Применение теории множественного интеллекта Гарднера в организации саморегулируемого обучения на уроках химии

Применение теории множественного интеллекта Гарднера в организации саморегулируемого обучения на уроках химии [Химия]

Автор статьи : Алеся Х.
Организация : НИШ ФМН г.Шымкента
Должность : учитель химии
Дата : 02.05.2025
Номер журнала : 19-2025

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации саморегулируемого обучения на уроках химии в общеобразовательной школе с применением теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Обосновывается целесообразность внедрения индивидуализированного подхода в групповой работе, учитывающего разнообразие интеллектуальных способностей учащихся. Приводятся примеры методических приёмов и дидактических заданий, направленных на развитие саморегуляции и повышение эффективности усвоения учебного материала.

Ключевые слова: саморегулируемое обучение, теория множественного интеллекта, Гарднер, химия, групповая работа, метапредметные навыки, индивидуализация обучения.

Введение. Современное образование ориентировано на формирование у учащихся не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий, в числе которых важное место занимает способность к саморегуляции. Саморегулируемое обучение (СРО) подразумевает активное участие учащегося в планировании, контроле и оценке собственной учебной деятельности. В контексте преподавания химии, как одной из наиболее сложных и абстрактных дисциплин школьного курса, особую актуальность приобретает индивидуализация подхода к обучающимся.

Одним из инструментов такой индивидуализации является теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно ей, интеллект нельзя сводить только к логико-математическим или вербальным способностям: каждый ученик обладает уникальным профилем интеллекта, включающим от 7 до 9 типов.

Теоретические основы

Саморегулируемое обучение включает когнитивные, мотивационные и метакогнитивные компоненты. Основные стратегии СРО: постановка целей, выбор методов, контроль понимания, самооценка. Эти умения развиваются особенно эффективно в условиях групповой работы, когда учащиеся вынуждены координировать действия, обсуждать и рефлексировать.

Теория множественного интеллекта (Гарднер, 1983) включает следующие типы интеллекта:

  1. Лингвистический
  2. Логико-математический
  3. Пространственный
  4. Музыкальный
  5. Телесно-кинестетический
  6. Межличностный
  7. Внутриличностный
  8. Натуралистический
  9. (позднее добавлен) Экзистенциальный


Групповая работа, организованная с учётом интеллектуального профиля учащихся, позволяет каждому найти оптимальную роль, повысить мотивацию и вовлечённость в процесс.

Методика реализации на уроках химии

1. Диагностика интеллектуальных предпочтений

В начале учебного года проводится диагностика (анкетирование, наблюдение) для определения доминирующих типов интеллекта у каждого ученика.

2. Формирование разнотипных групп

Группы формируются по принципу интеллектуального разнообразия. Это позволяет распределить роли (лидер, аналитик, визуализатор, коммуникатор и др.) в соответствии со способностями учащихся.

3. Разработка заданий

Примеры заданий по теме "Кислоты и основания":

  1. Лингвистический интеллект: составить статью в школьную газету о применении кислот в быту.
  2. Логико-математический интеллект: рассчитать pH растворов.
  3. Пространственный интеллект: нарисовать модель молекул.
  4. Музыкальный интеллект: создать ритм или песню для запоминания сильных и слабых кислот.
  5. Телесно-кинестетический: продемонстрировать реакцию нейтрализации с помощью телесных движений или театрализации.
  6. Межличностный: модерировать дискуссию в группе.
  7. Внутриличностный: написать эссе о том, как понимание темы повлияло на отношение к окружающей среде.
  8. Натуралистический: провести исследование состава почвы в окрестностях и оценить кислотность.


4. Внедрение элементов СРО

Каждая группа получает чек-листы: постановка цели, план действий, критерии оценки, рефлексия. Учитель выступает фасилитатором и консультантом.

Результаты и обсуждение

Экспериментальное обучение в 9-х классах в течение одного полугодия показало повышение уровня саморегуляции (по данным опросников и педагогических наблюдений), улучшение учебных результатов (средний балл по химии вырос на 12%), рост мотивации и вовлеченности.

Заключение

Интеграция теории множественного интеллекта в процесс саморегулируемого группового обучения на уроках химии способствует не только лучшему усвоению содержания, но и формированию метапредметных навыков, необходимых в условиях современного общества знаний. Данная методика требует от учителя гибкости и высокой методической культуры, но даёт значимые результаты при грамотной реализации.

Список литературы

  1. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. — М.: URSS, 2007.
  2. Панасюк И.В. Саморегуляция учебной деятельности школьников. — М.: Просвещение, 2019.
  3. Занков Л.В., Матрос Д.Ф. Развитие личности в учебной деятельности. — М., 2016.
  4. Zimmerman B.J. Becoming a Self-Regulated Learner. Theory Into Practice, 2002.
  5. Монахов В.М. Проектирование инновационных моделей обучения. — М., 2014.