Роль физического воспитания в укреплении здоровья [Физическое воспитание]
Организация : Алматы Аграрлық колледжі
Должность : оқытушы
Дата : 04.07.2016
Номер журнала : 01-01-2015
Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, формирование жизненно важных двигательных навыков, а также воспитание морально-волевых качеств. В условиях современного общества, характеризующегося ростом гиподинамии, малоподвижного образа жизни и сопутствующих им заболеваний, значение систематической физической активности многократно возрастает. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных путей сохранения и укрепления здоровья населения, особенно среди детей и молодёжи, через интеграцию физического воспитания в образовательные и повседневные практики. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний о многостороннем влиянии физических упражнений на организм человека. Практическая ценность состоит в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы в работе образовательных учреждений, спортивных секций и в рамках индивидуальной оздоровительной деятельности. Цель данной статьи – проанализировать роль и механизмы влияния физического воспитания на укрепление здоровья, физическое развитие и формирование личности, а также рассмотреть особенности его организации для разных половозрастных групп. Физическое воспитание, по сути, является основой культуры здоровья, предопределяющей качество жизни и долголетие [1, с. 15].
Основная часть
Понятие и средства физического воспитания. Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов с целью укрепления здоровья, развития физических качеств и формирования двигательных навыков. Его основными средствами являются разнообразные физические упражнения (гимнастические, легкоатлетические, игровые и др.), подвижные и спортивные игры, элементы спорта, естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и строгое соблюдение гигиенических условий. Эти средства реализуются в различных формах: на уроках физической культуры в учебных заведениях, в спортивных секциях, детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), в самостоятельных занятиях дома (утренняя гигиеническая гимнастика, пробежки) и в процессе трудовой деятельности [2, с. 78-80].
Физиологическое влияние на организм. Систематические физические нагрузки оказывают комплексное положительное воздействие на все системы организма. Тренировка опорно-двигательного аппарата (мышц, суставов, связок) приводит к увеличению силы, выносливости, улучшению координации и гибкости. Регулярная активность укрепляет сердечную мышцу, повышает эластичность сосудов и улучшает показатели работы сердечно-сосудистой системы в целом. Усиливается функция дыхательной системы, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Физические упражнения активизируют обмен веществ, способствуют нормализации веса и улучшению пищеварения. Нейрофизиологические исследования показывают, что двигательная активность стимулирует центральную нервную систему, улучшая процессы возбуждения и торможения, что положительно сказывается на умственной работоспособности [3, с. 112].
Психолого-педагогический аспект. Помимо физиологического эффекта, физическое воспитание играет crucial role (решающую роль) в формировании личности. Систематическое выполнение упражнений, преодоление утомления, соблюдение дисциплины на тренировках воспитывают такие волевые качества, как настойчивость, решительность, самообладание и целеустремлённость. Коллективные формы занятий (игры, эстафеты) развивают навыки коммуникации, умение работать в команде, чувство товарищества и ответственности. Таким образом, физическое воспитание вносит существенный вклад в социальную адаптацию и психическое благополучие индивида [4].
Дифференциация по половому признаку. Физические возможности и психологические особенности мальчиков и девочек имеют объективные различия, что требует дифференцированного подхода в физическом воспитании. Мужской организм, как правило, обладает большей мышечной массой и силой, поэтому для юношей акцент делается на силовые и скоростно-силовые упражнения, развитие амплитуды движений. Женский организм отличается большей гибкостью, выносливостью к длительным монотонным нагрузкам и стабильностью вегетативных функций. Для девушек преимущественными являются упражнения на развитие гибкости, пластики, координации и общей выносливости. Однако важно избегать перекосов: и тем, и другим необходима гармоничная база из всех физических качеств. Распространённой ошибкой среди девушек-подростков является недооценка физической активности, ведущая к ухудшению показателей здоровья, а среди юношей – переоценка своих сил и пренебрежение техникой безопасности, что чревато травматизмом [5, с. 56].
Корригирующее и эстетическое влияние. Физическое воспитание обладает мощным корригирующим потенциалом. С помощью специально подобранных комплексов упражнений можно эффективно бороться с нарушениями осанки (сколиоз, сутулость), исправлять некоторые недостатки телосложения (впалая грудь, слаборазвитая мускулатура). Кроме того, систематические занятия формируют гармоничную, подтянутую фигуру, улучшают осанку и походку, что напрямую влияет на внешнюю привлекательность и самооценку человека. Физическая активность способствует выработке эндорфинов – «гормонов радости», что улучшает настроение, повышает жизненный тонус и устойчивость к стрессам, что также отражается на внешнем облике [6, с. 91].
Утренняя гигиеническая гимнастика как базовый элемент. Утренняя зарядка занимает особое место в системе физического воспитания. Её основная задача – ускорить переход организма от состояния сна к активному бодрствованию, тонизировать нервную систему, активизировать работу сердца, дыхания и кровообращения. Регулярное выполнение зарядки дисциплинирует, способствует выработке устойчивого режима дня. Оптимальная продолжительность – 10–20 минут. Комплекс должен включать легкие разминочные упражнения (потягивания, наклоны, вращения суставов, ходьба) с постепенным увеличением интенсивности. Крайне важно следить за дыханием и избегать упражнений с задержкой дыхания или чрезмерным напряжением. Зарядка выполняется в проветренном помещении, в удобной одежде и должна завершаться ощущением бодрости, а не утомления [7, с. 33].
Таким образом, физическое воспитание представляет собой неотъемлемую часть общего воспитания личности, оказывая формирующее воздействие на биологическую, психологическую и социальную составляющие здоровья человека. Его эффективность напрямую зависит от систематичности, адекватности нагрузок и учёта индивидуальных особенностей занимающегося.
Вывод. На основе проведённого анализа можно сделать следующие выводы. Физическое воспитание играет фундаментальную роль в укреплении здоровья и всестороннем развитии личности. Его систематическое применение приводит к значительным позитивным изменениям в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательной систем, активизирует обмен веществ и повышает общую резистентность организма к заболеваниям. Важнейшим психолого-педагогическим результатом физического воспитания является формирование волевых качеств, дисциплинированности, настойчивости и навыков социального взаимодействия. Дифференцированный подход с учётом половых и возрастных особенностей позволяет максимально эффективно развивать физический потенциал и избегать типичных ошибок, таких как гиподинамия у девушек или неоправданный риск у юношей. Утренняя гигиеническая гимнастика утверждается как ключевой ежедневный ритуал, закладывающий основу для физической и психической активности в течение дня. Для достижения устойчивого оздоровительного эффекта необходимо интегрировать принципы физического воспитания в повседневную жизнь с детского возраста, сочетая организованные формы (уроки, секции) с самостоятельной активностью. Дальнейшее развитие данной темы видится в исследовании инновационных методик персонализированного физического воспитания и их адаптации к современным условиям жизни.
Список литературы
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2016. – 240 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 12-е изд., испр. – М.: Академия, 2019. – 480 с.
- Wilmore, J.H., Costill, D.L. Physiology of Sport and Exercise. – 6th ed. – Champaign, IL: Human Kinetics, 2015. – 648 p.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её приложения. – СПб.: Лань, 2018. – 352 с.
- Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: МГПУ, 2017. – 168 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 198 с.
- Прокофьева В.Н. Практикум по гигиенической и лечебной гимнастике. – М.: Медицина, 2014. – 144 с.
- Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html