Кто читал эти книги в школьние годы? Обязательно поставьте лайки.

Сейчас молодеж читает Японские сказки. Может мы подскажем, в каких книгах больше морали?!

Мы запускаем новый проект 100 книг в старшей школе. Начали обратно перечитывать старые книги из школьных годов. Помогите составить список тех книг, которых рекомендуете старшим школьникам. После составления списка мы сделаем приложение в виде мобильной библиотеки.

Комплект из двух книг самого известного романа Драйзера. Основанная на реальных событиях криминально-судебная история. Психологическая драма и одновременно суровая отповедь «американской мечте» стала сюжетной основой нескольких фильмов. Привлекательный мир богатства, роскоши и развлечений — и отчаянная погоня за успехом и преступление как две стороны американской мечты.
...

2 4

В преддверии празднования всемирного дня учителя приглашаем всех педагогов принять участие в языковых олимпиадах "Wonder Words". 5-го октября все победители будут награждены знаками отличия. Подробнее: https://wonder.zti.kz ...

3 0

Познавательная олимпиада для дошкольников и школьников 1-6 классов. Олимпиада проводится в игровой форме и в этой игре используется один из самых лучших дидактических методов обучения. Вопросы викторины составлены лучшими учеными Казахстана, России и Бразилии. ...

2 1

Уважаемые участники образовательных мероприятий и авторы статей. Теперь на наших порталах в разделе результатов участий в открытом доступе не будут отражены данные участников. Документы можно будет проверять только путем ввода регистрационных номеров и сканированием QR. А в журнале "ADISTEME.KZ" из общего доступна будут скрыты сведения об авторах. В списке авторов будут указаные только имена и первые буквы фамилии. Данные будут видны только самим авторам. Также мы временно прекращаем публикацию энциклопедических журналов в онлайн формате. Это делается в целях обеспечения безопасности наших подписчиков. В последнее время стало очень много мошенников.

Также обратите внимание:
- Мы не звоним и не отправляем письма с приглашениями на участие в образовательных мероприятиях.
- Наши операторы никогда не просят смс или другие личные данные.
- Мы не пользуемся приложением ZOOM для организации конкурсов.
- Мы не продаем отличительные знаки.
- Мы не просим переводить взносы на счета физических лиц.
- Наши операторы ведут переписку только через защищенный канал Business WhatsApp и не раздают свои личные номера.
- Мы используем только Instagram, YouTube, WhatsApp и Mail.ru.
- Курсы совершенствования проводим только в своих порталах по темам использования авторских дистанционных образовательных технологий.
...

3 1

Білім саласында ең үздік компьютерлік ойын графикасының дизайнын құрастырғаны үшін Виллиан Цельсо Зарпеллон (Бразилия) "Тәлімгер" медалімен марапатталды. Өз ісінің нағыз маманы болған, шәкірт тәрбиелеген мамандар марапатталады.

За создание лучшего графического дизайна компьютерной игры в сфере образования награжден медалью "Наставник" Виллиан Цельсо Зарпеллон (Бразилия). Данная награда выдается специалистам, которые стали наставниками в своем деле и обучают других.

For the creation of the best graphic design of an educational computer game, Willian Celso Zarpellon (Brazil) was awarded the "Mentor" medal. This award is given to professionals who have become mentors in their field and teach others.
...

7 1

Нәзір Төреқұлов Халықаралық қорының Президенті профессор Сапарбаев А.Ж. тұңғыш дипломат Нәзір атамыздың өсиетін білім беру аясында жандандырып, оны халықаралық деңгейде шыңдата білгені үшін "Қоғам қайраткері" медалімен марапатталды. ...

10 3

My name is Kokon. I'm fighting villains from the Land of the Know-Nothings. Help me win this educational battle and we'll be good friends. I need smart friends. To everyone who helps me, I will send a friend certificate with the results of participation. And we will award the best student with the medal "For Special Achievements in Studying". ...

2 0

Меня зовут Кокон. Я сражаюсь со злодеями из страны Незнайек. Помоги мне выйграть эту образовательную битву и мы станем хорошими друзьями. Мне нужны умные друзья. Всем кто помогает мне я буду отправлять сертификат друга с результатами участия. А самого лучшего отличника мы наградим медалью "За особые успехи в учении". ...

4 2

Бастауыш білім негіздері аясында "Kokon's Quiz" жобасы іске қосылды. https://kokon.kz порталында орналасқан. Android, IOS, Windows платформаларына арналған қосымшалары бар. Ойынды ойнау тегін. Тіркелу міндетті емес. Бала ойнап отырып, білімді жақсы игереді. Ойынның негізгі мақсаты білімді дәріптеумен қатар, балаға сенімділік пен жеңіс сезімін сыйлау болып табылады. Сондықтан ойынды құрастырған техника ғылымдарының мамандары мен тіл филологтарының құрметіне лайк басып, таратып қойыңыздар. Ал, біз басқа түрлерін құрастырамын. Ұсыныс болса комментарияға ұялмай жазыңыздар. ...

4 3

Ескерту: Мақала сапасы туралы ақпараттарды, сертификат, анықтама және журналға тапсырыс беру батырмаларын мақала авторы немесе журнал тілшісі ғана көре алады.

Изучение модальных глаголов в школе

Конференциялық баяндама, Орыс тілі және әдебиеті
Изучение модальных глаголов в школе

Мақала авторы: Редакция ғана көре алады
Жұмыс орны: 24-лицей Илийского района Алматинской области
Лауазымы: учитель русского языка и литературы
Порталға жариялану мерзімі: 23.05.2022
Журнал қорына жариялаған: Редакция A.


Категория модальности представляет собой универсальную категорию и обнаруживает свое присутствие как в философской, так и в лингвистической сферах.

Категория модальности реализуется в рамках высказывания, то есть функционирует в контексте связи между действительностью и языком, и представляет собой один из ключевых способов познания окружающего мира.

Модальность как языковая категория рассматривается в аспекте передачи субъектом отношения к окружающей действительности с помощью разнообразных суждений.

В статье «Модальные глаголы в современном русском языке» Л.А. Калинина предлагает более широкую (до 7 классов) типологическую модель модальных глаголов, при этом она отмечает большое количество модальных глаголов (далее — МГ) (курсив наш — Ж.З.) с синонимической структурой и разнообразием модальной семантики [1, с.19].

В свою очередь, мы представляем 5 основных типов МГ, которые внутри подразделяются на подзначения. В модальных значениях мы указываем на лексические единицы, работающие на данное конкретное значение. Соглашаясь с мнением, что модальность в русском языке зиждется на трех базовых китах модуса: необходимости, волеизъявления и возможности, мы намеренно включаем еще два таких аксиологических вида модуса, как а) оценка обычностистатичности действия и б) эмоционально-субъективная оценка. Таким образом, наша классификация будет представлена следующими пятью типами модальных значений и их оттенков.

Типы модальных значений: 1) Необходимость совершения действия; 2) Волеизъявление к действию; 3) Возможность совершения действия; 4) Оценка обычности статичности действия; 5) Эмоционально-субъективная оценка.

Подзначения, или оттенки каждого модуса будут выражать: для 1) А) предписание, Б)логическая необходимость, В) неизбежность. Их выражают следующие глаголы:

для А) Надлежать, стоить, предписывать, требоваться;

для Б) Понадобиться, потребоваться;

для В) Приходится, предстоять, оставаться;

Подзначения для 2) А) Желание, Б) Намерение, В) Готовность Г) Попытка, Д) Внутреннее разрешение. Глаголы этого круга составляют:

для А) Хотеть, желать, жаждать, стремиться, надеяться, рассчитывать;

для Б) Хотеть, намереваться, думать, надумать, задумать, решиться, собраться, готовиться;

для В) Хотеть, готовиться, собираться, решиться, попробовать, попытаться;

Г) Попытаться,  осмелиться, отважиться;

Д) Согласиться, решиться, разрешить себе.

Для модального значения под пунктом 3) выступают следующие подзначения: А) Способность, Б) Внешнее разрешение, В) Возможность при благоприятных обстоятельствах, Г) Возможность при неблагоприятных обстоятельствах. Глаголы, соответственно,: А) Мочь, уметь, Б) Мочь, разрешаться, В) посчастливиться, случиться, успеть, Г) Мочь, ухитриться, умудриться, удаться.

Для двух последних модальных значений определяем дополнительные темы Для значения 4) оценка обычности статичности действия: а) темпоральность-директивность (работают глаголы «привыкнуть, приспособиться, научиться, повадиться, полюбитьсь»).

Для значения 5) эмоционально-субъективная оценка будет характерным подзначение а) когнитивность-гипотетичность (с работающими глаголами «полюбить(ся), бояться, остерегаться, опасаться, воздержаться, затрудняться»)

Из воображаемой таблицы видно, что центральное ядро модальности формируется с помощью лексических единиц дуальной природы, то есть слов обладающих как модальным, так и лексическим значениями. Исключение составляют сильно грамматикализированные МГ русского языка мочь и хотеть, которые в современном русском языке выражают лишь модальные значения.

Основополагающим принципом выборки МГ в классификации стала их модальная семантика, то есть транслируемое ими значение. Поэтому класс МГ в русском языке может рассматриваться как широкий класс с лояльными, зачастую взаимопереходными, взаимозаменяемыми функционально-семантическими границами. Думается, здесь играет свою роль прагматическая направленность высказываний, требующая отдельного рассмотрения.

Первый тип модального значения выражает необходимость совершения действия. В рамках данного модального значения, исходя из определения и анализа смыслового состава, выделяются подзначения: 1) предписание, 2) логическая необходимость, 3) неизбежность\неминуемость какого-либо действия.

С точки зрения источника, выражающего необходимость совершения действия, предписание может дифференцироваться по двум типам: внутреннее предписание (источник выражения необходимости совпадает с субъектом речи) и внешнее предписание (источник выражения необходимости в виде другого лица). Одним из синтаксических маркеров такого рода предложений является их безликость.

Внутреннее предписание может рассматриваться, как побуждение человека действовать в рамках собственных целей и морально-этических норм. Например, «Может быть, мне стоит закруглиться с кино и заняться более полезным делом?»  

Внешнее предписание часто выражается в форме побуждения лица следовать законам этики и морали общества. Например, «Вам следует заблаговременно поручиться поддержкой кафедры»

Логическая необходимость характеризует ситуации, в которых излагается фактическая необходимость совершения действия, основанная на рассуждениях о его разумности. Например, «Я был бы не против, если бы мне разрешили сдавать на права ».

Оттенок неизбежности присутствует в ситуациях, когда необходимость совершения действия вступает в скрытый конфликт с волей субъекта или выражает явную предопределенность. К примеру, «…нам остается только ждать решения папы».

Второй тип модального значения представлен как выражающий волеизъявление к совершению действий. Относительно терминологического наименования данной категории существуют понятия типа: модальность желательности (М.В. Колосова), модальное значение волюнтативности (А.В. Бондарко), модальное значение волеизъявления (Б.В. Хрычиков), модальное значение желательности (В.В. Виноградов) [2, с.53].

Мы остановились на термине «волеизъявления к совершению действия» так как наличие волевого компонента здесь является основой для интеграции схожих оттенков модального значения (желание, намерение, готовность, попытка и внутреннее разрешение) [3, с.21].

В рамках этого модального значения нами выделяются следующие подзначения: 1) желание, 2) намерение, 3) готовность, 4) попытка, 5) внутреннее разрешение. Ядром волеизъявления является глагол «хотеть». Именно он присутствует в первых трех группах оттеночных значений. Такого рода слова в языкознании приобретают статус полифункциональных, сильно грамматикализированных лексем, характеризующихся высокой степенью свободы ввиду широкого спектра языковых ситуаций, в которых они функционируют [4, с.119].

Волеизъявление с оттенком желательности характеризует внутреннее хотение личности к осуществлению чего-либо. Волеизъявление с оттенком намерения выражает внутреннее стремление к совершению какого-либо действия, решимость действовать, где волевой компонент в рассматриваемой категории выражен сильнее. Это уже не абстрактное, а вполне конкретное намерение к действию.

Волеизъявление с оттенком готовности выражает согласие к осуществлению действия, пока не принявшего окончательной оформленности в виде решимости к действию. Данный подтип по степени выраженности волевого компонента занимает промежуточное положение между оттенками желания и намерения.

Волеизъявление с оттенком попытки выражает стремление к осуществлению действия, при этом субъект речи не уверен в успехе задуманного лио осуществление задуманного сопряжено с определенным риском.

Волеизъявление с оттенком внутреннего разрешения выражает дозволение совершать какое-либо действие, при этом волевая составляющая реализуется субъектом речи, а ее вектор направлен на самого себя.

Третий тип модального значения выражает возможность совершения действия.С нашей точки зрения, это модальное значение возможности совершения действия звучит как способность, внешнее разрешение, возможность, обусловленная как благоприятными, так и неблагоприятными обстоятельствами, дозволяющая осуществление действия другому лицу. Например, 1) Начинаются каникулы — можете отдыхать; 2) Наконец, ограничения по короне сняты, следовательно, можно брать уже билеты на юга.

Возможность совершения действия в результате неблагоприятно сложившихся обстоятельств несет в себе положительное значение, которое реализуется с помощью таких глаголов, как успеть, ухитриться, умудриться и т.п. В основе перечисленных лексических единиц лежат семантические компоненты ловкостиудачливости субъекта, благодаря которым действие осуществилось или осуществиться. Например, Мы ухитрились оформить быстро все документы.

Возможность с оттенком способности выражает такое модальное значение, когда передается значение «обладание навыком или умением совершать какое-либо действие», как в примере: «Я умею и петь, и играть одновременно».

Четвертый тип модального значения выражает оценку обычности действия, то есть выражает реакцию человека на многократно повторяющиеся, повседневные ситуации.

Пятый тип модального значения выражает субъективно-эмоциональную оценку или передает тип внутренних переживаний действующего лица, носит выраженную эмоциональную окраску. Например, «Я боюсь даже и подумать об этом».

Как видим, большинство МГ имеет синонимичность между собой, кроме того они могут выступать самостоятельной лексической единицей или в составе составного сказуемого быть его модальной частью.

Школьное изучение модальных глаголов в старших классах позволяет шире использовать данный класс глаголов для передачи своих суждений и размышлений над поставленной проблемой; выражать желаемые оттенки модальных значений в конкретных случаях при написании эссе.

Выделение МГ на пять классов нам кажется оптимальным для изучения и для лучшего запоминания школьниками. Отработка семантики каждого модального глагола в типических примерах позволит раскрыть вариативность и синонимичность функционального назначения этих глаголов.

Литература:

  1. .Калинина, Л.А. Модальные глаголы в современном русском языке. // Вестник педагогического опыта. – Глазов: Глазовский гос. пед. институт им. В.Г. Короленко, 2010. – с.20.
  2. .Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. – М.:Наука, 1975. – С. 53-87;
  3. .Хрычиков, Б.В. Категория модальности, ее объем и средства выражения в современном русском языке: Автореф. дис. …д-ра филол. н. – Днепропетровск, 1986. – 35 с.
  4. .Давлетбаева А.Ф.. Репрезентация категории модальности в русском и китайском языках: Дис…. к.ф.н.- Уфа, 2019г- с. 212