Методика работы с ансамблем

Ән-күй
Омарова Акмарха Шаймерденовна, Методика работы с ансамблем

Мақала авторы: Омарова Акмарха Шаймерденовна
Жұмыс орны: ГККП "Школа искусств" Тимирязевский район
Лауазымы: Преподаватель по классу домбры, руководитель ансамбля "Өркен"
Порталға жариялану мерзімі: 18.01.2019


В последнее время детское музыкальное образование переживает пору серьезных перемен: идет поиск наиболее прогрессивных форм, методов обучения и воспитания подрастающего поколения, направленных на воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности народа. Доминирование эстрадных жанров на экранах телевизоров отодвигает интересы к народно-инструментальному исполнительству на второй план. Передача национально-культурных традиций новому поколению осложнена тем, что в повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом.

Реформирование системы образования, его гуманизация и гуманитаризация, открытость культуре способствуют выработке духовных ценностных ориентиров. В условиях построения нового общества в нашей республике, когда определяются жизненно важные проблемы и задачи, связанные с повышением общественно-воспитательных функций искусства в формировании духовного мира личности, в приобщении её к достижениям национальной культуры, потребность в казахской народной музыке значительно возрастает.

Особенно актуальной сегодня становится задача привить детям любовь к народной культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами. Это можно сделать путем знакомства с фольклорным творчеством, различными формами фольклорного искусства, которые помогут сформировать национальное самосознание у учащихся. Освоение учащимися фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих «корней» и первоистоков как исторической памяти. Эту задачу по развитию личности учащихся помогает решить кружковая работа, а в частности, занятия школьников в фольклорном ансамбле. Занятия в фольклорном ансамбле имеют в себе большие возможности для развития музыкальных способностей учащихся в исполнительской деятельности.

Создание ансамбля требует от руководителя знания народного творчества, богатства его жанров. Само обращение к народной песни имеет огромное воспитательное значение. Ее активное освоение способствует формированию интереса к народной музыке, что в свою очередь является важным условием воспитания чувств патриотизма, любви к Родине, родному краю.

Разучиваем произведение  по нотной записи.  Предварительно анализируем особенности ритмического и в отдельных случаях мелодического рисунка.

Ансамбль занимается по методической программе составленный нами. Программа рассчитана на 5 лет обучения: 1-й и 2-й годы относятся к I уровню – образовательному, 3-й год и последующие – ко II уровню – творческому. На творческом уровне учащиеся могут находиться столько времени, сколько сохраняется интерес. Они принимают участие в концертной деятельности и в пополнении репертуара, разыскивая и записывая новые произведения.

План методической программы по ансамблю включает следующие разделы: Кюи, произведения казахских композиторов, народные песни и русские народные песни и танцы, произведенияя зарубежных композиторов. Изучая произведения включённые в программу проводятся виды работ по ансамблевой подготовке и его методы: сценическая культура (поведение на сцене); культура восприятия музыки; концертная деятельность.

Содержание программы:

1 -2 годы обучения

Организация ансамбля. Дать полную информацию о ансамблевом исполнении. Правила ансамблевого исполнения. Особенности занятий в  ансамбле. Особенности игры на инструменте, постановка рук. Звукообразование. Звуковедение – беседы, рассказ и показ педагогом.

Руководитель по количеству и музыкальным способностям делит участников ансамбля на группы. 1-2 год обучения в репертуар вносятся лёгкие произведения, ритмически не сложные. Знакомятся со штрихами tremolo (тремоло), pizzicato (пиццикато), лига.

Также изучают правила поведения на сцене. Сценическое движение – беседы, рассказ педагога, посещение репетиций и концертов взрослого народного коллектива, просмотр выступлений фольклорных ансамблей на видео.

Содержание программы:

3-4 годы обучения — дальнейшее развитие исполнительских навыков. Продолжение работы над штрихами (тремоло на двух струнах, форшлаг, акцент). Навыки исполнения шертпе кюев. Работа над средствами выразительности. Работа над чистотой звукоизвлечения. Выступления на родительских собраниях, школьных и районных мероприятиях. Слушание «живого» исполнения, аудио и видеозаписей – прослушивание на занятиях и посещение концертов, анализ прослушанной музыки. Репертуар ансамбля усложняется. В год ансамбль изучает 4-5 кюев, 5-6 народных песен или пьес.

Условия реализации программы предусматривают не только изменение воспитательных и образовательных задач, но и наличие определенных личностно-профессиональных качеств педагога таких как: стремление к изучению народного творчества, истории родного края, обычаев, обрядов, традиций, потребность в профессиональном росте. Кроме традиционных занятий программа предусматривает вариативное использование других форм организации образовательно-воспитательного процесса:

Занятие-беседа — занятие, выстроенное в форме беседы, позволяет руководителю осветить кратким обзором все виды казахского народного творчества, используя в своем рассказе иллюстрации соответствующих альбомов, фото-видеоматериалы, привлекая к диалогу учащихся с целью активизации познавательного процесса.

Оптимальной формой занятий, позволяющих проследить результативность освоения программы, являются занятие-концерт, творческая встреча, концерты, конкурсы. Занятие-концерт целесообразно проводить на начальном этапе обучения, в период, когда репертуар, освоенный учащимися, представляет собой несколько несложных песенок, игр. Импровизированный концерт, составленный из номеров соло, дуэтов, трио и т.д., позволяет детям проявить инициативу, самовыразиться, обрести уверенность в себе. Такие концерты, подготавливают детей к выступлению на публике.

Составляя репертуар ансамбля надо использовать кюи и песни различных жанров, адаптировать их для исполнения учащимися, учитывая их исполнительские данные и возможности. Отбор произведений всегда был и остается острой практической проблемой. Выбор репертуара – процесс творческий, требующий знаний законов восприятия и умения моделировать сочетание кюев и песен различных жанров. Руководитель также должен знать закономерность развития вокального и инструментального исполнительства учащегося и уметь предугадать динамику этого развития.

Подбирая музыкальный материал, надо учитывать его доступность и посильность для данного коллектива. Известно, что утомляемость участников резко повышается, если разучивания музыкальных произведений слишком сложны, не продумана методика ведения занятия. Руководитель  ансамбля должен наиболее полно раскрыть идейно-художественную ценность музыкального произведения, и показать какие средства выразительности использовал композитор. Художественная подача материала повышает эмоциональный настрой учащихся, что также способствует восприятию музыки, сопереживанию её содержания и осмыслению заложенных в ней нравственно-эстетических идеалов.