Формирование навыков XXI века в современной школе: вызовы и подходы

Формирование навыков XXI века в современной школе: вызовы и подходы [Педагогика]

Автор статьи : Венера О.
Организация : КГУ «Средняя школа имени Маяковского» отдела образования Жарминского района Восточно Казахстанской области
Должность : Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Дата : 30.11.2016
Издатель : Индира Т., корреспондент
Номер журнала : 01-11-2021

Аннотация. Статья посвящена анализу педагогических вызовов, связанных с необходимостью формирования у учащихся навыков и компетенций, востребованных в XXI веке. Цель исследования – определить ключевые компетенции будущего, критически оценить ограничения традиционной трансмиссионной модели обучения и предложить эффективные педагогические подходы и методы оценивания для их развития. В работе использованы методы теоретического анализа педагогической литературы, систематизации данных международных исследований в области образования (таких как PISA, исследования OECD) и сравнительного анализа образовательных моделей. Рассматриваются такие категории навыков, как критическое и креативное мышление, коммуникация, сотрудничество и адаптивность. Особое внимание уделяется противоречию между потребностью в развитии этих навыков и доминированием знаниево-ориентированной, трансмиссионной парадигмы. Анализируется роль проектного и проблемно-ориентированного обучения, коллаборативных практик, а также интеграции формативного и суммативного оценивания. В результате исследования обоснована необходимость смены образовательной парадигмы от передачи информации к созданию условий для формирования метапредметных умений и личностного роста учащихся. Делается вывод о том, что успешная адаптация школы к требованиям нового века невозможна без системного пересмотра целей, содержания, методов и оценочных процедур [1, 2, 3, 4].

Аннотация. Бұл мақала XXI ғасырда талап етілетін дағдылар мен құзыреттерді оқушыларда қалыптастыру қажеттілігімен байланысты педагогикалық сындарды талдауға арналған. Зерттеудің мақсаты – болашақтың негізгі құзыреттерін анықтау, дәстүрлі трансмиссиялық оқыту үлгісінің шектеулерін сыни бағалау және оларды дамыту үшін тиімді педагогикалық тәсілдер мен бағалау әдістерін ұсыну. Жұмыста педагогикалық әдебиеттерді теориялық талдау әдістері, білім беру саласындағы халықаралық зерттеулерді жүйелеу (PISA, OECD зерттеулері сияқты) және білім беру модельдерін салыстырмалы талдау қолданылды. Сыни және шығармашылық ойлау, қарым-қатынас, ынтымақтастық және бейімделу сияқты дағдылардың санаттары қарастырылады. Осы дағдыларды дамыту қажеттілігі мен білімге бағытталған, трансмиссиялық парадигманың үстемдігі арасындағы қарама-қайшылыққа ерекше көңіл бөлінеді. Жобалық және проблемалық-бағытталған оқытудың, коллаборативтік тәжірибелердің, сондай-ақ формативті және сомативті бағалауды біріктірудің рөлі талданады. Зерттеу нәтижесінде білім беру парадигмасын ақпаратты беруден метапәндік дағдылар мен тұлғаның өсуін қалыптастыру жағдайларын жасауға ауыстыру қажеттілігі негізделді. Жаңа ғасырдың талаптарына мектептің сәтті бейімделуі мақсаттарды, мазмұнды, әдістер мен бағалау процедураларын жүйелі қайта қараусыз мүмкін емес деген қорытынды жасалады [1, 2, 3, 4].

Abstract. The article is devoted to the analysis of pedagogical challenges associated with the need to develop skills and competencies in students that are in demand in the 21st century. The purpose of the study is to identify the key competencies of the future, critically assess the limitations of the traditional transmission model of learning, and propose effective pedagogical approaches and assessment methods for their development. The work uses methods of theoretical analysis of pedagogical literature, systematization of data from international studies in the field of education (such as PISA, OECD research), and comparative analysis of educational models. Categories of skills such as critical and creative thinking, communication, collaboration, and adaptability are considered. Special attention is paid to the contradiction between the need to develop these skills and the dominance of the knowledge-oriented, transmission paradigm. The role of project-based and problem-oriented learning, collaborative practices, and the integration of formative and summative assessment is analyzed. As a result of the study, the need to change the educational paradigm from the transfer of information to creating conditions for the formation of meta-subject skills and personal growth of students is substantiated. It is concluded that the successful adaptation of the school to the requirements of the new century is impossible without a systematic revision of goals, content, methods, and assessment procedures [1, 2, 3, 4].

Введение. Современный мир переживает эпоху кардинальных трансформаций, обусловленных четвертой промышленной революцией, цифровизацией, глобализацией и обострением глобальных проблем. Эти изменения радикально меняют рынок труда, социальные взаимодействия и саму природу знаний. В таких условиях традиционная цель образования — передача фиксированного объема знаний — становится недостаточной. Школа сталкивается с необходимостью подготовить учащихся к жизни в сложном, неопределенном и быстро меняющемся будущем, о характере которого можно лишь строить предположения. Актуальность исследования обусловлена острым противоречием между социальным запросом на выпускников, обладающих гибкими навыками (soft skills) и компетенциями XXI века, и инерцией образовательных систем, во многом продолжающих функционировать в логике индустриальной эпохи. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации требований к образовательным результатам нового типа, а практическая — в обосновании конкретных педагогических стратегий и инструментов оценивания, позволяющих преодолеть разрыв между школой и реальностью. Данная статья ставит целью проанализировать структуру ключевых компетенций будущего, выявить недостатки преобладающей трансмиссионной модели обучения и наметить пути модернизации образовательного процесса.

Основная часть

1. Компетенции и навыки XXI века: структура и содержание. Международные организации (OECD, Всемирный экономический форум, ЮНЕСКО) и ведущие исследователи в области образования сходятся во мнении о необходимости смещения фокуса с академических знаний на универсальные компетенции. Их можно сгруппировать в несколько ключевых кластеров:

  1. Способы мышления: Креативность и инновационность, критическое мышление, умение решать проблемы и принимать решения. Эти навыки позволяют не просто воспроизводить информацию, а генерировать новые идеи, анализировать сложные ситуации и находить нестандартные пути.
  2. Способы работы: Эффективная коммуникация (устная и письменная) и сотрудничество (работа в команде, лидерство). В interconnected-мире успех все чаще зависит от способности выстраивать продуктивные взаимодействия с разнородными группами людей.
  3. Инструменты работы: Информационная и медийная грамотность, цифровые компетенции. Это не просто умение пользоваться технологиями, а способность критически оценивать информацию, создавать цифровой контент и использовать технологии для обучения и решения задач.
  4. Навыки для жизни в мире: Гражданская ответственность, социальная и культурная осведомленность, адаптивность, инициативность, эмоциональный интеллект. Эти качества формируют основу личного и профессионального благополучия в глобализированном обществе [1, 2].


2. Критика трансмиссионной модели обучения. Несмотря на осознание необходимости новых навыков, доминирующей в массовой школьной практике во многих странах остается трансмиссионная, или «знаниево-ориентированная», модель. Ее суть — односторонняя передача информации от учителя (или учебника) к пассивному ученику. Эта модель обладает рядом фундаментальных ограничений в контексте задач XXI века:

  1. Она фокусируется на запоминании и воспроизведении фактов, что не способствует развитию высших когнитивных функций, таких как анализ, синтез и оценка (по таксономии Блума).
  2. Она изолирует знания по предметам, препятствуя формированию междисциплинарных связей и умению переносить знания в новые контексты.
  3. Она минимизирует социальное взаимодействие между учениками, лишая их возможности развивать навыки сотрудничества, коммуникации и совместного решения проблем.
  4. Она часто порождает у учащихся ощущение оторванности обучения от реальной жизни, что снижает внутреннюю мотивацию.

Как следствие, трансмиссионная модель эффективно готовит к стандартизированным тестам на воспроизведение, но оказывается малопригодной для подготовки к нестандартным, комплексным задачам реального мира [3].

3. Альтернативные педагогические подходы. Развитие компетенций XXI века требует перехода к конструктивным и социально-конструктивистским моделям обучения, где ученик является активным строителем своего знания. К таким подходам относятся:

  1. Проектное обучение (PBL, Project-Based Learning): Учащиеся в течение длительного времени исследуют сложный вопрос, проблему или вызов, создавая в итоге конкретный продукт или решение. Это развивает исследовательские навыки, управление проектами, креативность и умение работать в команде.
  2. Проблемно-ориентированное обучение: Обучение начинается с представления реальной, неоднозначной проблемы, для решения которой требуется усвоить новые знания. Это развивает критическое мышление и способность применять знания на практике.
  3. Коллаборативные и кооперативные стратегии: Структурированная работа в малых группах, где каждый участник несет ответственность как за свой вклад, так и за общий результат. Техники вроде «мозгового штурма», взаимного обучения (peer teaching) или ролевых игр позволяют отрабатывать коммуникацию, лидерство и социальные навыки.
  4. Обучение, основанное на запросах (Inquiry-Based Learning): Учитель выступает в роли фасилитатора, помогая ученикам самостоятельно формулировать вопросы, искать информацию, анализировать данные и делать выводы.

Внедрение этих подходов требует переподготовки педагогов и изменения организации учебного пространства и времени.

4. Оценивание компетенций XXI века. Традиционные методы суммативного оценивания (контрольные, экзамены), ориентированные на проверку знаний, плохо подходят для измерения прогресса в области гибких навыков. Необходима комплексная система оценивания, сочетающая разные форматы:

  1. Формирующее (формативное) оценивание: Непрерывный процесс, встроенный в учебную деятельность, цель которого — получить обратную связь для корректировки обучения. Техники включают самооценку и взаимооценку по четким критериям (рубрикам), рефлексивные журналы, мини-презентации, наблюдение за групповой работой. Именно формирующее оценивание является ключевым для развития метапознания и саморегуляции учащихся.
  2. Аутентичное суммативное оценивание: Итоговая демонстрация компетенций через создание реальных продуктов (портфолио проектов, исследовательские работы, публичные выступления, решение кейсов). Критерии оценивания (рубрики) должны быть прозрачны и известны учащимся заранее и отражать не только предметные, но и метапредметные результаты (качество аргументации, сотрудничества, креативности) [4].

Переход к такой системе требует от учителей высокого уровня педагогического мастерства и готовности к диалогу с учениками.

Вывод. Формирование у школьников компетенций, необходимых для успеха в XXI веке, представляет собой комплексный вызов для национальных образовательных систем. Этот процесс невозможен без преодоления инерции традиционной, трансмиссионной модели, которая, будучи эффективной для передачи статичного знания, оказывается неадекватной для развития креативности, критического мышления, сотрудничества и адаптивности. Ответом на этот вызов должен стать системный переход к практико-ориентированным, социально-конструктивистским педагогическим подходам, таким как проектное и проблемно-ориентированное обучение, которые ставят ученика в позицию активного исследователя и создателя. Не менее важным является реформа системы оценивания, интеграция непрерывного формирующего оценивания и аутентичных суммативных методов, нацеленных на демонстрацию комплексных умений. Реализация этих изменений требует значительных усилий по переподготовке педагогических кадров, обновлению учебных программ и созданию соответствующей образовательной среды. Однако именно этот путь является условием не только для повышения конкурентоспособности выпускников на глобальном рынке труда, но и для воспитания ответственных, мыслящих и способных к постоянному обучению граждан, готовых к созиданию будущего в условиях неопределенности. Таким образом, модернизация школы в соответствии с вызовами нового века — это не техническая задача, а стратегический императив общественного развития.

Список литературы

  1. Андреев А.Л. Компетентностная модель образования: мировой опыт и российские перспективы // Педагогика. – 2016. – № 8. – С. 112–120.
  2. OECD. The Future of Education and Skills: Education 2030. – Paris: OECD Publishing, 2018. – 23 p.
  3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
  4. Black, P., Wiliam, D. Inside the Black Box: Raising Standards Through Classroom Assessment // Phi Delta Kappan. – 1998. – Vol. 80, No. 2. – P. 139–148.
  5. Fullan, M., Langworthy, M. A Rich Seam: How New Pedagogies Find Deep Learning. – London: Pearson, 2014. – 80 p.
  6. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. – 360 с.
  7. Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html