Методы дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы

Методы дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы [Русский язык]

Автор статьи : Гулсин Ж.
Организация : Общая средняя школа имени Жамбыла Жабаева
Должность : Учитель русского языка и литературы
Дата : 03.02.2021
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Номер журнала : 18-2024

Аннотация. Статья «Методы дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы» посвящена анализу современных подходов к организации учебного процесса в условиях цифровизации образования. Цель исследования — выявить эффективные методы дистанционного обучения, способствующие повышению мотивации, развитию самостоятельности и творческого потенциала учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа, обобщения педагогического опыта и сравнительного анализа онлайн- и дистанционных форматов. Результаты показывают, что рациональное сочетание традиционных и цифровых методов позволяет обеспечить высокое качество обучения русскому языку и литературе, несмотря на ограничения удалённого формата. Особое внимание уделено роли мультимедийных ресурсов, интерактивных заданий и индивидуализации обучения. Вывод: дистанционные технологии не заменяют очное взаимодействие, но при грамотном применении становятся мощным инструментом в образовательном процессе [1, с. 170; 2].

Аннотация қазақ тілінде. «Орыс тілі мен әдебиетін оқытудағы дистанциялық оқыту әдістері» атты мақалада білім берудің цифрландыру жағдайында оқу процесін ұйымдастырудың заманауи тәсілдері талданады. Зерттеу мақсаты — оқушылардың ынтасын арттыруға, өздігінен оқуға және шығармашылық қабілетін дамытуға ықпал ететін тиімді дистанциялық әдістерді анықтау. Мақалада теориялық талдау, педагогикалық тәжірибені жалпылау және онлайн мен дистанциялық форматтарды салыстыру әдістері қолданылды. Нәтижелер дәстүрлі және цифрлық әдістердің тиімді үйлесімі орыс тілі мен әдебиетінен сапалы білім алуға мүмкіндік беретінін көрсетеді. Мультимедиа ресурстарының, интерактивті тапсырмалардың және жеке тұлғаға бағдарланған оқытудың рөлі ерекше көрсетілді. Қорытынды: дистанциялық технологиялар тікелей қарым-қатынасты толық алмастыра алмаса да, саналы қолдану кезінде білім беру процесінің тиімді құралына айналады [1, б. 170; 2].

Введение. Современная образовательная среда стремительно трансформируется под влиянием цифровых технологий. Пандемия 2020 года стала катализатором массового перехода к дистанционным формам обучения, выявив как их потенциал, так и ограничения. В условиях, когда доступность образования зависит от географического положения, состояния здоровья или социального статуса, дистанционные технологии становятся не просто альтернативой, а необходимостью. Особенно это актуально для гуманитарных дисциплин, таких как русский язык и литература, где важны не только знания, но и развитие речи, эмоционального восприятия, критического мышления и культурной компетентности. Теоретическая значимость темы заключается в систематизации методов дистанционного обучения, а практическая — в разработке рекомендаций для педагогов по эффективной реализации образовательных программ в цифровой среде.

Основная часть. Дистанционное обучение (ДО) — это форма образования, при которой педагог и учащийся взаимодействуют на расстоянии с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Важно различать ДО и онлайн-обучение: первое подчеркивает пространственную разобщённость участников, второе — режим «здесь и сейчас» с использованием интернета и гаджетов [2]. В преподавании русского языка и литературы эти подходы применяются комплексно.

Одним из ключевых методов является использование мультимедийных ресурсов. Преподаватели активно применяют презентации, аудио- и видеозаписи, интерактивные карты и виртуальные литературные экскурсии. Например, при изучении произведений А.С. Пушкина можно организовать виртуальную экскурсию по Михайловскому музею-заповеднику. Видеофрагменты экранизаций позволяют сравнивать авторскую и режиссёрскую интерпретацию, развивая аналитическое мышление. После просмотра учащиеся выполняют задания: восстанавливают сюжетную линию, анализируют художественные приёмы или участвуют в онлайн-обсуждении [2].

Важную роль играют интерактивные задания. Разноуровневые онлайн-тесты Clever Quizzes (https://quiz.zti.kz), тренажёры по орфографии и пунктуации, викторины по биографии писателей способствуют самоконтролю и закреплению материала. Платформы вроде Kahoot!, Quizlet или Яндекс.Учебник позволяют сделать процесс обучения увлекательным. При этом педагог сохраняет контроль над прогрессом каждого ученика через аналитику платформ.

Развитие письменной речи требует особых подходов. В дистанционном формате эффективны блоги, форумы и совместные документы (Google Docs), где учащиеся пишут сочинения, рецензии или литературные дневники. Коллективное редактирование развивает критическое мышление и коммуникативные навыки. Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Шинель» учащиеся могут создать совместный проект «Современная Акакий Акакиевич», адаптируя образ чиновника под реалии XXI века.

Индивидуализация обучения — ещё одно преимущество ДО. Педагог может предложить разные траектории: одни учащиеся углублённо изучают стихотворный размер, другие — работают с архивными материалами. Электронные портфолио позволяют фиксировать индивидуальный прогресс. При этом сохраняется важный элемент традиционного обучения — работа с учебником, пересказ, анализ текста и заучивание наизусть, что реализуется через домашние задания с последующей проверкой на видеоконференции.

Однако дистанционное обучение имеет и ограничения. Снижается живое общение, что сказывается на развитии устной речи. Групповая работа усложняется из-за технических сбоев или неоднородности технической оснащённости учащихся. Кроме того, существует риск списывания ответов из интернета. Для минимизации этих рисков педагоги используют оральные опросы в формате видеозвонков, оригинальные творческие задания и антиплагиат-системы.

Эффективность ДО напрямую зависит от цифровой грамотности педагога. Учитель должен уметь искать информацию в базах данных, создавать мультимедийный контент, анализировать данные об успеваемости и адаптировать материалы под нужды учащихся. Это требует постоянного самообразования и участия в методических сообществах [1, с. 172].

Цифровая среда также расширяет доступ к «перекрёстной» информации. Учащиеся могут обращаться к электронным библиотекам (РГБ, LitRes), лингвистическим корпусам (Национальный корпус русского языка), что углубляет их понимание языковых явлений и культурного контекста.

Дистанционное обучение особенно эффективно при сочетании с здоровьесберегающими технологиями: соблюдение режима работы за компьютером, чередование видов деятельности, использование цветовых и звуковых раздражителей для снижения утомляемости. Такой подход не только сохраняет здоровье учащихся, но и повышает их учебную мотивацию.

Несмотря на все преимущества, ДО не может полностью заменить очное взаимодействие. Эмоциональная связь «учитель — ученик», непосредственная реакция на вопросы, атмосфера совместного творчества — всё это остаётся прерогативой классной комнаты. Однако при разумном сочетании с традиционными методами дистанционные технологии становятся мощным ресурсом для модернизации гуманитарного образования.

Вывод. Анализ показал, что методы дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы обладают значительным потенциалом. Их эффективность проявляется в повышении мотивации, развитии самостоятельности, творческих и цифровых компетенций учащихся. Ключевыми условиями успеха являются: грамотный отбор цифровых инструментов, сохранение элементов традиционного обучения, индивидуализация и постоянное профессиональное развитие педагога. Результаты исследования подтверждают, что дистанционные технологии не противопоставляются очному обучению, а дополняют его, создавая гибкую и инклюзивную образовательную среду. Таким образом, задача современного педагога — не отказываться от цифровизации, а осваивать её как инструмент для раскрытия личностного и интеллектуального потенциала каждого ученика.

Список литературы

  1. Кудрявцева, А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС / А. Г. Кудрявцева // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа : Лето, 2014. — С. 167–173.
  2. Клевец, А. Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения [Электронный ресурс] // FinAcademy. — URL: https://finacademy.net/materials/article/chem-otlichaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 06.12.2025).
  3. Anderson, T., & Dron, J. Three generations of distance education pedagogy / T. Anderson, J. Dron // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. – 2011. – Vol. 12, № 3. – P. 80–97.
  4. Moore, M. G. Distance Education: A Systems View of Online Learning / M. G. Moore. – New York: Routledge, 2013. – 256 p.
  5. Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html