Особенности применения технологии критериального оценивания в начальной школе [Основы начального образования]

Автор статьи : Дильда Г.
Организация : ГКП на ПХВ "Школа – лицей № 71", г.Астана
Должность : учитель начальных классов
Дата : 22.11.2022
Номер журнала : 01-16-2023

В этой статье рассматриваются вопросы обновлённой программы образования, которая отвечает всем требованиям сегодняшнего поколения.

Ключевые слова: технология; оценивание; обновлённая программа; поколение; образование; развитие.

Одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030» признано образование. Адаптация системы образования к новой социально-экономической среде является целью образовательных реформ в Казахстане. Президент в своем послании говорит: «Следующий важный вопрос – состояние системы образования, которая играет решающую роль в повышении потенциала нации. У нашего народа есть пословица: «Ел боламын десең, бесігіңді түзе» («Будущее страны формируется в колыбели младенца»). Каждый казахстанский школьник должен иметь достойные условия для обучения и всестороннего развития.[1]

Сегодняшние школьники – это интеллектуальный потенциал нации, и от них будет зависеть будущее страны. Глобальные преобразования и мировые тренды требовали ускоренных темпов изменения содержания школьного образования.

В соответствии с этим, в нашей системе образования произошли значительные изменения. Мы перешли на обновленное содержание образования, которое повлекло за собой и изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся.[2, с.16]

Изменения в образовании и внедрение технологии критериального оценивания, началось с 2015 года. С начало в виде эксперимента, а затем 2016 года она поэтапно была внедрена во все школы РК.

Новый подход к оцениванию обучающихся стал новым не только для детей и их родителей, но и для самих учителей. В начале пути было слишком много вопросов. На некоторые смогла найти ответ благодаря совместной работе с коллегами, изучая нормативные документы «Руководства по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов», «Инструкция о порядке проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования», «Инструктивно-методическое письмо», благодаря работе сетевого сообщества.[3, с 25]

Система критериального оценивания учебных достижений учащихся основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебного процесса. Это предполагает теоретическое обоснование и установление взаимосвязи между всеми элементами оценивания (цели обучения, виды, инструменты и результаты оценивания).Ключевые идеи методологии позволяют отметить следующие характеристики системы критериального оценивания: основывается на единстве обучения и оценивания; направлена на формирование целостного подхода к обеспечению прогресса в обучении и отслеживания успеваемости учащегося; обеспечивает реализацию целей обучения и сбор доказательств получения знаний, развития навыков в соответствии с учебными программами; включает разнообразие способов и форм оценивания на основе содержания учебной программы по предмету для каждого класса.

Для эффективной и стандартизированной оценки результатов обучения учащихся разрабатываются критерии и дифференцированные задания в соответствии с целями и ожидаемыми результатами обучения. Такие инструменты оценивания позволяют определять не только уровень знаний, но и способность учащихся применять знания и навыки мышления более высокого уровня: анализ, синтез, оценку.

Новый формат заданий закрытого и открытого типов позволяет использовать их на уроках, усложняя от простого к сложному в зависимости от целей обучения и возрастных особенностей учащихся. Распределение критериев на три группы мыслительных навыков (знание и понимание учебного материала; умения и навыки учащихся применять знания; навыки учащихся анализировать, синтезировать и проводить оценку на основе своих знаний и опыта) служит основанием для дифференцирования обучения, эффективного мониторинга и управления уровнем освоения учебного материала учащимися в классе. Например, если с заданиями уровня навыков высокого порядка справляются менее 20%, а с заданиями на применение – менее 80% учащихся, учителю стоит обратиться к сложившейся ситуации и найти причины ее возникновения. Все задания при суммативном оценивании за раздел проверяются в соответствии с дескрипторами (пошаговым описанием хода выполнения задания) или при суммативном оценивании за четверть – схемой выставления баллов. При этом дескрипторы или схемы выставления баллов помогают учителю принять объективное решение относительно каждого учащегося.

Критериальное оценивание делает учебный процесс очень интересным. Ученики принимают участие в формативном оценивании: через самооценку и оценку одноклассников.

Помогают записи в дневниках: ученики получают смайлики и звёздочки, учителя пишут в их дневниках советы и комментарии, вносят баллы, которые за устную работу поставили его одноклассники.

Родители понимают: дети, зная о своих слабых местах в изучении раздела или темы, могут исправить эти недочеты во время сдачи итоговых работ в конце раздела или четверти. Понимая свой уровень и видя советы по его улучшению, каждый ученик может обратиться за помощью к родителям, одноклассникам или учителю.

Вместе с тем, имеются и трудности, которые в основном были связаны с организационными моментами: процедурой проведения суммативного оценивания за раздел и суммативного оценивания за четверть, оценивания работ, анализом результатов, модерацией, обратной связью, оформление работ, введение журнала и т.п. Конечно, этот год для нас, учителей начального звена, был первым, и никто не застрахован от недочетов и ошибок.

Решение трудностей в своей школе решили через проведение декады "Критериальное оценивание - важный фактор процесса обучения",куда включили встречи с родителями, обучение учителей, проведение открытых уроков с применением критериального оценивания. Мною был проведен коучинг по теме декады, где мы все совместно решали проблемные вопросы по критериальному оцениванию, озвучивали интересующие вопросы, искали пути их решения. В результате было решено, что одного занятия по данной теме мало, слишком много вопросов, поэтому наметили дальнейшую работу в этом направлении.

Таким образом, обновление образования в Республике Казахстан обусловлено новыми требованиями времени, сомнений не возникает. Критериальное оценивание позволит предоставлять объективную информацию о результатах обучения учащихся. Оно направлено на мотивирование учеников и регулярную помощь в процессе обучения в целях их прогресса. Составление дифференцированных критериев и стандартов оценивания, механизмов обеспечения достоверности, валидности, объективности и прозрачности повышает качество процедур оценивания, обеспечивает соответствие международным стандартам и потребностям обучения каждого ученика.

Новая система критериального оценивания интегрировала лучший казахстанский и международный опыт и позволит достичь реальных преимуществ в повышении качества образования. В частности, правильно расставленные приоритеты и ясная методология системы критериального оценивания позволят: достичь объективного и достоверного оценивания учебных достижений учащихся; сформировать последовательные механизмы реализации системы оценивания, направленные на интеграцию и совершенствование преподавания, обучения и оценивания; разрабатывать инструменты оценивания, в том числе для проверки уровней сформированности навыков высокого порядка; положительно влиять на личностное развитие учащихся (повышение мотивации к обучению, саморегуляции, ответственности, вовлеченности) путем отслеживания индивидуальной траектории обучения; предоставлять информационную основу для принятия эффективных управленческих решений (эффективность политики, совершенствование образовательных учебных программ, повышение квалификации учителей и др.). [4, с.46]

Библиографический список

  1. Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева народу Казахстана. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-181130
  2. Информационно-методический журнал « Педагогический диалог» Учредитель и издатель: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (Казахстан) при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета (Великобритания) № 2 2014 г. http://perechen-izdaniy.ru/entity/pedagogicheskij-dialog
  3. Инструктивно-методическое письмо « Об особенностях организации образовательного процесса в образовательных школах РК в 2017-2018 учебном году»
  4. Методология системы критериального оценивания учебных достижений учащихся: Учебно-метод. пособие / О.И. Можаева, А.С. Шилибекова,Д.Б. Зиеденова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2017.-38 с. https://ast.nis.edu.kz/wp-content/uploads/2019/04/NIS-Astana-PhM-KO-1756.pdf