Методы исследования уголовно-правовых явлений [Основы правоведения]

Автор статьи : Надежда Б.
Организация : Учреждение «Колледж «Мирас»
Должность : Магистр юридических наук
Дата : 22.10.2022
Номер журнала : 02-15-2022
В науке существуют различные методы исследований, с помощью которых возможна разработка проектов нормативных правовых актов и законов Республики Казахстан. Метод в целом определяется как средство, путь к достижению какой-либо цели. Методы исследований должны представлять собой совокупность сравнительных, системных, юридических, статистических, социологических, математических, социально-психологических, логико-правовых и иных приемов и способов тех или иных явлений и закономерностей их развития. Предмет каждой отрасли права определяет содержательную специфику его метода. Понятие «метод» охватывается методология и методика познания.  Методология представляет собой категорий, позволяющую исследовать и практически применять познанные закономерности, сущность [1]. Законы развития общества обеспечивают достоверное познание тенденций развития общества, раскрытие взаимодействия социально-экономического базиса с политической, правовой, духовной надстройкой данной формации, с социальной структурой общества. Методика в праве представляет систему приемов и операций, средств и инструментария исследования уголовно-правовых явлений и понятий. Основными методами являются: сравнительно-правоведческий, системный, юридический, уголовно-статистический, социологический, историко-сравнительный и др. При подготовке каждого законопроекта необходимо разработать единый научный подход к выбору критериев эффективности закона, с использованием в нем различных общенаучных и частно-научных методов. Сравнительно-правоведческий метод используется при сопоставлении кодексов различных правовых систем и государств. Оп плодотворен и в законодательстве, и в правоприменении, и в науке. Так, при разработке проектов различных кодексов широко использовались зарубежные кодексы и законы. Системный метод обязывает проводить исследования правовых явлений и понятий как систем, то есть целостного множества, состоящего из подсистем и элементов.  Метод используется в законотворчестве, правоприменении и теории конструирования, познании, применении таких системных институтов, как уголовный закон, принципы права, преступление, вина, множественность преступлений, соучастие освобождение от уголовной ответственности и наказания. Принципу системности должны отвечать расположение в  тексте кодекса разделов, глав норм. Макросистемой является кодекс в целом, а макросистемой – норма, диспозиция которой описывает правонарушения, а санкция – вид и размер наказания. Юридический метод включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Юридико-технический метод широко применим в нормотворчестве. Система кодекса и каждая его статья должны отвечать определенным правилам конструирования диспозиции и санкции норм, чтобы быть четкими, ясными, логически последовательными. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, сравнительным, логическим, по объему – аутентичным, расширительным, ограничительным. Статистический метод – познание своеобразия правовых явлений и понятий посредством количественных показателей. Этим методом проводится количественное измерение. Социологический метод включает опросы различных категорий лиц – работников государственных и правоохранительных органов, населения, осужденных –по различным аспектам права. Историко-сравнительный метод значим для восприятия прошлого опыта законодательства и правоприменения. С начала перестройки в Казахстане, и особенно в 90-х годах, начался мощный процесс переоценки советской истории, в том числе истории любой науки права. Все более широкое применение в законодательной, практической, научной и преподавательской деятельности стали находить математические методы. Как один из институтов, включения в государственную программу, следует указать мониторинг эффективности принятых нормативных актов. Зачастую эффективность тех или иных законов оставляет желать лучшего. Мониторинг законодательства позволит вырабатывать конкретные предложения по совершенствованию законов, изменить правоприменительную практику государственных органов, вскрыть социальные причины неэффективности тех или иных правовых норм. Мониторинг правоприменительной практики позволит спрогнозировать потребности в правовом регулировании. Данной работой должна заниматься конкретно определенная научная организация, в задачи которой будут входить изучение правоприменительной практики, осуществление криминологического планирования и прогнозирования с учетом действующих норм права. Это станет новым толчком в развитии и совершенствовании норм названных отраслей права. Совершенствование отдельных отраслей права следует также осуществлять путем определения их основных направлений развития, концептуальных подходов в реформировании законодательства. Мероприятия по внедрению в практику прогрессивных методов работы весьма разнообразны. Основы для их проведения целесообразно закладывать еще на стадии распространения передового опыта профилактической работы. Для этого в обзорах, информационных и методических ориентировках указываются исполнители, ответственные за реализацию рекомендация, иногда и сроки претворения рекомендаций в жизнь. В случаях внедрения в практику актуального и уже апробированного положительного опыта работы издаются нормативные акты. В них, помимо исполнителей, ответственных лиц и сроков, проводится методика освоения нового, условия, которые необходимы для этого. Научные рекомендации, то есть предложения о наиболее целесообразных способах действий в определенных условиях, сделанные на основе научного исследования и облеченные в соответствующую форму, создают наиболее благоприятные условия для внедрения в практику достижений научной мысли. Право всегда результат творческой той или иной совокупности субъектов – физических и юридических лиц, общественных организаций и органов государственной власти. С учетом этого обстоятельства термин «правотворчество» представляется более конкретным, чем не имеющий какой-либо  связи с деятельностью  по созданию правовых норм, но, тем не менее, иногда употребляемое в литературе понятие «правообразование». Особую роль в правотворчестве выполняют законодательные органы, важнейшей функцией которых является реализация в процессе законотворчества путем принятия нормативных актов в форме законов конституционного принципа народовластия. Термин «народовластие» является, как известно, в переводе с греческого языка «демократия». Применительно к  законотворчеству оба понятия охватывают, активнее участие народа, то есть граждан страны, в формировании и деятельности органов ее государственной власти. Из важных направлений совершенствования организации законотворчества является повышение внимания законодателя к общественному мнению, к активному участию граждан страны в создании законов. В идеале общественное мнение должно служить источником формирования конкретных норм принимаемых законов. Основные источники информации: статистика и ее отрасли – экономическая, социальная, демографическая, и другие отрасли статистической науки. Методы разработки законопроектов являются одним из ведущих элементов процесса их информационного обеспечения. Метод означает на научных данных и нормативных правовых актах последовательность выполнения действий по работе с информацией, обеспечивающей получение наибольших результатов при наименьшей затрате сил и средств. Совокупность методов при разработке законопроектов представляет собой механизм реализации целей информационного обеспечения, функционирующий на основе правовых норм. С помощью методов обеспечивается оптимальное использование необходимой информации в процессе подготовки законопроектов. Приемы применения и использования методов подготовки законопроектов носят комплексный характер, состоят в том, чтобы охватить сбор и переработку информации, которая необходима для использования в практических нуждах. Анализ приемов информационного обеспечения законопроектов заключается в следующем:
  • оценка необходимости в информации;
  • поиск ее источников содержания;
  • осуществление наиболее экономного метода информации из источника;
  • приспособление вида информации к потребностям разрабатываемого законопроекта;
  • передача полученной информации заказчику законопроекта;
  • согласованность и последовательность всех проведенных действий;
  • равный баланс между ними, позволяющий достичь конечного результата.
Источники получения информации подразделяются на официальные (правовые) и неофициальные (неправовые). Официальными являются: статистические данные государственных органов, материалы обобщений судебной практики, приказы, отчеты и т.д. Неофициальные – результаты научных исследований, опросы, анкетирование и др. Данные источники требуют учета, так как социальная действительность не является застывшей, происходят глобальные социально-экономические, политические изменения в обществе, требующие постоянного и своевременного совершенствования законодательства, его юридической техники применения. Содержание требований к разработке законопроектов:
  • законность;
  • целенаправленность;
  • комплексность;
  • организованность;
  • ресурсная обеспеченность;
  • качественность;
  • действенность.
Содержание влияет на качество и результативность принимаемого нормативного правового акта. Одним из условий эффективности принятия законопроекта является его ресурсная обеспеченность, то есть потребность в обществе в том или ином законе или н6ормативном правовом акте. Достижение определенных результатов в обществе связано с расходованием определенного минимума средств, без которых невозможно достижение необходимых результатов. Учет при определении эффективности расходуемых средств необходим для того, чтобы получить эти средства и определить цели их реализации. Литература
  1. Методологические проблемы исследования коррупции в современный период // Научное сообщение (основные положения) Г.С.Мауленова на научно-методологическом семинаре профессорско-преподавательского состава КазГЮУ 12 декабря 2008 года.-Астана, 2008.
  2. Борчашвили И.Ш., Оразалиев М.М., Иманбаев С.М., Кульжакаева Р.Б. и др. Комментарий с изменениями и дополнениями в Уголовный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республик Казахстан.-Караганда, 2013. С.248-302.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан /Под ред. д.ю.н., профессора И.И.Ргова, к.ю.н., доцента С.М.Рахметова.-Алматы: Баспа, 2016. С.6.
  4. Сапаргалиев Г. Конституция Ресублики Казахстан. Комментарий.-Алматы: Жеті жарғы, 2014.-С.27.
  5. Балтабаев К. Исторические и политико-правовые предпосылки принятия Уголовного кодекса Республики Казахстан //Заңгер, 2017. № 7. С.8-11.