Ұстаздарға және оқушыларға арналған порталдар тізімі

  1. "Clever Quizzes" пән олимпиадалары - http://w.zti.kz/4a623c
  2. Лингвистикалық олимпиадалар - https://wonder.zti.kz
  3. Бастауыш білім беру негіздері бойынша 3 тілдік олимпиадалар - https://kokon.kz
  4. Итальяндық дойбы бойынша киберолимпиадасы - https://doiby.zti.kz
  5. Интеллектуалды шахмат киберолимпиадасы - https://chess.zti.kz
  6. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://kzu.kz
  7. Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар мен курстар - https://ukz.kz
  8. Зияткерлік сайыстар, конференциялар мен олимпиадалар – https://tarim.kz
  9. Мұғалімдерге арналған әдістемелік журнал - https://adisteme.kz
  10. Республикалық қашықтық олимпиадалары – https://clever.zti.kz
  11. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://talimger.kz

Ескерту: Мақала сапасы туралы ақпараттарды, сертификат, анықтама және журналға тапсырыс беру батырмаларын мақала авторы немесе журнал тілшісі ғана көре алады.

Счеты как эффективный инструмент для развития мозга

Математика
Счеты как эффективный инструмент для развития мозга

Мақала авторы: Эльдар Абдушукуров
Жұмыс орны: мектеп
Лауазымы: мұғалім
Порталға жариялану мерзімі: 22.01.2017
Журнал қорына жариялаған: Э.


Вспомнился анекдот, очень актуальный для нашего времени…

-На сьешь этот корешок, вылечишься! (2 тысяч лет до н.э.)

-Корешки это глупо, прочитай молитву, вылечишься! (1 тысяч лет до н.э.)

-Молитва это глупое суеверие, на микстуру, вылечишься! (2 век н.э)

-Микстуры это шарлатанство, выпей вот эти таблетки, полегчает! (15 век н.э)

-Таблетки эти очень вредны, ты что, лучше сьешь вот этот корешок, вылечишься! (наше время)

Вот так вот, вы наверное думаете – что за чушь? причем тут этот анекдот и эта статья о математике, что же общего? Дело в том что у стран постсоветского пространства осталось большое наследие СССР в сфере образования и педагогики, часть которых мы посчитали такими же «корешками» из анекдота. И так, начнем!

Механические счеты… Сразу же вспоминаеться такие замасленные деревянные счеты, показывающихся в фильмах Хрущевского времени. Я как современный человек 21 века, рожденный в 1994 г, конечно же не могу сказать что с ностальгией вспоминаю тот звук щелкающих деревянных костяшек, когда дяденька продавец высчитывал, сколько же денег мы потратили на покупку продуктов (да, да! Честно скажу, это было где то в 2000-х годах, когда микро калькуляторы были не во всех магазинах). Нет, ведь нас не учили в школе использованию счет, счеты не были неотьемлимой частью наших магазинов, не стояли в каждом доме, поэтому я могу лишь представить как вы мысленно высчитывали на этих деревянных счетах, пытаясь быстрее чем продавец определить сумму (конечно не факт, но я бы попытался так сделать).  Так бы вроде и осталось загадкой для меня, как используеться эта незатейливая штука – счеты. Но благодаря дяде инженеру, я узнал как использовать логарифмическую линейку, счеты, умножение через рисунки (способ умножения придуман в Китае), итальянский способ умножения больших цифр на дощечке. В современных школах, с появлением микрокалькуляторов и современных электронных средств, исчезли механические счеты. Мы (современность в целом) решили что тема-«обучение использования механических счетов» неактуальна в наше время. Я думаю что это неправильно,  и корне не согласен с теми, кто считает что механические счеты в школе бесполезны. Попробую вам привести аргументы в пользу счетов – формулирует устные счет (в уме), доводит до сознания ученика понятие разряда, и скорость счета увеличивается, активно работает мозг (ведь нужно что то делать, а не нажимать цифры на клавишах калькулятора и ждать результат).  Интересно то, что в ряде таких развитых стран как Япония, Южная Корея, Тайвань, механические счеты (японский аналог соробан, китайский суаньпань, арабские абака), обязательно обучаются в школе. Японский журналистОсаму Катаяма пишет: «Если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают прежде всего чтению, письму и соробану(механические счеты, немного отличные от традиционных механических счетов)». Кто то может подумать- а для чего нужны счеты? есть же калькулятор, и не будет же идти ребенок за покупками, с счетами на руках, и производить расчеты с помощью них. Но отдавая ребенка на кружки футбола и балета, никто не видит в своем сыне профессионального футболиста, или дочку балерину выступающую на первом канале.  Нет, вы отдаете детей на разные кружки, чтобы они развивались, улучшали физические данные, раскрыли скрытые таланты, так же и счеты закрепляют расчеты в уме, и помогают понять суть разрядов, активируют участки мозга отвечающие расчетам. Как известно, в действии (механические счеты), а не восприятии (сложение и вычитание столбиком) в человеческом мозге приходит в движение (и упражняется, соответственно) зона Брока,  управляющая планированием деятельности человека, а не зона Вернике (тоже важная и нужная), ответственная за восприятие и понимание сведений извне. Открытия эти, сделанные ещё в середине XIX века, и по сию пору, к сожалению, не признаны многими практическими педагогами, мало учитываются при определении целесообразности структуры школьных занятий, т.е., иными словами, планировании того, кого мы преимущественно хотим воспитать и обучить – человека, который использует современные технологии, или же человека современного, умеющего без калькулятора, в уме произвести хотя бы элементарные расчеты. Ведь изучение микрокалькулятора, и счетов одновременно, только развивает ученика, и одно другому не мешает. И учить ребенка только готовому, но и пытаться чтобы он сам учился высчитывать в уме, является куда более педагогически лучшим решением.  Самый наглядный пример и разъяснение введения разряда показывают именно счеты (не хватает пальцев на руке, так как число результате суммы получается больше десяти, вот поэтому вводят новый разряд – десятки, вот на этот разряд и уходит «один в уме»). Особую роль в скорости вычисления операций суммы и разности играют счеты, ведь именно в них ученик мысленно т.е. «в уме» складывает или отнимает десятки от десятков, сотни от сотен, единицы от единиц. Не стоит забывать о том что мы взяли для примера самые развитые страны мира, где средний показатель знаний школьников намного выше, чем у нас. Немного статистики:

С учётом развития в Японии с отрасли производства и разработки современных цифровых устройств, в стране с едва ли не самым большим числом электронных устройств на душу населения счёту продолжают обучать с помощью соробана, а бездумное применение электронных машинок учащимися в начальных классах попросту запрещено. На начало XXI в. изучение соробана остаётся обязательным в начальной школе для учеников третьего и четвёртого классов. В 2000 г. в Японии работало 25 500 частных учебных заведений по обучению работе на соробане. И хотя производство японских счёт на конец 1990-х годов по сравнению с 1980 г. упало примерно вдвое, оно составляло приличную цифру в 1,2 млн. штук. Я всего лишь поверхностно рассказал вам о пользе механических счетов. Не говоря о том что в курсе 5 класса, при изучении дробей, НОД и НОК можно найти, лишь разлагая знаменатели на произведение простых чисел и т.д., и сумма числителей высчитываются в уме, а результат существенно влияет на решение. Механические счеты развивают мышление, то есть надо думать на шаг вперед. При решении заданий на упрощение выражений из курса 7 класса, никто из учащихся не решает столбиком сумму подобных или разность. Встречаются большинство текстовых задач на ЕНТ (единое национальное тестирование – обязательное тестирование всех школьных выпускников, по результатам которого ученик поступает в ВУЗ) подобные следующей:

Если к неизвестному числу приписать справа ноль и полученное число сложить с неизвестным числом, то в сумме получиться 154. Найти неизвестное число.

Думаю если он имеет представление о разрядах, то решит задачу. И ход решение примерно будет таким – Неизвестное число обозначим –х, если приписали 0, то это уже двухзначное число, т.е. увеличили в 10 раз. 10*х это новое число, и к нему прибавили первоначальное число, в результате 10х+х=11х, а оно равно 154, сам х=14.

Таких аналогий много, и это только взгляд студента 3 курса, не имеющий большого опыта в преподавании математики. Большая часть молодежи даже не знает как пользоваться механическими счетами. Я боюсь за будущее транспортира, циркуля, линейки. Не стоит путать грифельную доску с механическими счетами (одно дело- это появление удобной тетради, и совсем другое -это машина думающая вместо нас), ведь не всегда новое заменяет старое (вместе с тем, надо понимать что я не призываю отказаться от техники и жить в каменном веке, просто научиться использовать калькулятор легко, а вот натаскать мозг без ошибок и быстро решать в уме, не так уж и легко). Из написанного выше видно, что мы поспешили с уборкой механических счетов в «дальний угол шкафа». Многие наследия наших предков еще не являются заменимыми, и стоит еще раз задуматься- гоняясь за высокими технологиями и знаниями, не рискуем ли потерять практичные нам вещи?

Ұстаздарға және оқушыларға арналған порталдар тізімі

  1. "Clever Quizzes" пән олимпиадалары - http://w.zti.kz/4a623c
  2. Лингвистикалық олимпиадалар - https://wonder.zti.kz
  3. Бастауыш білім беру негіздері бойынша 3 тілдік олимпиадалар - https://kokon.kz
  4. Итальяндық дойбы бойынша киберолимпиадасы - https://doiby.zti.kz
  5. Интеллектуалды шахмат киберолимпиадасы - https://chess.zti.kz
  6. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://kzu.kz
  7. Республикалық конкурстар, курстар, конференциялар мен олимпиадалар мен курстар - https://ukz.kz
  8. Зияткерлік сайыстар, конференциялар мен олимпиадалар – https://tarim.kz
  9. Мұғалімдерге арналған әдістемелік журнал - https://adisteme.kz
  10. Республикалық қашықтық олимпиадалары – https://clever.zti.kz
  11. Жарыстар, конференциялар, олимпиадалар - https://talimger.kz