Развитие одаренности на уроках математики в начальных классах [Математика]

Автор статьи : Ирина Л.
Организация : Саранский гуманитарно-технический колледж имени Абая Кунанбаева
Должность : Студент, 2 курс
Дата : 11.05.2023

Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Многие педагоги-новаторы внесли колоссальный вклад в развитие и изучение детской одаренности. Например, Виктор Федорович Шаталов в своих работах вскрыл громадные резервы методики обучения: овладение самых сложных предметов в школе физики и математики, упростив и сократив время на обучение в два-три раза. Придумал несколько важнейших психолого-дидактических и методологических приемов для улучшения образования.

Рассмотрим понятие «одаренность». Термин «одаренность» ввел Г.Уиппл, который определял им учеников со сверх нормальными способностями. Он обозначил умственную одаренность,  как общую способность сознательно направить свое мышление на новые требования, способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.

Дж. Рензулли считал, что одаренность прибывает следствием сочетания трех характеристик: умственных способностей, превышающих посредственный уровень, креативного подхода и настойчивости.

На сегодняшний день тема является актуальной, так как сейчас все больше и больше детей занимаются спортом, пишут стихи и все меньше отдают предпочтение науке математике. Поэтому задача учителя увидеть и раскрыть одаренность ребенка и на протяжении всего обучения оказывать ему поддержку способствовать его росту в его направлении.

При прохождении практики в начальных классах я провожу тест Гарднера, выявляю направления учащихся и только потом приступаю к планированию уроков математики.

Задача каждого современного учителя - обеспечить субъективные зоны творческого развития каждого ученика, следовательно, целесообразно использовать уровневый подход в обучении.

Одаренных детей видно, обычно они более творческие, яркие в своем направлении, отличаются от своих сверстников, делают интересные открытия, имеют достижения, таких детей не надо заставлять учиться, они самостоятельно интересуются, проявляют заинтересованность.

Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников, кому этот предмет дается с трудом или чьи интересы лежат в других областях.

Для повышения работоспособности и качества знаний необходимо применять разнообразные виды работы, проводить тематические физминутки, помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Поэтому необходимо вести внеурочную деятельность, организовывать математические кружки, олимпиады, соревнования, всевозможные игры, квесты, детские научно-практические конференции, семинары, заниматься написанием проектов. При чем, выбирать темы с таким учетом, чтобы развивать математические способности у любителей математики, и у детей отдающих предпочтение другим сферам образования.

Многие ученики имеют достижения по русскому языку, в спорте, прекрасно рисуют, но испытывают проблемы по математике. Поэтому на своих уроках такой категории детей я предлагаю проводить физические минутки, где необходимо применять не только спортивные движения, но и счет чисел. Детям имеющие способности и любовь к литературе предлагаю на математической неделе придумать сказку о дробях, числах, написать стихотворение. Биологам – писать проекты на темы польза и вред шампуня, сока в тетра пакетах и так далее, где ребенок раскрывает свои способности не только в знаниях окружающего мира, и проводит расчеты, сравнения, учиться строить диаграммы.

И, конечно, нельзя оставлять без внимания «юных математиков», они требуют также особого внимания. Я, как будущий преподаватель, должна развивать способности, чтобы ребенок после уроков математики брал для себя много нового и познавательного, чтобы его интерес не пропадал. Здесь можно использовать различные карточки повышенного уровня, просить, чтобы каждый ответ ребенок анализировал, доказывал свои рассуждения, предлагать решать на быстроту, различными способами, уделять внимание логическим задачам и развитию критического мышления, решению оригинальных задач, привлекать оказывать помощи другим ребятам.

Среди самых интересных и загадочных явлений  природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. На протяжении многих столетий ученные и педагоги сталкиваются с проблемами ее диагностики и развития. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и объясняется это общественными потребностями, мир ставит новые цели и задачи перед обществом, поэтому мы должны готовить конкурентных и мобильных учеников. Прежде всего потребность общества в неординарной творческой личности  с нестандартным мышлением и поведением. Именно такие люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества, науки, поэтому воспитание такой личности должно развиваться с малых лет.

Список использованной литературы:

  1. Леонтович, А. В Перспективы выявления и развития одаренных школьников средствами ДО [Текст] / А.В. Леонтович //Дополнительное образование и воспитание.- 2011.- №2.- С.34-35.
  2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20-ти кн. Кн. . Как любить детей / Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита-Русь, 2012. - 52 c.
  3. Левитес, В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника / А. В. Белошистая, В. В Левитес // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9. - с. 15-23 .