Современные интернет ресурсы как рабочий инструмент в преподавании химии [Химия]

Автор статьи : Ксения К.
Организация : КГУ «Специальная школа-интернат №2»
Должность : учитель химии
Дата : 13.01.2023
Номер журнала : 01-16-2023

На сегодняшний, по моему мнению, у нас в стране, да и во всем мире в целом назрела большая проблема, которую можно обозначить как «Дети и гаджеты». В нашем обществе трудно представить ребенка без современного гаджета последней модели в руках. Наш разум заполонили потоком ненужной информации, бессмысленными играми и приложениями. Дети нашего поколения оказались в самой гуще «социокультурного водоворота». Развитие цивилизации обязательно связано с появлением новых предметов и технологий. И если говорить о «киберсоциализации», то доступность информации сегодня вышла на небывалый уровень. Совершенствование интернет-технологий позволяет человеку мгновенно получить ответы на многочисленные вопросы, всегда быть в курсе событий. Такие безграничные возможности для саморазвития должны нести за собой повышение интеллектуального уровня общества в целом и каждого человека в отдельности. Но так происходит не всегда. Ученными доказано, что под влиянием гаджетов у детей формируется зависимое поведение, изменяется психическое состояние, теряется ценность реального общения с близкими и со сверстниками, уходят на задний план сюжетные и ролевые игры, любое общение заменяется на On-line. Возникает логичный вопрос, как сделать так, чтобы эти самые интернет технологии вместе с смартфонами, ноутбуками и другой компьютерной техникой работали на благо, чтобы они помогали развивать познавательный интерес ребенка, а не забивали его мозг ненужной информацией?! Ребенок должен научится не только бессмысленно «листать» страницы социальных сетей, переписываться с друзьями либо играть в игры ( нужно отметить, что все это постепенно приводит к «цифровой деменции») но и пользоваться интернет –ресурсами в целях пополнения своего багажа знаний, развития навыка самостоятельного поиска нужной информации. Информатизация общества делает доступным большой объем информации, интернет предоставляет новые формы удовлетворения познавательных потребностей, расширяет возможности и роли учащихся. Старшее поколение, в том числе и учителя, не всегда успевают в своем развитии за учениками. И тут на помощь приходит технология Смешанного обучения в образовании. Активное применение инновационных технологий, новых методик обучения, современных интерактивных комплексов способствует выведению процесса образования на новый уровень цифровизации. Смешанное обучение представляет собой образовательную технологию, предполагающую сочетание традиционного обучения («лицом к лицу», с присутствием педагога) с элементами дистанционных технологий — онлайн-обучения. Сочетание двух этих элементов предполагает их одинаковую важность в учебном процессе. Смешанное обучение предполагает большую самостоятельную работу ребенка, его участие в выстраивании собственного образовательного маршрута. В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн-обучение, и обучение с участием педагога. Взаимозаменяемые функции педагога и ученика не только стимулируют последнего на определенный вид деятельности, но и помогают ему достичь цели к концу прохождения заданного учителем маршрута. Существует несколько моделей смешанного обучения, одинаково эффективно использующихся в образовательном процессе. К наиболее известным относятся: модель «перевернутого класса», модели «Ротация станций» и «Ротация лабораторий», гибкая модель смешанного обучения. В образовательной практике наиболее распространена модель «перевернутого класса», когда педагог предоставляет материал для самостоятельного изучения вне стен образовательной организации, без своего присутствия, с тем чтобы самостоятельно изученная теория закреплялась практическими работами в классе. В этом случае активно используется дистанционная составляющая смешанного обучения или дистанционные образовательные технологии . Мне же на уроках химии больше импонирует модель «Ротация станций». В ней, я делю класс на две-три группы ( в зависимости от количества детей), для каждой группы составляется свой маршрутный лист, в котором полностью расписаны онлайн- платформы, с которыми мы сегодня будем работать. У каждого ребенка имеются личные кабинеты на интернет- ресурсе в Google Classroom, по взаимной подписке от учителя к детям уходят задания ( Презентации, текстовые, либо созданные на других платформах). Количество станций в листе маршрута зависит от того, сколько видов деятельности я запланирую на урок. Хочется поделиться онлайн –ресурсами, которыми я пользуюсь на уроках, для достижения результата, для более полного уяснения темы , будь то урок изучения нового материала, или закрепления пройденного. На Онлайн – платформе Google Classroom мы можем в основном демонстрировать материал для изучения темы. Это могут быть презентации, видеоролики по теме либо виртуальная лаборатория ( удобно прикреплять ссылки на видео с Youtube). Для закрепления, повторения или проверки усвоения материала можно использовать следующие ресурсы:

  1. Онлайн- сервис STUDYSTAK - предназначен для создания дидактических материалов разного типа к занятиям. Самыми распространенными являются электронные карточки. Наборы таких карточек помогают детям не только запоминать информацию но и проводить самоконтроль. Здесь можно не только создавать свои материалы, но и пользоваться собранием уже готовых работ, созданных педагогами других стран.
  2. Онлайн- платформа Test Pad – универсальный конструктор с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач ( тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры и т.д.) Благодаря этому ресурсу мы можем проверить уровень усвоения материала учащимися, по результату – дать рекомендации. При этом каждый ребенок уже видит свой результат и понимает, на что ему нужно уделить больше внимания, где им была допущена ошибка. Такой онлайн-инструмент в смешанном обучении позволяет учащемуся еще и самостоятельно измерить свою степень приближения к цели. ( Метод Шкалирования). Закрашивая шкалу на « Колесе развития» в начале и в конце урока разными цветами, ученик сам сможет увидеть свой прогресс, свою динамику.
  3. Онлайн – платформа Learnis (Joyteka) – Платформа для создания презентаций либо квэстов. Существует большой выбор онлайн- ресурсов, внедрение которых в работу педагога заметно улучшит качество знаний учащихся и позволит учителю иметь больше свободного времени на уроке. ( прил.№1)


Таким образом хочется отметить, что такое многообразие возможностей для взаимодействия педагога и обучающегося, при котором обучение становится наиболее эффективным, является большим плюсом в процессе образования. Это взаимодействие создает благоприятную среду как для совместного обучения детей в группах, так и для индивидуальных занятий с использование Дистанционных образовательных технологий. Учителю больше не нужно стоять часами у доски. На помощь к нему приходят новые технологии и новые ресурсы. Главное, направить работу в нужное русло!