Методы дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы [Русский язык]

Автор статьи : Гулсин Ж.
Организация : Общая средняя школа имени Жамбыла Жабаева
Должность : Учитель русского языка и литературы
Дата : 03.02.2021
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация

В современной образовательной системе значительное место стали занимать дистанционные образовательные технологии, под которыми принято понимать образовательные технологии, реализуемые в основе своей с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии. Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между преподавателем, учителем и обучающимися. Современное общество требует активную личность, способную ориентироваться в бесконечном информационном потоке, нацеленную на непрерывное саморазвитие и самообразование. В подобной ситуации на педагога ложится новая функция – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание уже выступает не как цель, а как способ развития личности. Современная реальность позволяет реализовывать образовательные программы, используя дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя разнообразные электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, дающие возможность обучающимися освоить образовательные программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Целью использования дистанционных образовательных технологий в классическую систему обучения является возможность обеспечить доступность качественного образования для обучающихся, когда место проживания, социальное положение и состояние здоровья могут повлиять на доступность образования. Дистанционное обучение, как и очное, в своей основе предполагает освоение учебной программы, учебника, использование поурочных методических рекомендаций и подробных инструкций преподавателя. Планируя подачу материала дистанционно, необходимо учитывать, что учащиеся воспринимают новый материал и закрепляют его индивидуально и неконтролируемо в режиме реального времени и в зависимости от степени своей подготовленности и обученности. Применяя дистанционные образовательных технологии, педагог решает следующие задачи:

  1. Повышение учебной мотивации.
  2. Развитие у обучающихся познавательной активности посредством развития умения работать с различными дополнительными источниками информации, которые требуют использования технических возможностей компьютера и сети Интернет.
  3. Развитие у обучающихся самостоятельности в учебном процессе.

В процессе преподавания русского языка и литературы большинство педагогов используют презентации, видео и аудиофайлы, тесты по различным темам, электронные учебники и тренажеры, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Такие материалы можно использовать как в учебной аудитории, так и в процессе дистанционного обучения, направляя ребенка. Уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающим сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнить фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнить задания на восстановление сюжетной линии произведения, проанализировать поэтический текст, а также организовать беседы по просмотренному эпизоду. Использую в своей работе видеолекции, рассказывающие о жизни творчестве поэтов и писателей. Результатом просмотра таких лекций становится конспект просмотренного материала. Самоконтроль знаний, умений, навыков учащиеся могут осуществлять с помощью дистанционных технологий:

  1. Разноуровневые онлайн-тесты
  2. Дидактические материалы онлайн
  3. Контрольно-измерительные материалы

Методы дистанционного обучения обязательно должны включать в себя традиционные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ и многое другое. Таким образом, дистанционное образование не может заменить в полном объеме непосредственное сотрудничество ученик – учитель, но при грамотном использовании становится хорошим помощником в реализации образовательных программ. При рациональном сочетании дистанционных и здоровье сберегающих технологий дает очевидные результаты, главным из которых становится повышение учебной мотивации. Бесспорным является тот факт, что использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет учащемуся чувствовать поддержку со стороны преподавателя, может способствовать установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения. Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

  1. Для обучающихся становится доступной «перекрестная» информация, так как открывается возможность обращения к альтернативным источникам информации при использовании технических возможностей компьютера, ресурсов сети Интернет.
  2. Индивидуализация процесса обучения, которая предполагает организацию разнопланового сопровождения и поддержки учащихся со стороны педагога.
  3. Повышение качества и доступности образовательного процесса ввиду возможности использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.
  4. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет повышения самоорганизации, взаимодействия с современной компьютерной техникой.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, так как предполагает следующие умения и навыки:

  1. Вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах.
  2. Организовывать хранение информации, ее анализ и выбор адекватных форм ее представления с помощью современных мультимедийных технологий.
  3. Использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
  4. С марта 2020 года в связи создавшейся ситуацией в мире все образовательные учреждения страны вынуждены были перейти к дистанционному обучению (ДО). Следует различать два разных понятия: дистанционное обучение и онлайн-обучение. Существует множество определений понятий «дистанционное обучение». Остановимся на некоторых их них. Дистанционное и обучение – это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и обучающихся, реализующейся с помощь телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. [1] Дистанционное обучение – формат обучения, когда слушатели и преподаватель находятся в разных местах, то есть происходит взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии (дистанционно). Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом. Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с однокурсниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса. Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов. [2] Проведение занятий в условиях ДО и онлайн-обучения требует от педагогов большой подготовки, цифровой грамотности. Немаловажную роль в этом деле играют видеоуроки. Дистанционное обучение имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Минусы: в онлайн-уроке труднее включить общее обсуждение и организовать диалог, уменьшение общения сказывается на речи; происходит снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи; сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования; уроки зависят от технических возможностей; нет гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий, чаще используют готовые ответы с интернет-ресурсов. Плюсы: развивает умение работать с новыми технологиям; происходит формирование навыка самообразования; использование интернет-источников с пользой для обучения; развитие творческих способностей студентов; формирует умение самостоятельно планировать деятельность. Развитие новых технологий, в том числе и в образовании диктует свои правила. Каждый учитель, студент, родитель должен организовывать процесс обучения с учетом требований современности. И наша задача, выбирать более оптимальные варианты для совершенствования знаний.


Список литературы

  1. Кудрявцева, А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС / А. Г. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 167-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5610/ (дата обращения: 25.11.2020).
  2. Александра Клевец. Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения. https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya