Освоение целинных и залежных земель в Казахстане [История Казахстана]
Урок истории в 11 классе Тема: «Освоение целинных и залежных земель в Казахстане» Тип урока: комбинированный Вид урока: нетрадиционный с использованием инновационных пед.технологий , ИКТ и модулей программы «Эффективное обучение» Оборудование: Учебник история Казахстана 11 кл. ЕМН, адм.терр. карта Казахстана, иллюстрации, слайдовая презентация, видеоролик о начале целины, муз. фрагмент – песня о целине. Цель: Рассмотреть основные аспекты освоения целинных и залежных земель в Казахстане в рамках курса истории Казахстана 11 класса, повторить и закрепить знания по теме имеющиеся в период изучения в 9 классе. Задачи:Образовательная – создать условия для усвоения новых знаний по теме освоение целинных и залежных земель в Казахстане. Рассмотреть начало освоения целины, причины, цели и результаты. Выделить положительные и отрицательные стороны проведения целинной компании.
- Развивающая - развивать память, умение работать с картой, с документами, текстом учебника, со схемами и таблицами, иллюстрациями; работать в парах, развивать критическое мышление, умение выделять главное, причины и следствия, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательная - воспитание патриотизма, уважение к труду, бережному отношению к природе, окружающей среде.
- Ход урока: 1.Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой. (на экране слайды презентации) «Дерево Блоба», создание «Ситуация успеха». Разминка «Бодрячок»: давайте встанем в круг и проведем разминку. Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия. Если вы на урок пришли за добычей знаний, то помашите правой рукой. Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед. Если вы уверены в своих силах, топните ногой. Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад. Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши. Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх. Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед. Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки. А теперь можете пройти на свои места. 2. Проверка Д/З. по теме – Военно-промышленный комплекс Казахстана. Устный опрос учащихся:Назовите основные объекты ВПК СССР на территории Казахстана?Показать на карте.
- Сколько ядерных взрывов было произведено на территории Казахстана, и какие?
- Расскажите о влиянии ядерных взрывов на окружающую среду.
- Когда был построен космодром «Байконур»?
- Является ли Казахстан ядерной державой?
- Кто и когда первым в истории человечества совершил полет в космос?
- «Да-Нет-Ка» - 8 заданий. Тестовые задания - «Военно-промышленный комплекс Казахстана» Но острове какого моря был сооружен испытательный полигон бактериологического оружия?
а) Каспий в) Аральского с) Балхаш д) Алаколь
- В честь полете человека в космос кто написал поэму «Земля, поклонись человеку!»
а) Г.Мусрепов в) О.Сулейменов с) М.Шаханов д) И.Шухов
- В каком году было создан Семипалатинский ядерный полигон?
а) 1948 году в) 1956 году с) 1965 году д) 1947 году
- В каком году в Семпиталатинске был произведен взрыв первой советской атомной бомбы?
а) 1950 году в) 1946 году с) 1948 году д) 1949 году
- С 1949 по 1989 годы на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено
а) 468 ядерных испытании в) 616 ядерных испытании с) 340 ядерных испытании д) 86 ядерных испытании
- Решением Правительства Республика Казахстана в 1991 году 29 августа был закрыт какой ядерный полигон?
а) Карачаганак в) Сарыагаш с) Капустин Яр д) Семипалатинский
- В каком году в Семипалатинском ядерном полигоне был произведён последний ядерный взрыв? а) 1989 году в) 1999 году. с) 2000 году д) 1990 году
- Антиядерное движение «невада-Семипалатинск было создано по инициативе:
А)Н.Назарбаева. в)О.Сулейменова. с) М.Шаханова. д)И.Шухова. Взаимопроверка работы учащихся. (смотрим на слайд – ключи)
- Изучение нового материала.
Вводно-мотивационная часть. Смотрим на слайд, фто – «ервая борозда», слушаем фонограмму песни о целине. (Звучит фрагмент песни о комсомольцах, выезжающих на целину) Задание: какова тема нашего урока? Каковы цели урока? Задание: «Корзина идей» Что такое целина? (Это не паханная, не подвергавшаяся обработке земля) Учащиеся создают кластер по теме «Целина». Защита кластера. Актуально ли данное высказывание? «Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей» Обратите внимание на слова Н.А.Назарбаева о целине. «Освоение целины – это грандиозный социально-экономический проект 20 века, аналогов которому в мировой истории не было». Учитель повествует о начале целинной эпопеи Указывает и обращает внимание учащихся на исторические персоналии (фото - Н.Хрущёв, Ж.Шаяхметов, П.Пономаренко, Л.Брежнев) Учитель поясняет, что значит целинная эпопея Создание мини-групп учащихся (работа в группах, парах «Историки» - «Аналитики») Задание для учащихся: работа с документом- Выделить причины начала целины Учитель раздаёт листы с текстом документа, где прочитав, необходимо выделить причины начала целины. Ответы: Отставание развития сельского хозяйства, продовольственный кризис в стране, недостаток сырья в промышленности, низкое обеспечение города сельхоз товарами. (проверяем на слайде) Задание: Показ фрагмента докум. Фильма. (видеоролик о начале целинной эпопеи) Вопросы: Кто являлся инициатором целинной эпопеи? (Н.С.Хрущёв) Когда началось освоение целинных и залежных земель? (1954г.) Сколько миллионов га. планировалось распахать? (13) Имя учёного академика в годы целины? (Лысенко) Показ фото-документов о начале целины – материалы из школьного музея из раздела «Летопись села «Дружба». Задание: Как называется наше село и почему? («Дружба», основано со времён целины) Кого вы знаете из наших сельчан первоцелинников? Задание: Работаем с опорной таблицей «ЦЕЛИНА». У каждого ученика на парте. (Слайд 16) Внимательно наблюдаем, запоминаем, выделяем главное, фиксируем. Учитель демонстрирует на слайде, обращает внимание учащихся на основные аспекты темы. Ц- Цели Е- Единицы/цифры Л- Личности И- Итоги Н – Население А - Анализ Задание: Работа с картой. Показать на карте в каких областях Казахстана проводилась целина. Задание: Работа с учебником – стр. 231. 1 группа - «Материальное стимулирование» Записать какие выделялись льготы для первоцелинников 2 группа - «Численность первоцелинников» Записать данные в цифрах.
- Закрепление. Игра «Угадай вопрос»
- (1гр. – имена и термины; 2 гр. – цифры и даты) 1) 1954г. - 2) Н.С.Хрущёв- 3) Экстенсивный путь развития- 4) 1956г.- 5) Ж.Шаяхметов- 6) П.Пономаренко – 7) 20 млрд. руб. – 8) 1961г. – 9) Ветровая эрозия – 10) 29% - Составить синквейн на тему «Целина» 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола 4 слова отражающих основную мысль темы 5 синоним Итоги урока.
Д/З Параграф 47-48-49 Работать с текстом. Зафиксировать таблицу в тетрадь стр. Заполнить таблицу «плюсы» и «минусы» целинной эпопеи в Казахстане. 6. Рефлексия. «Оцени свою работу и работу своих товарищей на уроке» Обратная связь: - Достигли мы поставленной цели? - Каким образом? - Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? - Где вам пригодятся знания по данной теме?
- Оценивание.
- Тестовые задания - «Военно-промышленный комплекс Казахстана» Но острове какого моря был сооружен испытательный полигон бактериологического оружия?
а) Каспий в) Аральского с) Балхаш д) Алаколь
- В честь полете человека в космос кто написал поэму «Земля, поклонись человеку!»
а) Г.Мусрепов в) О.Сулейменов с) М.Шаханов д) И.Шухов
- В каком году было создан Семипалатинский ядерный полигон?
а) 1948 году в) 1956 году с) 1965 году д) 1947 году
- В каком году в Семпиталатинске был произведен взрыв первой советской атомной бомбы?
а) 1950 году в) 1946 году с) 1948 году д) 1949 году
- С 1949 по 1989 годы на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено
а) 468 ядерных испытании в) 616 ядерных испытании с) 340 ядерных испытании д) 86 ядерных испытании
- Решением Правительства Республика Казахстана в 1991 году 29 августа был закрыт какой ядерный полигон?
а) Карачаганак в) Сарыагаш с) Капустин Яр д) Семипалатинский
- В каком году в Семипалатинском ядерном полигоне был произведён последний ядерный взрыв?
а) 1989 году в) 1999 году. с) 2000 году д) 1990 году
- Антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» было создано по инициативе:
а) Н.Назарбаева в) О.Сулейменова с)М.Шаханова д) И.Шухова.