Формирование произвольного поведения у детей: дошкольный и младший школьный возраст

Формирование произвольного поведения у детей: дошкольный и младший школьный возраст [Психология]

Автор статьи : Адина О.
Организация : Образовательный центр Института интеллектуальных технологий
Должность : Директор
Дата : 24.04.2020
Номер журнала : 01-10-2020

Аннотация. Статья посвящена исследованию процесса формирования и развития произвольности поведения у детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Актуальность темы обусловлена ключевой ролью произвольности как новообразования дошкольного возраста, обеспечивающего готовность к систематическому обучению в школе. Цель работы – проанализировать теоретические основы развития произвольности, определить ее психологическую структуру и выделить наиболее эффективные практические методы ее формирования, прежде всего через игровую деятельность. В исследовании использованы методы теоретического анализа (труды Л.С. Выготского, Е.О. Смирновой и др.), обобщение педагогического опыта. Результаты показывают, что центральным механизмом развития произвольности является подчинение правилу, которое наиболее органично осваивается в игре. Делается вывод о необходимости целенаправленной педагогической работы по включению игр с правилами в образовательный процесс для успешного формирования предпосылок учебной деятельности.

Введение. Формирование произвольности поведения представляет собой одну из центральных задач развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Произвольность, понимаемая как способность управлять своими действиями, вниманием, памятью и поведением в соответствии с принятым намерением или социальной нормой, является важнейшим психологическим новообразованием, обеспечивающим готовность к школьному обучению [1, с. 120]. Актуальность исследования данной проблемы в современном образовательном контексте обусловлена необходимостью развития у детей не только интеллектуальных способностей, но и регуляторных компетенций – умения ставить цели, планировать действия, контролировать их выполнение и преодолевать трудности. Эти качества лежат в основе успешной учебной деятельности и социальной адаптации. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации представлений о генезисе и структуре произвольности, а практическая ценность – в определении конкретных педагогических условий и методов (преимущественно игровых), способствующих ее целенаправленному развитию. Таким образом, анализ процесса формирования произвольности на стыке двух важнейших возрастных периодов является своевременной и значимой научно-практической задачей.

Основная часть. С психологической точки зрения, произвольность представляет собой высшую психическую функцию, обеспечивающую сознательное управление человеком своим поведением и психическими процессами. Л.С. Выготский рассматривал развитие произвольности как процесс интериоризации культурных знаков и социальных отношений, где ключевую роль играет речь и правило [1, с. 156]. В дошкольном возрасте закладываются основы этой способности, которые затем развиваются и совершенствуются в младшем школьном возрасте в условиях новой ведущей деятельности – учебы. Произвольность не является врожденным качеством; она формируется в процессе взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, прежде всего в специфических для детства видах деятельности.

Возрастная динамика развития произвольности имеет четкие этапы. В раннем и младшем дошкольном возрасте (3-4 года) действия ребенка приобретают намеренный характер, однако цель деятельности еще неустойчива и легко «теряется». Важнейшим рычагом развития становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок впервые начинает подчинять свои непосредственные импульсы логике взятой на себя роли. К среднему дошкольному возрасту (4-5 лет), в связи с созреванием лобных долей мозга, отвечающих за программирование и контроль, появляется способность к более длительному удержанию цели и элементарному самоконтролю. Однако поведение в значительной степени остается импульсивным. Качественный скачок происходит в старшем дошкольном и начале младшего школьного возраста (5-7 лет). Дети обретают способность действовать по образцу и правилу, удерживать инструкцию взрослого, преодолевать сиюминутные желания ради отдаленной цели. Именно в этот период формируется внутренний план действий и саморегуляция. Игра, как ведущая деятельность дошкольника, выступает в роли главной «школы произвольности». Особое значение имеют игры с правилами (подвижные, настольные, дидактические). В отличие от сюжетно-ролевой игры, где правило скрыто в роли, здесь правило открыто, формализовано и должно соблюдаться всеми участниками. Как отмечали Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова, игра с правилами является прямой предпосылкой учебной деятельности, так как требует от ребенка удержания внешнего правила, превращения его во внутренний план и подчинения ему своих действий [2, с. 45]. Исследования Е.О. Смирновой показывают, что первоначально дошкольник учится контролировать действия других, замечая нарушения правил, и лишь затем переносит этот контроль на собственное поведение [3, с. 89]. Таким образом, взаимодействие со сверстниками в игре становится мощным стимулом для развития самоконтроля.

Педагогическая практика располагает широким арсеналом игр, целенаправленно развивающих различные аспекты произвольности. Для развития произвольности внимания и контроля импульсов эффективны игры типа «Запрещенное движение», «Съедобное – несъедобное», «Море волнуется». Произвольность двигательной сферы формируется в играх с четкой двигательной задачей и ограничениями («Классики», игры со скакалкой, «Ловишки» с дополнительными условиями). Настольно-печатные игры, шашки, домино, головоломки (кубики Никитина, блоки Дьенеша) требуют удержания правила на протяжении всей игры, планирования ходов, проявления усидчивости и целеустремленности. Систематическое включение таких игр в жизнь детского сада и начальной школы создает естественную и мотивирующую среду для тренировки регуляторных функций. Переход к младшему школьному возрасту вносит коррективы в процесс развития произвольности. Новая социальная ситуация развития и ведущая деятельность – учебная – предъявляют к ребенку системные требования: сидеть за партой в течение урока, слушать учителя, выполнять задания по инструкции, сдерживать желание поговорить или поиграть. Учебная задача, в отличие от игровой, часто не имеет непосредственной привлекательности для ребенка, поэтому ее выполнение требует значительных волевых усилий и внутренней мотивации. Произвольность в этот период становится центральным звеном формирования учебной деятельности. Успешность этого перехода напрямую зависит от того, насколько у ребенка к концу дошкольного детства были сформированы базовые компоненты произвольности: умение подчиняться правилу, способность к минимальному самоконтролю и возможность действовать по образцу. Дети, у которых эти компоненты развиты слабо, сталкиваются в школе с серьезными трудностями: невнимательностью, неусидчивостью, неумением организовать свою работу.

Следовательно, работа по развитию произвольности не должна прекращаться с поступлением в школу, а должна продолжаться, адаптируясь к новым условиям. В начальных классах игровые методы по-прежнему остаются эффективными, но они усложняются, приближаясь к учебным задачам. Это могут быть дидактические игры на уроках, проектная деятельность, требующая планирования этапов работы, коллективные формы работы с распределением ролей и ответственности. Важную роль играет рефлексия, когда учитель побуждает детей анализировать, как они выполнили задание, что получилось, а что вызвало трудности и почему. Таким образом, развитие произвольности – это непрерывный процесс, связывающий дошкольное и школьное детство в единую линию психологического становления личности.

Вывод. Развитие произвольности у детей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой сложный, многокомпонентный процесс, имеющий критическое значение для успешной адаптации к систематическому обучению и дальнейшей социализации. Теоретический анализ и обобщение практического опыта позволяют утверждать, что фундамент произвольного поведения закладывается в дошкольном детстве, преимущественно в контексте игровой деятельности. Игры с правилами выступают в качестве оптимальной и естественной для ребенка формы овладения умением подчинять свои непосредственные побуждения внешнему (а затем и внутреннему) правилу. Это умение является центральным психологическим механизмом произвольности. Для младшего школьника, столкнувшегося с требованиями учебной деятельности, сформированные в игре базовые регуляторные навыки становятся основой для развития учебной самостоятельности, самоконтроля и целенаправленности. Поэтому целенаправленная и систематическая педагогическая работа по развитию произвольности, основанная на грамотном подборе и использовании игр с правилами, а также на постепенном переводе игровых навыков в учебный контекст, является обязательным условием построения эффективного и развивающего образовательного процесса на этапе перехода от дошкольного к школьному образованию. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение эффективности конкретных игровых методик для развития отдельных компонентов произвольности у детей с разными индивидуально-типологическими особенностями.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Академический Проект, 2002. – 160 с.
  3. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М.: МОДЭК, 2008. – 172 с.
  4. Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html