Ресурсное обеспечение уроков английского языка [Английский язык]

Автор статьи : Гульдана К.
Организация : ГУ "Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамьетова отдела образования акимата Аулиекольского района"
Должность : учитель английского языка
Дата : 25.12.2018
Номер журнала : 02-12-2021
Нужно, чтобы дети, по возможности,  учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него качественный и интересный материал. К.Д.Ушинский На пороге ХХІ века урок остается в наибольшей степени общеустановленной формой обучения в современной школе. Тем не менее, его значение в организации образовательного процесса переживает преобразования. Учитывая обновленное содержание образования с новыми требованиями к школьному обучению, современный урок решает задачи, направленные на развитие личности, на образование у обучающихся таких навыков,  которые позволят ему самостоятельно изучать новые знания, овладеть новыми видами деятельности и, в результате, быть успешным человеком в жизни. Для этого перед учителем стоит важная задача – обеспечить ученика всеми необходимыми ресурсами для качественного усвоения новых знаний. И, как правило, образование станет ресурсом развития личности лишь в том случае, если образовательные действия станут инициативными и превосходящими по потенциалу, побуждающими к развитию личности[1]. Что же такое ресурсное обеспечение урока? Ресурсное обеспечение урока - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека [2]. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок и его содержательность. Поэтому, планируя свои уроки английского языка, я тщетно продумываю все этапы урока, акцентируя внимание на потребности и интересы учащихся.  В процессе реализации основных требований к уроку по обновленному содержанию образования я  всегда в поисках ответа на самый главный вопрос: «Как организовать учебную деятельность, построить урок, чтобы процесс обучения был качественным и  запоминающимся?» Для этого я привлекаю такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения. На мой взгляд, с ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на своих уроках я оказываю эмоциональное воздействие своим учащимся, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышается интерес к предмету, обеспечивается  прочность знаний. По сравнению с предыдущим учебным годом, в  нынешних 5 классах, которые годом ранее обучались по ГОСО 2012 года, качество знаний повысилось на 22%. Также повысилась мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность, в разы улучшилась  культура работы с информацией, наблюдается активность в обучении английского языка в целом. Так как ИКТ стал неотделимым «викарием»  в повышении интереса и мотивации учащихся к изучению предмета и развивает наглядно-образное мышление, я использую ИКТ. Использование ИКТ дает мне возможность активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся. Самым главным ресурсом для меня является компьютер, который помогает в организации и проведении эффективных уроков, позволяющим повысить качество обучения и контроль учебного процесса в целом. В частности, использование презентаций в учебном процессе дает мне возможность интенсифицировать запоминание знаний, организовать и проводить уроки на качественно новом уровне. Учитывая типологию каждого ученика по восприятию материала, использование слайд-шоу, графиков, анимации, рисунков и диаграмм,  при необходимости воспроизведение отдельных звуков разрешают ряд вопросов, таких как использование наглядного материала, повышение мотивации к учебному процессу в целом. Равным образом мною всеобъемлюще используется сеть Интернет. Во всех этапах урока начиная с организационного момента, коллаборативного настроя и.т.д. сеть интернет помогает эффективно разработать урок, общедоступно излагать материал, экономить время речевой практики, организовать такие формы работ с учащимися как, индивидуальная, групповая и фронтальная работы, вести контроль усвоения новых знаний и самое главное – вовлечь в процесс обучения с творческим подходом. Часто при подготовке к своим урокам в качестве основного ресурса я использую следующие сайты: http://www.britishcouncil.org/learnenglish (английский для детей – стихи, сказки, песенки, азбука, загадки, пословицы, договорки, книги, обучающие игры, форум и многое другое), http://school-collection.edu.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), islcollective, busyteacher, onestopenglish,  eflsensei.com (огромное количество онлайн материалов, карточек, с возможностью распечатать) [3]. В планировании краткосрочных планов руководствуюсь планами системно-методического комплекса, подготовленного в рамках обновления содержания среднего образования. Блог трансляции опыта АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» является передовым ресурсом при подготовке к урокам английского языка. Я адаптирую урок под каждый класс, дифференцирую задания, готовлю задания на развитие критического мышления, использую руководства по критериальному оцениванию, сборники заданий формативного оценивания, видео и презентационные ресурсы, методические рекомендации по суммативному оцениванию, формы электронного журнала, электронные версии учебников, рабочих тетрадей, руководств для учителя, учебные пособия. В связи с появлением сети интернет социальные сети  стали неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому,  для меня, социальные сети стали одним из важнейших ресурсов при подготовке и проведении уроков.  Адаптируясь к нововведениям, синхронно с технологическими, коммуникативными инновациями на уроках я использую элементы популярных социальных сетей среди молодежи с целью повышения интереса к изучению английского языка. Никому не секрет, что ученики активно общаются на просторах  социальных сетей, таких как Instagram, Вконтакте, WhatsApp и с азартом вопринимают виртуальное общение. Так, я практикую рассылки лексики, аудирования и грамматики в интересной и ненавязчивой форме, рекомендую учащимся активные ссылки обучающих сайтов, делаю репосты аудио, видео материалов. Временами, на этапе выполнения домашнего задания учащимся отправляю ссылки видеофрагмента, после просмотра, которого учащимся необходимо определить правильные или неправильные утверждения, выписать определенные слова по теме, пересказать увиденное или услышанное. Практикуя данный ресурс использования социальных сетей, я заметила, что учащиеся стали самообучаться и саморегулировать процесс обучения. Данный способ способствует вызову знаний, дающий возможность учащимся вступать в активное взаимодействие со сверстниками через ненавязчивое общение в социальных сетях и затем обрабатывать, обобщать полученные знания. Новаторской платформой и вспомогательным ресурсом для педагогов, на сегодняшний день, является образовательный портал Bilim land. Я широко применяю ресурсы Bilim Land на своих уроках, так как сайт содержит материалы по всем темам, что удобно при объяснении новой темы урока. Так же для проверки домашнего задания мне удобно использовать тестовые задания и получать мгновенный результат для корректировки знаний учащихся. При объяснении новой темы пользуюсь видеоресурсами данной платформы, которые имеются в каталоге и являются методическим активизатором новых тем. Пройдя новую тему на этапе закрепления, использую разнообразный дидактический материал, который имеется на данном сайте: тестовые задания разных уровней, богатый раздаточный материал. Результатом обеспечения уроков английского языка хорошими ресурсами, я считаю, умение учащихся систематически работать с компьютером, интернетом, фильтрация второстепенной информации, умение заниматься проектно-исследовательской деятельностью и самое  главное повышение качества знаний. Благодаря интенсивному содержанию уроков интересными ресурсами было замечено проявление повышенного интереса к изучению английского языка, улучшился показатель участия в конкурсах и олимпиадах по английскому языку, где учащиеся показывают хорошие результаты. На мой взгляд, ресурсное обеспечение уроков английского языка должно идти в ногу со временем т.к. урок должен быть интересным и познавательным для учащихся и служить для разностороннего развития конкурентоспособной личности. Использованная литература
  1. http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-posobiia-po-russkomu-iazyku/resursy-sovremennogo-uroka.html
  2. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.
  3. https://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/60-luchshih-sajtov-dlya-izucheniya-anglijskogo-yazyka-1111410/