Преимущества цифровой образовательной среды [Технологий образования]

Автор статьи : Рашида Ж.
Организация : Школа гимназия №17 им. А. Курманова
Должность : Учитель русского языкa и литeратуры
Дата : 29.03.2022
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация

В стремительно развивающемся мире, в нашем современном обществе востребованы люди, готовые и умеющие адаптироваться к изменениям.

В условиях обновленного образования в Казахстане процесс обучения ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование в течение всей жизни». И именно, цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения. В связи с интенсивным развитием информационно-коммуникативных технологий и возник термин «цифровизация».

Система образования может обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху. Доказательством служит программа «Цифровой Казахстан», принятая в 2017 году и дополненная 19 апреля 2019 года.

Цифровая доступность и мобильность были отмечены в Плане по цифровизации Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК). Блокчейн в системе образования - это «прозрачность и справедливость, то есть в обязательном порядке вся информация о распределении грантов в вузы, получении аттестации депутатов и многое другое будет находиться на портале в открытом доступе» [3].

В 2019 году все лето школы Казахстана работают, чтобы любой человек смог обучиться цифровой грамотности. И все это в рамках программы «Цифровой Казахстан». И я тоже окончила такие курсы.

В Казахстане успешно функционируют электронные классные журналы Кundelik и Bilimal, которые приравнены к бумажной отчётности. Директор, учителя, родители, ученики видят оценки, домашние задания, сообщения учителей родителям, развитие учеников из четверти в четверть. «Дети должны иметь доступ к информационным технологиям через мобильный телефон, через свои гаджеты» [3].

В XXI веке - в веке высоких компьютерных технологий - современный ученик живет и развивается в информационном пространстве, поэтому главной задачей учителя становится не передача ребенку готовых знаний, а создание условий для саморазвития, самореализации, то есть создание условий для формирования личности ребенка через oбучение «приемам и способам решения проблем». Такой подход помогает школьнику раскрывать и развивать свои творческие и интеллектуальные способности, избежать умственного и нервного напряжения от необходимости заучивать, «зубрить» материал.

Увеличение умственных нагрузок на уроках заставило меня задуматься: как поддержать к русскому языку интерес, как на протяжении всего урока активизировать педагогический процесс.

Компьютерные программные средства на уроках русского языка и литературы позволяют разнообразить формы и методы обучения, облегчают контроль знаний, повышают наглядность, обеспечивают дифференциацию и развивают познавательную активность учеников. Например, на пятом уроке семиклассникам после изучения темы «Структура семьи и семейные ценности» было дано задание: на ноутбуках создать слайд-шоу «Семейное древо» с описанием достоинств своей семьи. Я их заранее предупредила о теме урока «Семейное древо». Ученики в течение 20 минут работали в классе со своими материалами (фотографиями семьи, мнениями членов семьи и др.), с предыдущими текстами, видео, презентациями по теме. Работу учащиеся отправили мне по электронной почте.

Или в 12 «F» классе на уроке-исследовании ученики приготовили содержательные презентации работ «Мир Пушкина в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и «Мир Гоголя в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На следующем уроке обменялись презентациями и написали отзывы (рецензии) на работу одноклассников. 

Или в 11 классе на уроке русского языка ученики приготовили видео «Интервью о взглядах людей на социальное неравенство». После просмотра видеороликов провела дискуссию, в которой каждый ученик выразил своё отношение к данной проблеме.

Ученики на уроках создают видео: рекламу, анкеты, интервью – оформляют слайд-шоу, буклеты, словарики, исследованный новый материал оформляют в виде мини-проектов и др. Сейчас педагог –  организатор учебно-познавательной, поисковой, проектной деятельности, также учителю надо участвовать и в творческих конкурсах различного уровня.

Я в течение многих лет участвовала во многих конкурсах, много достижений есть. Расскажу о последних: в I Всероссийском конкурсе мастер-классов заняла 1 место в рамках XVIII Интернет-педсовета, 2 место в Республиканском конкурсе видеоуроков АО НЦПК «Өрлеу», получила Почетную грамоту в МГУ за участие в XI Всероссийском конкурсе читательских эссе, заняла 1 место в творческом конкурсе сайта «Солнечный свет» за актерское мастерство, победила в Национальной интеллектуальной олимпиаде (русский язык - 1 место, литература – 2 место), награждена специальным нагрудным знаком «Лучший учитель –Үздік ұстаз» по итогам VIII республиканского независимого общественного конкурса. Победила в музыкальном онлайн конкурсе «Песни Победы»- «75 Victory Songs» в Лондоне со своей авторской песней «Герой», посвященной Бауыржану Момышулы, в двух номинациях: «Лучший автор-исполнитель» и «Эстрадный вокал. Любительская категория».

Финалист V Всероссийского открытого литературного фестиваля фестивалей ЛИФФТ-2020 (диплом 2 степени, г. Москва).

Награждена медалью Бунина (к 150 -летию со дня рождения первого российского лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина. На основании Решения Президиума РСП от 25.01.2021г.)

В помощь учителю создано много сайтов. Я являюсь членом Всероссийского клуба «1сентября», состою в сетевых сообществах ЦПM (Центр педагогического мастерства), Всероссийского интернет-педсовета, Всероссийских порталов: «Proshkolu», «Prodlenka», «Солнечный свет» и др. Создала свой сайт «Откровение» на «nsportal.ru». На форуме ЦПМ создала несколько тем.

Таким образом, испoльзование медиа технологий позволяет проводить:

  1. индивидуальную работу с учениками с помощью различных гаджетов (электронной почты, телефона, письма, факса и др.);
  2. интерактивное обучение через интернет, телевидение и другие СМИ, включающие звук, видео, графику и др.
  3. исследовательскую деятельность с помощью компьютерных программ;
  4. урок с видеосюжетами, звуковым сопровождением слайдов и др.

 Однако есть и проблемы:

  1. программная и материальная база для информационных технологий устаревает каждые три года;
  2. использование в полную силу интернета в учебной деятельности начнется тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.

И этот барьер нужно преодолеть.

В наше время цифровые ресурсы позволяют совершенствовать процесс обучения: оптимизируется темп освоения программы, формы и методы способствуют дальнейшему повышению эффективности обучения. У учителя появились новые возможности и выбор: использование виртуализации, дополненной реальности. Конечно, цифровизация ведет к перестройке всех существующих представлений и устоявшихся норм.

И это позитивные изменения. Обучение обучению продолжается. Преимуществ у цифровой образовательной среды достаточно.

Использованные ресурсы

  1. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/07/23/ikt-kompetentnost-sovremennogo
  2. http://ymk-salehard.ru/index.php/napravleniya-raboty/112-nauchno-metodicheskaya-i-innovatsionno-eksperementalnaya-rabota/nauchno-metodicheskaya-rabota/282-vliyanie-ikt-kompetentsii-pedagoga-na-kachestvo-obrazovaniya
  3. https://ru.sputniknews.kz/society/20180417/5317053/kazakhstan-cifrovizaciya-obuchenie.html
  4. http://journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf
  5. https://inbusiness.kz/ru/news/blokchejn-kak-shkolnoe-zavtra