Обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования [Русский язык]

Автор статьи : Бибигуль К.
Организация : ПАВЛОДАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ЭКИБАСТУЗ,СОШ №2 ИМЕНИ АБАЯ КУНАНБАЕВА
Должность : Учитель русского языка и литературы
Дата : 30.03.2021
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Номер журнала : 02-12-2021

Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования в Республике Казахстан.

Овладение русским языком в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала. Цель моей работы на уроках русского языка и литературы: развитие творческого и познавательного потенциала личности средствами активных форм и методов учебной деятельности.

Задачи, успешно решаемые в опыте:

  • гуманизация процесса образования;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • обеспечение каждого учащегося необходимым уровнем знаний по русскому языку и литературе
  • использование эффективных форм и методов активизации учебных и коммуникативных умений школьников;
  • отбор средств и методов обучения и воспитания в системе личностно ориентированного подхода;
  • создание атмосферы для творческого взаимодействия учителя и учащихся.

Самый известный и наиболее частый по употреблению элемент занимательности, используемый на уроке,- это Игра.

Приведённая мною классификация дидактических игр основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики (при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект):

1) фонетические и орфоэпические игры («убери одну фонему», «замени фонему», «преврати волка в козу», «найди пару»и т. д.)

2) лексико – фразеологические игры (кроссворды, лото, «третий - лишний», «ассоциации», «собери пословицу», «игра-наоборот» и т. д.)

3 )игры по морфемике и словообразованию ( «от одного корня», «корень и дерево», «слова по схеме» и т. д.)

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Некоторые виды дидактических игр я применила и для первоклассников. А играть они любят и готовы придумывать уже свои варианты игр. Для развития речи и пополнения словарного запаса, усвоения лексики по данной теме применяю ролевые игры, как например: «В магазине», «Пальчики говорят», «Времена года», «Мим», «Телефон», «Фантики»; при изучении букв, составлении слов с целью запоминания ученики активно играют в игры: «Третий - лишний», «Бинго», «Кто быстрее?», «Кто больше?»,(… соберёт из букв слова, назовёт слова, найдёт предметы на картинке на букву … и т.д.). Конечно, любую дидактическую игру всегда сопровождаю

картинками, наглядными предметами, чтобы первоклассник это мог увидеть, пощупать, ведь всё, что мы изучаем для многих из них ново, впервые.

Большое внимание нужно уделять правильному произношению и употреблению слов. С этой целью я каждый урок начинаю с речевой разминки (или рецитации). Заучиваем небольшие стишки на изучаемую букву и звук. Стихи читаем хором, по рядам, друг за дружкой, мальчики и девочки, собравшись в круг и т.д. Учимся говорить друг другу вежливые, добрые слова – «Круг пожеланий», «Круг вопросов и ответов». Но на что хочется обратить внимание: для первоклассников нужно брать стихи небольшие по объёму. В ксп (методическое руководство) очень много интересных заданий, игровых моментов, но я всегда стараюсь их переделать, немного сократить или разучивать по частям.

При групповой работе с первоклассниками немого сложнее. Они ещё не привыкшие работать вместе, каждому хочется выделиться и обратить внимание учителя только на себя. Здесь действительно нужно учитывать психологические особенности младших школьников, и в игровой форме, распределив роли, организовать и направлять работу группы. Одним из эффективных методов, я считаю, использование так называемых «тонких» вопросов. Провожу это опять в виде игры. Каждая группа готовит по два тонких вопроса, на которые должны ответить хором «ДА» или «НЕТ».Например, Муха-цокотуха купила чайник? (нет). Айдахар злой? (да) и т.д. Тем самым идёт отработка навыков построения вопросительных предложении и подготовка к пересказу.

Особое внимание, наряду с чтением, говорением и слушанием, я уделяю и письму. На первой стадии это списывание, запись под диктовку односложных и двусложных слов. Очень хорошо помогает использование магнитно-маркерной доски. Например, на интерактивной доске появляется картинка с изображением , потом слово. Дети запоминают кто это или что это. Обращают внимание на буквы ( синие- согласные, красные-гласные) и как они произносятся. Потом записывают слово и поднимают доску вверх, чтобы учитель мог видеть и оценить(ФО). Вариантов много. Позже, уже в тетрадях ошибок будет меньше или их нет.

Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературы. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов.

Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн". Для многих из вас этот метод уже довольно «избитый», но является одним из любимых у детей. Хорошо использовать на уроках русского языка при изучении словарных слов.

Завершить урок, можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» - Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет

вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

На этапе рефлексии можно применить следующие методы:

- «Комплимент»

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

- «Мухомор»

Учащимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.

- «Ресторан»

Учащимся предлагается представить, что они были в ресторане, а материал, предложенный на уроке – это блюда.

Это, пожалуй, один из методов, который я с опаской начала включать в свои уроки. Но он оправдал все ожидания. После завершения урока по теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне» дети высказывались:

- Сегодня на уроке все было очень вкусным…

- Я на уроке очень наелся, но некоторые блюда нужно подсолить…

- Все было приготовлено с душой, но не хватило кетчупа…

- А я не наелся, у меня не было настроения принимать вашу пищу…

Это ли не самое лучшее завершение урока?!

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Дети имеют свои особенности, поэтому не всегда могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.

Нам, педагогам новой формации, необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

Источники:

  1. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.
  2. http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
  3. http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения