Изучение модальных глаголов в школе

Изучение модальных глаголов в школе [Русский язык]

Автор статьи : Зайра Ж.
Организация : 24-лицей Илийского района Алматинской области
Должность : учитель русского языка и литературы
Дата : 23.05.2022
Номер журнала : 02-15-2022

Аннотация

Статья посвящена методике изучения модальных глаголов в школьном курсе русского языка. Цель исследования — систематизация модальных глаголов и разработка подхода к их преподаванию в старших классах. В работе предлагается пятикомпонентная классификация модальных значений: необходимость, волеизъявление, возможность, оценка обычности действия и эмоционально-субъективная оценка. Анализируются подзначения внутри каждого типа, а также лексические единицы, их выражающие. Подчеркивается важность развития у учащихся навыков точного и стилистически осознанного употребления модальных глаголов в письменной и устной речи. В аннотации упоминаются библиографические источники [1–4] и формулируется вывод о целесообразности предлагаемой систематизации для школьного обучения.

Аннотация (қазақша):

Мақала орыс тілінің мектеп курсында модальды етістіктерді оқыту әдістемесіне арналған. Зерттеу мақсаты — модальды етістіктерді жүйелеу және оларды жоғары сыныптарда оқытуға арналған тәсілді әзірлеу. Жұмыста модальды мағыналардың бес компонентті классификациясы ұсынылады: қажеттілік, еркін білдіру, мүмкіндік, әрекеттің әдеттілігін бағалау және эмоциялық-субъективті бағалау. Әр тип ішіндегі мағыналық қосымшалар мен оларды білдіретін лексикалық бірліктер талданады. Оқушыларда модальды етістіктерді ауызша және жазбаша сөйлеуде дәл және стильдік тұрғыдан саналы қолдану дағдыларын дамыту маңыздылығы атап өтіледі. Аннотацияда [1–4] әдебиет көздері аталып, мектеп оқытуы үшін ұсынылған жүйелеудің тиімділігі қорытындыланады.

Abstract (English):

The article addresses the methodology of teaching modal verbs in the school curriculum of the Russian language. The aim of the study is to systematize modal verbs and develop an approach to their instruction in senior classes. The paper proposes a five-component classification of modal meanings: necessity, volition, possibility, evaluation of habitual action, and emotional-subjective assessment. Sub-meanings within each type and corresponding lexical units are analyzed. The importance of developing students’ skills in using modal verbs accurately and stylistically consciously in both spoken and written speech is emphasized. Bibliographic sources [1–4] are referenced, and the conclusion underscores the pedagogical relevance of the proposed classification.

Введение

Категория модальности занимает особое место в структуре языка, поскольку отражает отношение говорящего к содержанию высказывания, к реальности и субъективной оценке происходящего. В школьном курсе русского языка модальные глаголы (далее — МГ) часто воспринимаются учащимися как элементы лексики без четкой грамматической и семантической систематизации. Это ведет к поверхностному пониманию их функций и ограниченному использованию в речи. В то же время владение модальными конструкциями напрямую связано с развитием критического мышления, способности аргументировать, выражать отношение и строить сложные высказывания — ключевых компетенций старшеклассников. Актуальность темы обусловлена необходимостью создания четкой и доступной для школьников классификации модальных глаголов, основанной не только на традиционной грамматике, но и на функционально-семантическом анализе. Теоретическая значимость работы заключается в адаптации лингвистических моделей для педагогических целей, практическая — в возможности использования предложенной системы при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

Основная часть

Категория модальности представляет собой универсальную языковую категорию, проявляющуюся как в философии, так и в лингвистике. Она реализуется в высказывании и выражает отношение субъекта речи к действительности через суждения. В статье «Модальные глаголы в современном русском языке» Л.А. Калинина предлагает расширенную (до семи классов) типологическую модель МГ, отмечая их синонимичность и семантическое разнообразие [1, с. 19]. В отличие от неё, мы выделяем пять основных типов модальных значений, внутри которых определяются подзначения. Согласно традиционному подходу, модальность в русском языке основана на трёх модусах: необходимости, волеизъявлении и возможности. Однако для целей школьного обучения мы дополнительно включаем два аксиологических типа: а) оценку обычности/статичности действия и б) эмоционально-субъективную оценку.

Таким образом, предлагается следующая классификация:

  1. Необходимость совершения действия:
  2. А) предписание (надлежать, стоить, требоваться);
  3. Б) логическая необходимость (понадобиться, потребоваться);
  4. В) неизбежность (приходится, предстоять, оставаться).
  5. Волеизъявление к действию:
  6. А) желание (хотеть, желать, стремиться);
  7. Б) намерение (намереваться, решиться, задумать);
  8. В) готовность (готовиться, собираться);
  9. Г) попытка (попытаться, осмелиться);
  10. Д) внутреннее разрешение (согласиться, разрешить себе).
  11. Возможность совершения действия:
  12. А) способность (мочь, уметь);
  13. Б) внешнее разрешение (можно, разрешается);
  14. В) возможность при благоприятных обстоятельствах (посчастливиться, успеть);
  15. Г) возможность при неблагоприятных обстоятельствах (ухитриться, умудриться).
  16. Оценка обычности/статичности действия:
  17. темпоральность-директивность (привыкнуть, научиться, повадиться).
  18. Эмоционально-субъективная оценка:
  19. когнитивность-гипотетичность (бояться, опасаться, затрудняться).


Центральное ядро модальности формируют лексические единицы двойственной природы — сочетающие модальное и лексическое значение. Исключение составляют грамматикализированные глаголы мочь и хотеть, которые в современном русском языке почти утратили самостоятельное лексическое значение и функционируют преимущественно как модальные маркеры [2, с. 55]. Выделяя пять типов, мы стремимся к балансу между научной строгостью и дидактической ясностью. Такой подход позволяет школьникам не только запомнить глаголы, но и понять логику их употребления. Например, предложение «Мне стоит закруглиться с кино» выражает внутреннее предписание, основанное на личной оценке, тогда как «Вам следует поручиться поддержкой кафедры» — внешнее, социальное. В обоих случаях используется модус необходимости, но источники и прагматические функции различны. Особое внимание уделяется глаголу хотеть, который, будучи ядром волеизъявления, присутствует в подзначениях желания, намерения и готовности [3, с. 21]. Это демонстрирует полифункциональность многих МГ, что требует от учащихся контекстуального анализа, а не механического заучивания. В школьной практике полезно предлагать упражнения, направленные на различение близких значений: «Я хочу поехать» (желание) vs. «Я собираюсь поехать» (намерение) vs. «Я готов поехать» (готовность). Такие задания развивают языковую интуицию и стилистическую чуткость. Также важно показывать, что модальные глаголы могут входить в состав составного глагольного сказуемого («Он начал хотеть перемен») или функционировать самостоятельно («Хочу перемен!»). Это расширяет выразительные возможности учащихся при написании аргументированных сочинений.

Вывод

Предложенная пятикомпонентная классификация модальных глаголов отвечает требованиям школьного обучения: она достаточно полна для раскрытия семантических оттенков, но при этом структурирована и запоминаема. Изучение МГ в таком формате способствует не только грамматической грамотности, но и развитию речевой компетенции. Учащиеся учатся точно выражать свои мысли, различать оттенки воли, необходимости и возможности, что особенно важно при подготовке к экзаменам и написании текстов в формате ЕГЭ. Рекомендуется внедрять данную систему в учебные программы старших классов, сопровождая её практическими заданиями на анализ контекста, синонимию и стилистические различия. Достоверность выводов подтверждается соответствием лингвистическим источникам и педагогической эффективностью.

Список литературы

  1. Калинина Л.А. Модальные глаголы в современном русском языке // Вестник педагогического опыта. – Глазов: Глазовский гос. пед. институт им. В.Г. Короленко, 2010. – С. 19–25.
  2. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. – М.: Наука, 1975. – С. 53–87.
  3. Хрычиков Б.В. Категория модальности, ее объем и средства выражения в современном русском языке: Автореф. дис. … д-ра филол. н. – Днепропетровск, 1986. – 35 с.
  4. Davies, M. & Fuchs, R. Corpus-based studies of modal use in English and Russian. Journal of Pragmatics, 2020. – Vol. 165. – P. 112–128.
  5. Bybee, J. Language, Usage and Cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. – 284 p.
  6. Давлетбаева А.Ф. Репрезентация категории модальности в русском и китайском языках: Дис. ... к.ф.н. – Уфа, 2019. – 212 с.
  7. Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html