Счеты как эффективный инструмент для развития мозга [Математика]

Автор статьи : Абдушукуров Э.
Организация : мектеп
Должность : мұғалім
Дата : 22.01.2017
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация

Вспомнился анекдот, очень актуальный для нашего времени... -На сьешь этот корешок, вылечишься! (2 тысяч лет до н.э.) -Корешки это глупо, прочитай молитву, вылечишься! (1 тысяч лет до н.э.) -Молитва это глупое суеверие, на микстуру, вылечишься! (2 век н.э) -Микстуры это шарлатанство, выпей вот эти таблетки, полегчает! (15 век н.э) -Таблетки эти очень вредны, ты что, лучше сьешь вот этот корешок, вылечишься! (наше время) Вот так вот, вы наверное думаете – что за чушь? причем тут этот анекдот и эта статья о математике, что же общего? Дело в том что у стран постсоветского пространства осталось большое наследие СССР в сфере образования и педагогики, часть которых мы посчитали такими же «корешками» из анекдота. И так, начнем! Механические счеты... Сразу же вспоминаеться такие замасленные деревянные счеты, показывающихся в фильмах Хрущевского времени. Я как современный человек 21 века, рожденный в 1994 г, конечно же не могу сказать что с ностальгией вспоминаю тот звук щелкающих деревянных костяшек, когда дяденька продавец высчитывал, сколько же денег мы потратили на покупку продуктов (да, да! Честно скажу, это было где то в 2000-х годах, когда микро калькуляторы были не во всех магазинах). Нет, ведь нас не учили в школе использованию счет, счеты не были неотьемлимой частью наших магазинов, не стояли в каждом доме, поэтому я могу лишь представить как вы мысленно высчитывали на этих деревянных счетах, пытаясь быстрее чем продавец определить сумму (конечно не факт, но я бы попытался так сделать). Так бы вроде и осталось загадкой для меня, как используеться эта незатейливая штука – счеты. Но благодаря дяде инженеру, я узнал как использовать логарифмическую линейку, счеты, умножение через рисунки (способ умножения придуман в Китае), итальянский способ умножения больших цифр на дощечке. В современных школах, с появлением микрокалькуляторов и современных электронных средств, исчезли механические счеты. Мы (современность в целом) решили что тема-«обучение использования механических счетов» неактуальна в наше время. Я думаю что это неправильно, и корне не согласен с теми, кто считает что механические счеты в школе бесполезны. Попробую вам привести аргументы в пользу счетов – формулирует устные счет (в уме), доводит до сознания ученика понятие разряда, и скорость счета увеличивается, активно работает мозг (ведь нужно что то делать, а не нажимать цифры на клавишах калькулятора и ждать результат). Интересно то, что в ряде таких развитых стран как Япония, Южная Корея, Тайвань, механические счеты (японский аналог соробан, китайский суаньпань, арабские абака), обязательно обучаются в школе. Японский журналистОсаму Катаяма пишет: «Если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают прежде всего чтению, письму и соробану(механические счеты, немного отличные от традиционных механических счетов)». Кто то может подумать- а для чего нужны счеты? есть же калькулятор, и не будет же идти ребенок за покупками, с счетами на руках, и производить расчеты с помощью них. Но отдавая ребенка на кружки футбола и балета, никто не видит в своем сыне профессионального футболиста, или дочку балерину выступающую на первом канале. Нет, вы отдаете детей на разные кружки, чтобы они развивались, улучшали физические данные, раскрыли скрытые таланты, так же и счеты закрепляют расчеты в уме, и помогают понять суть разрядов, активируют участки мозга отвечающие расчетам. Как известно, в действии (механические счеты), а не восприятии (сложение и вычитание столбиком) в человеческом мозге приходит в движение (и упражняется, соответственно) зона Брока, управляющая планированием деятельности человека, а не зона Вернике (тоже важная и нужная), ответственная за восприятие и понимание сведений извне. Открытия эти, сделанные ещё в середине XIX века, и по сию пору, к сожалению, не признаны многими практическими педагогами, мало учитываются при определении целесообразности структуры школьных занятий, т.е., иными словами, планировании того, кого мы преимущественно хотим воспитать и обучить – человека, который использует современные технологии, или же человека современного, умеющего без калькулятора, в уме произвести хотя бы элементарные расчеты. Ведь изучение микрокалькулятора, и счетов одновременно, только развивает ученика, и одно другому не мешает. И учить ребенка только готовому, но и пытаться чтобы он сам учился высчитывать в уме, является куда более педагогически лучшим решением. Самый наглядный пример и разъяснение введения разряда показывают именно счеты (не хватает пальцев на руке, так как число результате суммы получается больше десяти, вот поэтому вводят новый разряд – десятки, вот на этот разряд и уходит «один в уме»). Особую роль в скорости вычисления операций суммы и разности играют счеты, ведь именно в них ученик мысленно т.е. «в уме» складывает или отнимает десятки от десятков, сотни от сотен, единицы от единиц. Не стоит забывать о том что мы взяли для примера самые развитые страны мира, где средний показатель знаний школьников намного выше, чем у нас. Немного статистики: С учётом развития в Японии с отрасли производства и разработки современных цифровых устройств, в стране с едва ли не самым большим числом электронных устройств на душу населения счёту продолжают обучать с помощью соробана, а бездумное применение электронных машинок учащимися в начальных классах попросту запрещено. На начало XXI в. изучение соробана остаётся обязательным в начальной школе для учеников третьего и четвёртого классов. В 2000 г. в Японии работало 25 500 частных учебных заведений по обучению работе на соробане. И хотя производство японских счёт на конец 1990-х годов по сравнению с 1980 г. упало примерно вдвое, оно составляло приличную цифру в 1,2 млн. штук. Я всего лишь поверхностно рассказал вам о пользе механических счетов. Не говоря о том что в курсе 5 класса, при изучении дробей, НОД и НОК можно найти, лишь разлагая знаменатели на произведение простых чисел и т.д., и сумма числителей высчитываются в уме, а результат существенно влияет на решение. Механические счеты развивают мышление, то есть надо думать на шаг вперед. При решении заданий на упрощение выражений из курса 7 класса, никто из учащихся не решает столбиком сумму подобных или разность. Встречаются большинство текстовых задач на ЕНТ (единое национальное тестирование – обязательное тестирование всех школьных выпускников, по результатам которого ученик поступает в ВУЗ) подобные следующей: Если к неизвестному числу приписать справа ноль и полученное число сложить с неизвестным числом, то в сумме получиться 154. Найти неизвестное число. Думаю если он имеет представление о разрядах, то решит задачу. И ход решение примерно будет таким – Неизвестное число обозначим –х, если приписали 0, то это уже двухзначное число, т.е. увеличили в 10 раз. 10*х это новое число, и к нему прибавили первоначальное число, в результате 10х+х=11х, а оно равно 154, сам х=14. Таких аналогий много, и это только взгляд студента 3 курса, не имеющий большого опыта в преподавании математики. Большая часть молодежи даже не знает как пользоваться механическими счетами. Я боюсь за будущее транспортира, циркуля, линейки. Не стоит путать грифельную доску с механическими счетами (одно дело- это появление удобной тетради, и совсем другое -это машина думающая вместо нас), ведь не всегда новое заменяет старое (вместе с тем, надо понимать что я не призываю отказаться от техники и жить в каменном веке, просто научиться использовать калькулятор легко, а вот натаскать мозг без ошибок и быстро решать в уме, не так уж и легко). Из написанного выше видно, что мы поспешили с уборкой механических счетов в «дальний угол шкафа». Многие наследия наших предков еще не являются заменимыми, и стоит еще раз задуматься- гоняясь за высокими технологиями и знаниями, не рискуем ли потерять практичные нам вещи?