Организация проектной деятельности на уроках физики [Физика]

Автор статьи : Людмила Д.
Организация : КГУ "Индустриально-технический колледж № 2, город Степногорск" управления образования Акмолинской области
Должность : преподаватель физики
Дата : 15.12.2016
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация
«Организация проектной деятельности на уроках физики» «Метод проектов - единственный способ преобразования  ШКОЛЫ УЧЕБЫ в ШКОЛУ ЖИЗНИ» В.Н.Шульгин                  

Применение проектной технологии на уроках физики – методическая тема самообразования, над которой я работаю на протяжении нескольких лет. Работа разделена на два этапа: - изучение методической литературы по данной теме, взаимопосещение уроков и изучение опыта работы преподавателей нашего колледжа и педагогов – новаторов через Интернет ресурсы. - внедрение данной методики в учебный процесс. Использование методов проектного обучения в урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в совокупности с применением ИКТ, является опытом внедрения Государственных образовательных стандартов в практику учебной деятельности студентов, расширения возможности использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.) и в конечном итоге методом самореализации обучающихся. Педагогическая технология применения проектного метода познавательной деятельности при изучении физики. Проектный метод обучения является одним из эффективнейших способов мотивации познавательной деятельности.   Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование педагогических технологий, которые и формируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким технологиям  могут быть отнесены проектные методы обучения, которые используют учителя – предметники на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. Я изучаю и анализирую результаты экспериментальной работы коллег- педагогов, пытаюсь организовать и провести подобную работу на уроках физики и во внеурочной деятельности. С годами метод проектов, т.е. способ познавательной деятельности, инструмент познания, был, как это часто водится в практике преподавания, подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности. Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность студентов, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата. Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для обучающихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Так же, как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии сотрудничества, так и работа над тем или иным проектом (если кому-то хочется именно так именовать запланированный практический выход) отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Классификация метода проектов по виду деятельности: Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн – петли» определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и пр.)  Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи и т.д. Результаты не всегда можно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить студентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, библио. фонд, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях). Практико – ориентрованные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы), развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов. Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве, очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются студенты разной степени подготовленности, и очень часто оказывается, что одни ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности - они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Поэтому-то и возникла педагогическая проблема - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом. Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым участником группы на доступном ему уровне и таким образом при совместной в дальнейшем проектной деятельности (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все студенты могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение с осознанием практической значимости, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Основные требования к использованию метода проектов: Перед преподавателем ставится трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию преподавателя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличие лишь традиционных компонентов учебного процесса – преподавателя, студента и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду.) 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экологическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, план мероприятий). 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций и пр.).

В коллективном творчестве помощь преподавателя должна быть очень тонко дозирована. По словам замечательного специалиста в области педагогики А.И.Мещерякова: «Помощь взрослого должна быть строго дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат» Проекты в урочной деятельности. Данный вид проектов должен отличаться небольшой продолжительностью и небольшим объемом изучаемого материала, чаще всего каждой группой решается общая проблема (или внутри групп решаются разные проблемы). Источниками информации служат учебники, учебно-методическая и дополнительная литература. Преподаватель задает алгоритм деятельности обучающимся. Познакомившись с многими изданиями в области технологии метода проектов, я использую в своей педагогической деятельности « Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», авторами которой являются Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В. Чуракова.  В начале учебного года, начиная работу с проектантами, я ставлю перед собой задачи:

  1. создать мотивацию;
  2. создать образовательную среду;
  3. определить чему должны научиться студенты в результате работы;
  4. уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
  5. представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;
  6. организовать работу;
  7. владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, аргументирования выводов;
  8. консультировать;
  9. иметь критерии объективной оценки.

Для того чтобы заинтересовать студентов в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа бывших студентов. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор преподавателем должны обязательно предусматривать использование студентами ХОРОШО ЗНАКОМЫХ им знаний в сочетании с НОВЫМИ – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям. При руководстве проектной деятельностью студентов дополнительной трудностью для меня является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности студентов. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Итак, заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего необходимо глубоко вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, то есть определить продуманную последовательность шагов по реализации некоего принятого самим обучающимся решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ наук и способствует трудовому и творческому становлению личности. Я отдаю себе отчет в том, что мой профессионализм выражается в том, насколько уверенно я могу спланировать работу студентов над проектом, обеспечить интерес и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого студента. Я контролирую лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений самому студенту. Проектов по предмету может быть в течение года 2-3. Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок. При использовании метода проектов по физике я заранее тщательно готовлюсь к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года выделяю те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения) программы, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность студентам более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.