Прозвенел последний звонок этого учебного года. Ура каникулы! В летнее время дети должны отдыхать, правильно питаться и обязательно вдоволь насытить организмы летними витаминами. Если дети желают играть в компьютерные игры, то пускай наиграюся сейчас. Единственное нужно контролировать контент детских игр. А то мы знаем, какие нынче игры? Специально в помощь родителям мы подобрали список дистанционных летних кружков. Если ребенку нравится точные науки, тогда рекомендуем приобрести абонементы по итальяснким шашкам (doiby.zti.kz) или международным шахматам (chess.zti.kz). Если ребенка тянет к языкам, то запишите на лингвистические олимпиады "Wonder Words" (wonder.zti.kz). ...

Приглашаем всех желающих принять участие в лингвистической олимпиаде "Wonder Words" по казахскому языку на портале https://wonder.zti.kz ...

Приглашаем всех желающих принять участие в лингвистической олимпиаде "Wonder Words" по русскому языку на портале https://wonder.zti.kz ...

Баланың ғаламтордағы уақытын ақылмен қолданыңыздар! Шахмат кибер олимпиадасы баланың ой өрісін дамытып, ақылын жетілдіреді. Нақты ғылымдарды игеруге ықпал жасайды.
Онлайн шахмат клубына жазылыңыздар: https://chess.zti.kz
...

Мы являемся разработчиком систем дистанционного образования и на базе своих авторских порталов постоянно организовываем предметные олимпиады и другие образовательные мероприятия. На протяжении многих лет мы оказываем рекламные услуги организациям образования высшего и средне-специального звена (далее - рекламодатель) путем размещения рекламных баннеров, с приглашениями на образовательные мероприятия наших рекламадателей в выходных документах выдаваемых по итогам дистанционных олимпиад. Каждый участник получив диплом или сертификат от наших порталов приобретает скидку на обучение в курсах или приглашение на участие в мероприятиях наших рекламодателей. Договора на предоставление рекламных услуг заключаются только напрямую с рекламодателем без участия третьих лиц, или представительских организаций. Подробнее: https://zti.kz/ads/ ...

Как получить журнал за 2 дня? Данная возможность уже функционирует с начала 2022 года на портале www.kzu.kz. Но, многие об этом не знают. И мы решили, расскрыть этот секрет... Если у вас есть готовая статья, то вы можете ее публиковать на сайте www.adisteme.kz. Это бесплатно. Также вы можете принять участие в конференции. В этом случае ваш доклад будет в автоматическом режиме опубликована в специальном номере журнала для конференционных докладов. У журнала будет свой ISSN. В этом случае у вас будет возможность получить электронный вариант журнала в течений двух дней. Вот и все. Одним выстрелом примете участие в конференции и получите журнал, что не сомненно будет учитываться в период прохождения аттестации. ...

По результатам анализа радиационно-гигиенической обстановки на территории Республики Казахстан значительный вклад в дозу облучения населения вносит медицинское облучение за счет диагностических рентгенорадиологических исследований. Об этом расскажет автор Системы учета доз радиационного облучения доктор Тлеубаева Асел Бакытбековна в одноименной статье. Подробнее: https://adisteme.kz/sudro.html ...

Сколько нужно слов чтобы знать Английский?
- ответ знают учёные из Оксфордского университета. Составляя учебные материалы для студентов, они подсчитали главные слова для каждого уровня.
• 250 слов необходимый старт для новичков.
• 600 достаточно чтобы говорить на базовые темы в повседневной жизни.
• 1200 повысить твой уровень до уверенного среднего.

Мы создали систему быстрого запоминания «Wonder Words» в её основе метод интервальных повторений, доказанный учёными. Приложение предлагает все слова, которые максимально расширят твой словарный запас. https://wonder.zti.kz
...

Ескерту: Мақала сапасы туралы ақпараттарды, сертификат, анықтама және журналға тапсырыс беру батырмаларын мақала авторы немесе журнал тілшісі ғана көре алады.

Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы

Орыс тілі және әдебиеті
Использование методов дистанционного обучения в преподавании русского языка и литературы

Мақала авторы: Халикова Гульмира Викторовна
Жұмыс орны: Павлодарская область, КГУ "Основная общеобразовательная школа села Аккаин"
Лауазымы: Учитель русского языка и литературы
Порталға жариялану мерзімі: 17.01.2021
Журнал қорына жариялаған: Джумаганбетова Амангуль Едиловна


Переход на дистанционное обучение в период эпидемиологической ситуации в стране для многих учителей оказался трудным. Было много сложностей при смене аудиторного обучения на онлайн формат. Дистанционное обучение прежде всего предполагает самостоятельное изучение обучающимися тем предмета под руководством учителя, самостоятельный поиск информации, самостоятельное выполнение заданий. В колледжах практикуется большая нагрузка заданий в виде самостоятельной работы. Исследовательская работа обучающихся направлена на самостоятельное приобретение необходимых знаний, и далее эффективное применение их на практике; работа с информацией: умение собирать необходимые факты, анализировать их, делать выводы; изучение различных источников информации; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Таким образом, для колледжей дистанционные формы обучения были знакомы и эффективно применялись. Если ранее очные и дистанционные формы чередовались, дополняли друг друга, то полный переход преподавательского состава и студентов на онлайн формат выявил положительные и отрицательные стороны такого обучения. Для учителя в обучении важным фактором является визуальное общение с обучающимися. На качество знаний существенно влияют коммуникации между участниками учебного процесса. При онлайн — общение ведется через камеру.

При обучении русскому языку в онлайн формате используются различные  формы дистанционного обучения: чат-уроки   с использованием чат-технологий (например, skype, zoom). Это видео-конференция. Все обучающиеся посредством интернета подключаются к чату, одновременно учатся, общаются с учителем. Веб-урок – дистанционный урок, семинар, конференция. Для такого урока используется специальный веб-форум, на котором обсуждают определенную тему или проблему,  делают записи на сайте, проводится обратная связь. В процессе работы происходит живое общение как между учителем и учеником, так и между учениками. Такие уроки проходят в режиме реального времени. Можно использовать индивидуальные консультации или групповые обсуждения. Эффективность данных форм обучения не является 100-процентной, видеосвязь не может заменить живого общения. При аудиторном обучении учитель по внешним факторам, по разговору, по поведению студента, по реакции на заданные вопросы может управлять аудиторией, видеть слабые и сильные стороны обучающихся, заметить проблемные зоны и соответственно принять незамедлительные меры по их решению. При онлайн-формате студенты находятся по ту сторону экрана, определение правил или ответы на задания могут считывать с готового листа, при выполнении заданий ими часто параллельно используются другие источники информации, например второй телефон, либо планшет. Таким образом, за студента половину задания выполняет «интернет».

В интернет-ресурсах, на специальных сайтах и каналах размещена  большая теоретическая база по русскому языку.  Есть и свои собственные разработки уроков в виде лекций и видеоуроков.  Продуманы  практические задания для самостоятельного выполнения. Задания возможно выполнять и в команде. На дистанционном обучении возникают затруднения у учителей русского языка при проведении работ с изложениями, сочинениями, диктантами; задания на усвоение грамматических и орфографических правил.

Каким образом их проводить, чтобы обучающиеся могли полностью усвоить тему, закрепить практические навыки? Какие методы более эффективны для повышения качества знаний в условиях дистанционного обучения? Предлагаю следующие виды работ, которые успешны при онлайн обучении. Например, при проведении работ с изложением, подготовить  файл с текстом, и пусть студент самостоятельно поработает с ним. Необходимо заранее определить  критерии оценивания, т.е. рекомендации, которые вы ждете от студентов по завершению задания. Несколько вариантов выполнения данного задания, а в дальнейшем обсуждение вопросов при онлайн-уроках закрепят его знания. Диктант можно дать во время онлайн-урока, после которого обучающиеся отправляют фотографию или скан на почту учителя в течение оговоренного заранее времени (предположим, 5-10 минут). Словарные диктанты необходимо выполнять с четким ограничением времени выполнения.

В онлайн-формате очень актуальны задания творческого характера, такие как сочинения, эссе, рефераты на определенную тему. После выполнения студенты отправляют готовые файлы учителю. Онлайн-проверка на плагиат способствует тому, что обучающиеся более ответственно подходят к выполнению задания, стараются писать от своего имени. Работа с печатным текстом более удобен, чем с рукописным его вариантом. Хотя в этом есть и минусы. Студенты перестают «держать ручку», не разрабатывается почерк, к тому же, писать «от  руки» помогает лучше усваивать материал, мыслить и развивать память.

При дистанционном обучении возрастает потребность в более высоких уровнях видов самостоятельной работы. У учителя появилось возможность разнообразить их, например, составление плана, тезисов, написание аннотации, рецензии, самостоятельный анализ художественного, публицистического, научно-учебного текста, аналитическое сообщения, творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и других жанрах, ведение дневника и использование аудиозаписей и письменных сообщений в приложениях социальных сетях. Подготовка докладов и презентаций для онлайн-выступлений или видеозаписи развивает устную речь студентов, умение вести диалог, монолог, развивается речевая деятельность.

          Дистанционное обучение имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Минусы: в онлайн-уроке труднее включить общее обсуждение и организовать диалог, уменьшение общения сказывается на речи; происходит снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи; сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования; уроки зависят от технических возможностей; нет гарантии самостоятельного выполнения  учебных заданий, чаще используют готовые ответы с интернет-ресурсов. Плюсы: развивает умение работать с новыми технологиям; происходит формирование навыка самообразования; использование интернет-источников с пользой для обучения; развитие творческих способностей студентов; формирует умение самостоятельно планировать деятельность.

Развитие новых технологий, в том числе и в образовании диктует свои правила. Каждый учитель, студент, родитель должен организовывать процесс обучения с учетом требований современности. И наша задача, выбирать более оптимальные варианты для совершенствования знаний.

Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между преподавателем, учителем и обучающимися. Современное общество требует активную личность, способную ориентироваться в бесконечном информационном потоке, нацеленную на непрерывное саморазвитие и самообразование. В подобной ситуации на педагога ложится новая функция – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание уже выступает не как цель, а как способ развития личности.

Современная реальность позволяет реализовывать образовательные программы, используя дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя разнообразные электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, дающие возможность обучающимися освоить образовательные программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Целью использования дистанционных образовательных технологий в классическую систему обучения является возможность обеспечить доступность качественного образования для обучающихся, когда место проживания, социальное положение и состояние здоровья могут повлиять на доступность образования.

Дистанционное обучение, как и очное,  в своей основе предполагает освоение учебной программы, учебника, использование поурочных методических рекомендаций и подробных инструкций преподавателя.

Планируя  подачу материала дистанционно, необходимо учитывать, что учащиеся воспринимают новый материал и  закрепляют его индивидуально и неконтролируемо в режиме реального времени и в зависимости от степени своей  подготовленности и обученности.

Применяя дистанционные образовательных технологии, педагог решает следующие задачи:

  1. Повышение учебной мотивации.
  2. Развитие у обучающихся познавательной активности посредством развития умения работать с различными дополнительными источниками информации, которые требуют использования технических возможностей компьютера и сети Интернет.
  3. Развитие у обучающихся самостоятельности в учебном процессе.

В процессе преподавания русского языка  и литературы большинство педагогов используют презентации, видео и аудиофайлы, тесты по различным темам, электронные учебники и тренажеры, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д.

Такие  материалы можно использовать как в учебной аудитории,  так и в процессе дистанционного обучения, направляя ребенка.

Уроки  литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающим сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнить фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнить задания на восстановление сюжетной линии произведения, проанализировать поэтический текст, а также организовать беседы по просмотренному эпизоду.

Использую в своей работе видео лекции, рассказывающие о жизни творчестве поэтов и писателей. Результатом просмотра таких лекций становится конспект просмотренного материала.

Самоконтроль знаний, умений, навыков учащиеся могут осуществлять с помощью дистанционных технологий:

  • Разноуровневые онлайн-тесты
  • Дидактические материалы онлайн
  • Контрольно-измерительные материалы

Методы дистанционного обучения обязательно должны включать в себя традиционные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ и многое другое.

Таким образом, дистанционное образование не может заменить в полном объеме непосредственное сотрудничество ученик – учитель, но при грамотном использовании становится хорошим помощником в реализации образовательных программ.

При рациональном сочетании дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главным из которых становится повышение учебной мотивации.

Бесспорным является тот факт, что использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет учащемуся чувствовать поддержку со стороны преподавателя, может способствовать установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

  1. Для обучающихся становится доступной «перекрестная» информация, так как открывается возможность обращения к альтернативным источникам информации при использовании технических возможностей компьютера, ресурсов сети Интернет.
  2. Индивидуализация процесса обучения, которая предполагает организацию разнопланового сопровождения и поддержки учащихся со стороны педагога.
  3. Повышение качества и доступности образовательного процесса ввиду возможности использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.
  4. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся за счет повышения самоорганизации, взаимодействия с современной компьютерной техникой.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, так как предполагает следующие умения и навыки:

  1. Вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах.
  2. Организовывать хранение информации, ее анализ и выбор адекватных форм ее представления с помощью современных мультимедийных технологий.
  3. Использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Литература:

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2007.
  2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. — 2011. — №6 (39).
  3. Особенности организации дистанционных уроков, http://moodle.iktinfo.org.ru/mod/page/view.php?id=45