Как средства ИКТ влияют на учебную мотивацию учащихся? [Технологий образования]

Автор статьи : Рабига Х.
Организация : А.Байтұрсынұлы атындағы гимназия
Должность : 1 категориялы орыс тілі мұғалімі
Дата : 30.03.2018
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация
«Учитель новой формации — духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации» (Н. А. Назарбаев).


В процессе обучения я поняла, что от нас требуется новый подход к своей работе. Прежде всего, мы должны измениться сами, поменять свои взгляды и уже потом изменить своих учеников. Наша задача – научить учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, быть уверенными, самостоятельными, быть ответственным за свое обучение, научить объективно оценивать не только свою, но и работу своих одноклассников. На первом этапе Кембриджских курсов я познакомилась с семью модулями программы, которые были рекомендованы для успешной организации учебного процесса. Изучив их я убедилась в том, что они направлены на улучшение качества знаний учеников, помогают раскрыть их способности. В этом я убедилась во время практики в школе. Для проведения уроков я решила взять пятый класс с казахским языком обучения и провести с ними серию уроков по русскому языку. При составлении среднесрочного и краткосрочного плана, я, конечно же, опиралась на изученные мною модули Программы. Обдумала, как организовать коллаборативную среду, вырабатывать умения работать в группе, научить критически мыслить, дать понятие о взаимооценивании и самооценивании, раскрыть талантливых и одаренных учеников. Приступая к планированию серии последовательных уроков, у меня были сомнения, что у меня может не получиться. Опасалась пропустить что-нибудь важное. Опасалась, что не смогу интегрировать какой-нибудь из семи модулей Программы. И только в процессе аутентичного обучения я неожиданно поняла, что все семь модули тесно взаимосвязаны. При планировании задании, я непременно учитывала возраст моих учеников. Предлагая задания с целью развития критического мышления, мне пришлось применить возможности интерактивной доски. При выполнении задании, дети сотрудничали в группе, а это значит, что были использованы уникальные возможности диалогового обучения. В процессе диалога происходила то исследовательская, то кумулятивная беседа. Учащиеся учились говорить, слушать, высказывать свое мнение, и учитывать мнение чужое. А затем еще каждый ученик должен был учиться оценивать работы всей группы, самого себя и объяснить свою оценку. В процессе наблюдения мне удалось получить много ценной информации о моих учениках. Многие ребята раскрылись с неожиданной для меня стороны. Спокойные и замкнутые ученики пытались высказывать свое мнение и быть услышанными. Я решила, что наиболее эффективными формами работы на уроке будет работа в парах, группах. Структура каждого из данных уроков, согласно теории критического мышления, будет заключать 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексию. Для эффективного усвоения материала, я по каждой теме приготовила презентацию. Для учеников со слабой мотивацией была запланирована совместная работа с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют сложные задания. Задания подготовила с учётом возрастных особенностей и, которые, по моему мнению, не должны были вызвать затруднений при их выполнении. Уже ко второму уроку у многих учеников исчез страх ошибиться, страх обратить на себя внимание одноклассников. Мои словесные поощрения и комплименты учеников друг другу помогли снять избыточную официальность и строгость уроков. Раньше на уроке я строго следила за тем, чтобы ученики не разговаривали на уроках, то теперь специально организованная речь широко использовалась мною как мощный инструмент обучения. Идеи Выготского, Барнса, Мерсера, Литлтона, Александера о значении речи и диалога в обучении на каждом моем новом уроке находили свое подтверждение. На каждом уроке я применила различные стратегии для деления на группы разными способами, чтобы учащиеся лучше узнали своих одноклассников, учились взаимодействовать в группах разного состава. Сегодня школе нужен учитель нового формата. Учитель с личным видением профессиональной практики. Проведя серию последовательных уроков с внедрением ключевых идей семи модулей, я пришла к выводу, что их использование оказывает несомненное влияние на качество образовательного процесса. Коучинг по теме «Как средства ИКТ влияют на учебную мотивацию учащихся?» был проведен 16 мая 2017 года. Я ознакомила коллег с темой коучинга. Выбор данного фокуса для меня важен тем, что, пополнив багаж знаний по данной теме на курсах, я могу поделиться своим опытом с коллегами, и это в конечном итоге будет содействовать совершенствованию их профессиональных знаний. Итак, целью коучинга стало – Повышение эффективности преподавания с использованием ИКТ, исходя из интересов и потребностей учащихся. По окончании коучинга я ожидала следующих результатов: учителя будут знать что такое информационно-коммуникационные технологии; плюсы использования ИКТ в педагогическом процессе; факторы, которые нужно учитывать при разработке занятий с применением ИКТ;сумеют применять ИКТ на уроках; На коучинг-занятии учителям было предложено выполнить следующие задания: - совместное определение целей занятия; - «Мозговой штурм»: ответить на вопросы; - Отобразить в виде кластера плюсы и минусы внедрения ИКТ в процесс образования, - Просмотр видеосюжета «Применение ИКТ в школе» и сделать общие выводы по просмотренному сюжету - составление и защита постера; - с использованием видео, аудио и фотоматериалов, составить презентацию; - «Вlob tree» Работа с картинкой «Найди себя»; По моему мнению, все этапы коучинга прошли хорошо. Я смогла добиться хороших результатов, потому что очень тщательно продумала каждое задание. Используя видео, смогла подвести к понятию «функциональная грамотность». Положительная оценка была получена от учителей по этапу, когда они анализировали и сортировали задания. Удачно прошел этап, когда учителя, используя таксономию Блума, практиковались в составлении вопросов высокого порядка, оживил этот этап и прием «Мозговой штурм». Задания выполнялись через групповую и парную работу, тем самым учителя смогли раскрыть ключевую идею занятия: использование средств ИКТ оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников. На коучинг-сессии были использованы разные приемы формативного оценивания: взаимооценивание «Две звезды – одно пожелание» и «Большой палец», самооценивание «Плюс – минус –интересно», взаимооценивание с использованием приема «Листы взаимооценивания», заполнение рефлексивного листа. Все эти приемы и методы помогли обобщить мысли, обратить внимание на положительные моменты и недочеты в своей работе и в работе коллег. В начале занятия я провела тренинг-разминку «Здравствуйте», который помог создать благоприятную психологическую обстановку и сплотить коллектив.

Подводя итог, я хочу отметить, что проведение данного коучинга еще раз убедило меня в том, что тема коучинг-занятий должна быть  интересна всем ее участникам, то есть она должна быть актуальна. Это является главным условием продуктивной работы.