Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы [Русский язык]
Автор статьи : Гульмира Х.
Организация : Павлодарская область, КГУ "Основная общеобразовательная школа села Аккаин"
Должность : Учитель русского языка и литературы
Дата : 17.01.2021
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Номер журнала : 01-11-2021
Организация : Павлодарская область, КГУ "Основная общеобразовательная школа села Аккаин"
Должность : Учитель русского языка и литературы
Дата : 17.01.2021
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Номер журнала : 01-11-2021
Русский язык
Переход на дистанционное обучение в период эпидемиологической ситуации в стране для многих учителей оказался трудным. Было много сложностей при смене аудиторного обучения на онлайн формат. Дистанционное обучение прежде всего предполагает самостоятельное изучение обучающимися тем предмета под руководством учителя, самостоятельный поиск информации, самостоятельное выполнение заданий. В колледжах практикуется большая нагрузка заданий в виде самостоятельной работы. Исследовательская работа обучающихся направлена на самостоятельное приобретение необходимых знаний, и далее эффективное применение их на практике; работа с информацией: умение собирать необходимые факты, анализировать их, делать выводы; изучение различных источников информации; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Таким образом, для колледжей дистанционные формы обучения были знакомы и эффективно применялись. Если ранее очные и дистанционные формы чередовались, дополняли друг друга, то полный переход преподавательского состава и студентов на онлайн формат выявил положительные и отрицательные стороны такого обучения. Для учителя в обучении важным фактором является визуальное общение с обучающимися. На качество знаний существенно влияют коммуникации между участниками учебного процесса. При онлайн - общение ведется через камеру.
При обучении русскому языку в онлайн формате используются различные формы дистанционного обучения: чат-уроки с использованием чат-технологий (например, skype, zoom). Это видео-конференция. Все обучающиеся посредством интернета подключаются к чату, одновременно учатся, общаются с учителем. Веб-урок – дистанционный урок, семинар, конференция. Для такого урока используется специальный веб-форум, на котором обсуждают определенную тему или проблему, делают записи на сайте, проводится обратная связь. В процессе работы происходит живое общение как между учителем и учеником, так и между учениками. Такие уроки проходят в режиме реального времени. Можно использовать индивидуальные консультации или групповые обсуждения. Эффективность данных форм обучения не является 100-процентной, видеосвязь не может заменить живого общения. При аудиторном обучении учитель по внешним факторам, по разговору, по поведению студента, по реакции на заданные вопросы может управлять аудиторией, видеть слабые и сильные стороны обучающихся, заметить проблемные зоны и соответственно принять незамедлительные меры по их решению. При онлайн-формате студенты находятся по ту сторону экрана, определение правил или ответы на задания могут считывать с готового листа, при выполнении заданий ими часто параллельно используются другие источники информации, например второй телефон, либо планшет. Таким образом, за студента половину задания выполняет «интернет».
В интернет-ресурсах, на специальных сайтах и каналах размещена большая теоретическая база по русскому языку. Есть и свои собственные разработки уроков в виде лекций и видеоуроков. Продуманы практические задания для самостоятельного выполнения. Задания возможно выполнять и в команде. На дистанционном обучении возникают затруднения у учителей русского языка при проведении работ с изложениями, сочинениями, диктантами; задания на усвоение грамматических и орфографических правил.
Каким образом их проводить, чтобы обучающиеся могли полностью усвоить тему, закрепить практические навыки? Какие методы более эффективны для повышения качества знаний в условиях дистанционного обучения? Предлагаю следующие виды работ, которые успешны при онлайн обучении. Например, при проведении работ с изложением, подготовить файл с текстом, и пусть студент самостоятельно поработает с ним. Необходимо заранее определить критерии оценивания, т.е. рекомендации, которые вы ждете от студентов по завершению задания. Несколько вариантов выполнения данного задания, а в дальнейшем обсуждение вопросов при онлайн-уроках закрепят его знания. Диктант можно дать во время онлайн-урока, после которого обучающиеся отправляют фотографию или скан на почту учителя в течение оговоренного заранее времени (предположим, 5-10 минут). Словарные диктанты необходимо выполнять с четким ограничением времени выполнения.
В онлайн-формате очень актуальны задания творческого характера, такие как сочинения, эссе, рефераты на определенную тему. После выполнения студенты отправляют готовые файлы учителю. Онлайн-проверка на плагиат способствует тому, что обучающиеся более ответственно подходят к выполнению задания, стараются писать от своего имени. Работа с печатным текстом более удобен, чем с рукописным его вариантом. Хотя в этом есть и минусы. Студенты перестают «держать ручку», не разрабатывается почерк, к тому же, писать «от руки» помогает лучше усваивать материал, мыслить и развивать память.
При дистанционном обучении возрастает потребность в более высоких уровнях видов самостоятельной работы. У учителя появилось возможность разнообразить их, например, составление плана, тезисов, написание аннотации, рецензии, самостоятельный анализ художественного, публицистического, научно-учебного текста, аналитическое сообщения, творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и других жанрах, ведение дневника и использование аудиозаписей и письменных сообщений в приложениях социальных сетях. Подготовка докладов и презентаций для онлайн-выступлений или видеозаписи развивает устную речь студентов, умение вести диалог, монолог, развивается речевая деятельность.
Дистанционное обучение имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Минусы: в онлайн-уроке труднее включить общее обсуждение и организовать диалог, уменьшение общения сказывается на речи; происходит снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи; сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования; уроки зависят от технических возможностей; нет гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий, чаще используют готовые ответы с интернет-ресурсов. Плюсы: развивает умение работать с новыми технологиям; происходит формирование навыка самообразования; использование интернет-источников с пользой для обучения; развитие творческих способностей студентов; формирует умение самостоятельно планировать деятельность.
Развитие новых технологий, в том числе и в образовании диктует свои правила. Каждый учитель, студент, родитель должен организовывать процесс обучения с учетом требований современности. И наша задача, выбирать более оптимальные варианты для совершенствования знаний.
Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между преподавателем, учителем и обучающимися. Современное общество требует активную личность, способную ориентироваться в бесконечном информационном потоке, нацеленную на непрерывное саморазвитие и самообразование. В подобной ситуации на педагога ложится новая функция – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание уже выступает не как цель, а как способ развития личности.
Современная реальность позволяет реализовывать образовательные программы, используя дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя разнообразные электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, дающие возможность обучающимися освоить образовательные программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Целью использования дистанционных образовательных технологий в классическую систему обучения является возможность обеспечить доступность качественного образования для обучающихся, когда место проживания, социальное положение и состояние здоровья могут повлиять на доступность образования.
Дистанционное обучение, как и очное, в своей основе предполагает освоение учебной программы, учебника, использование поурочных методических рекомендаций и подробных инструкций преподавателя.
Планируя подачу материала дистанционно, необходимо учитывать, что учащиеся воспринимают новый материал и закрепляют его индивидуально и неконтролируемо в режиме реального времени и в зависимости от степени своей подготовленности и обученности.
Применяя дистанционные образовательных технологии, педагог решает следующие задачи:
- Повышение учебной мотивации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности посредством развития умения работать с различными дополнительными источниками информации, которые требуют использования технических возможностей компьютера и сети Интернет.
- Развитие у обучающихся самостоятельности в учебном процессе.
- Разноуровневые онлайн-тесты
- Дидактические материалы онлайн
- Контрольно-измерительные материалы
- Для обучающихся становится доступной «перекрестная» информация, так как открывается возможность обращения к альтернативным источникам информации при использовании технических возможностей компьютера, ресурсов сети Интернет.
- Индивидуализация процесса обучения, которая предполагает организацию разнопланового сопровождения и поддержки учащихся со стороны педагога.
- Повышение качества и доступности образовательного процесса ввиду возможности использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.
- Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет повышения самоорганизации, взаимодействия с современной компьютерной техникой.
- Вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах.
- Организовывать хранение информации, ее анализ и выбор адекватных форм ее представления с помощью современных мультимедийных технологий.
- Использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.
- Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - №6 (39).
- Особенности организации дистанционных уроков, http://moodle.iktinfo.org.ru/mod/page/view.php?id=45