – солиста академического пения, будущего артиста оперной сцены эти предметы чрезвычайно важны. Уже сейчас, получая азы вокального искусства, студенты понимают необходимость овладения основами актерского мастерства. Обучение сценическому мастерству базируется на системе К.С. Станиславского, наиболее полно выражающей законы реалистического театрального искусства. Она ставит своей целью гармоническое развитие творческой природы учащегося и потому исключает всякую возможность нивелирования индивидуальностей, открывая простор для их формирования и развития. Обучение на основе системы К.С. Станиславского дает полную свободу выбора творческого решения поставленной задачи. Непременным условием этого решения является его соответствие идее, содержанию и стилю произведения. Особенность творчества артиста академического пения заключается в умении в самой музыке искать и находить характер воплощаемого образа, закономерность его действий и побуждений, истину переживаний и страстей. В основе осмысленного выразительного пения лежит слияние артиста с музыкально звучащим образом. С первых шагов обучения студенты должны понимать, что необходимо овладение не отдельными театральными приемами умелого сочетания вокального и сценического мастерства, а законами, естественно присущими человеческой природе. Начиная с элементарных задач, учащиеся постигают эти законы в сценических условиях. В конечном итоге будущие вокалисты должны научиться в поведении на сцене быть такими же естественными и правдивыми, как и в жизни. В то же время они обязаны овладеть умением передавать истинные чувства в художественной форме. Именно поэтому цели, которые ставятся на занятиях, – это приобщение обучающихся к музыкальной культуре, развитие артистических способностей в процессе формирования системы знаний, совершенствования умений и навыков в области вокального мастерства. Сначала проводятся специальные упражнения – на внимание, воображение, смену темпо-ритма, которые осуществляют последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную активность каждого учащегося. Их главная задача – развивать у обучающихся внимание, наблюдательность, творческую фантазию, логическое мышление. Элементы актерской техники вводятся поэтапно, и большинство упражнений носит комплексный характер, что позволяет педагогу совмещать работу по закреплению знаний, умений и навыков с освоением нового материала. Подбор упражнений производится, учитывая задачи предстоящего занятия. Набор упражнений постоянно обновляется, используются инновационные формы, необходимые для развития личности обучающегося. К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:
  • внимание к объекту;
  • органы восприятия;
  • ощущения и создание на их основе образов;
  • способность создавать идеи и образы;
  • взаимодействие;
  • логичность и последовательность чувств;
  • перспектива передаваемой мысли;
  • чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма;
  • умение быть притягательным;
  • способность мгновенно отражать в действиях сценическую ситуацию;
  • культура речи;
  • работа над словом.
Педагог, идущий от внутреннего образа, в процессе занятий увлекает студентов к сути, выраженной в слове, и когда внимание идет по этой линии, они забывают о себе, как о певцах, от правильного ощущения у них рождается и правильный звук, следовательно, обучающиеся открывают своему вниманию дорогу к предлагаемым обстоятельствам. Ведь музыкально-сценическое представление не ограничивается целью исполнения отдельных арий, дуэтов, ансамблей, а создает гармонию всех сценических частей, синтетический комплекс всего виденного и слышанного, воплощение живых страстей, столкновение живых движений и позднее комплекс, овеянный, окутанный, пронизанный музыкой. Таким образом, объединение происходящего взаимообмена творчеством на занятиях актерского мастерства благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом. Работа над этюдами – тоже немаловажный момент. Студенты учатся создавать этюды в различных предлагаемых обстоятельствах, действовать и взаимодействовать с партнером в этих обстоятельствах, общаться. Главная цель подобных упражнений, по словам народного артиста СССР В. О. Топоркова, – научиться строить  жизнь человека на сцене как единый  психофизический процесс и творчески пользоваться логикой физических действий, развивать чувство правды, умение логически и целесообразно  действовать на сцене  для выполнения поставленной задачи, при различных обстоятельствах, умение сосредоточить все свое внимание  на объекте действий и с предельной правдой выполнять действия. Так, постепенно осваивая элементы актерского мастерства, приступаем к работе над небольшими отрывками из музыкально-драматических произведений. Подбор материала проводится с учетом желаний студентов и их вокальных возможностей. В некоторых случаях предлагаются противоположные характерам образы, чтобы обучающиеся могли ярче проявить свои возможности и способности. Начинается так называемая застольная работа – знакомство с произведением в целом, содержанием оперы, историческими условиями, музыкальным материалом. Студенты определяют цель в работе над текстом, препятствия на пути к её достижению и свои действия, анализируют материал и музыкальные интонации, данные композитором, подтекст, намечают линию видения собственного поведения в данном отрывке.  Затем идет разучивание вокальных партий: арий, дуэтов, ансамблей. Таким образом, шаг за шагом следуем от выразительного, действенного пения, которое раскрывает образ и его характерность, действие и драматическое положение, к правде сценического выражения, характерности мимики, грима,  музыкально-оправданной мизансцене,  жесту, пластике. И наконец, наступает самый волнующий момент – экзамен по мастерству актера – праздник и для зрителей, и для студентов. На сцене происходит чудесное перевоплощение вокалистов в художественный образ. Герои поют, танцуют, о чем-то мечтают, грустят. Они проживают целую жизнь. И зритель в зале тоже вместе с исполнителями радуется или грустит. Это так волнительно и трогательно! Ведь настоящее искусство должно быть правдиво. Выступая на сцене, артист делится частичкой своей души. Он бескорыстно дарит людям все самое прекрасное, что есть в его сердце. Список использованной литературы:
  1. Завадский Ю.А. «Система Станиславского – путь к созданию типического образа» М., 1953г.
  2. Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера» М., 1978г.
  3. Немирович-Данченко В.И. «О творчестве актера» М., 1973г.
  4. Станиславский К. С., Собрание сочинений в 9 томах, М., «Искусство», «Московский Художественный театр», 1988-1999г.
  5. Станиславский К. С., Собрание сочинений в 8 томах, М., «Искусство», 1954-1961г.
  6. Топорков В.О. «О технике актера» М., 1958г.