Использование интерактивной доски при обучении математики детям с нарушениеми зрения [Математика]

Автор статьи : Акжаркын C.
Организация : ЗКО, Областная специальная школа интернат для детей с нарушением зрения
Должность : учитель математики
Дата : 23.05.2018
Номер журнала : 01-09-2018

XXI век – век новых информационных технологий, изменения информационного пространства. И это, безусловно, нашло отражение и в образовании, в частности школе. В Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана говорится, что «Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Первое. Прежде всего, должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. [1]

SMART-технологии в учебном процессе реализуются путем совместного использования интерактивных устройств (в частности, интерактивных досок) и соответствующего программного обеспечения. Интерактивная доска– это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Ее использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями. При работе с интерактивной доской учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации. «Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования интерактивной доски в учебном процессе для детей с нарушением зрения. Применение интерактивной доски в процессе обучения имеет следующие достоинства. Это позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность учебной деятельности. Значительно расширяются возможности слабовидящих детей в получении информации. Интерактивная доска дает наглядное представление объектов и явлений микромира, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как в полном объеме задействуются визуальный и слуховой каналы получения информации, которые способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения. Использование интерактивной доски невозможно без знания особенностей здоровья обучающихся (офтальмологических диагнозов и соответствующих рекомендаций офтальмолога для каждого ребёнка). Во избежание возникновения астенопии (зрительного утомления) необходимо соблюдать режим зрительной работы в двух аспектах: продолжительность и отдых (обязательно использование зрительной гимнастики). Использование слайдовых презентаций значительно обогащает представление детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной деятельности, демонстрация различных объектов в многократно увеличенном виде. Это особенно важно при таких глазных патологиях, как миопия различной степени, глаукома, гиперметропия, гиперметропический астигматизм. Объединение аудио-, видео-, анимационных объектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы, значительно снижает объем зрительной нагрузки, делает обучение более понятным, запоминающим. Учитывая особенности зрительного восприятия изображения учениками с офтальмологической патологией можно выделить следующие рекомендации:

  1. Исключение анимированных изображений и спецэффектов в презентации. 
  2. Уменьшение количества текста в слайде, активное использование таблиц и схем.
  3. Предоставление дополнительного времени для рассматривания текста и изображений.
  4. Количество слайдов в презентациях не должно превышать 15-ти в среднем и старшем звене.
  5. Общее время работы с интерактивной доской – не более10 минут за 1 урок.
  6. Использование упражнений для снятия зрительного утомления по окончании работы с интерактивной доской.
  7. Но работа интерактивной доской увлекательно  и  очень  легко, детям  становится интересно  учиться. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая слова и картинки своим пальцем. Важно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать, используя интерактивную доску.  Возможности использования интерактивной доски на уроках математики На уроках математики интерактивную доску можно использовать следующим образом:экран для демонстрации презентаций и электронных дисков;
  8. электронное пособие, применяя коллекцию клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски;
  9. традиционная, по принципу «пишем-стираем»;
  10. создание собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point;
  11. методическая копилка, для созданных и сохраненных файлов по различным темам курса математики.


Использование информационных технологий Smart Board на уроках математики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Использование кроссвордов, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более разнообразным. Интерактивная доска позволяет [2]:

  1. выиграть время для более интенсивного обучения;
  2. сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;
  3. вовлечь всех детей в учебный процесс;
  4. развивать творчество и самостоятельность школьников.


Работа с интерактивной доской требует от учителя большой предварительной подготовки к каждому уроку: создание необходимых материалов, мультимедийных файлов. Использование в образовании информационных технологий Smart Board вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Использование интерактивной доски на уроках имеет следующие преимущества [3]:

  1. Материалы к уроку готовятся заранее - это обеспечивает хороший темп занятий и сохраняет время на обсуждения.
  2. Можно сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
  3. Использование информации различных мультимедийных ресурсов.
  4. Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность.
  5. Использование наглядного иллюстрирования при объяснении материала.
  6. Высокая плотность, динамичность и мобильность урока.
  7. Повышение мотивации учащихся к обучению.


При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. Галерея Smart Board содержит несколько интерактивных фрагментов. Например, для изучения свойств линейной функции можно использовать следующее упражнение: построить график линейной функции y=mx+c. Изменяя коэффициенты m и c, учащиеся видят, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, делают соответствующие выводы. Такое упражнение позволяет экономить массу времени, т.к. отпадает необходимость чертить большое количество графиков. Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию интерактивной доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель. Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов. Доска в клеточку очень удобна при изучении координатной плоскости. Также проведение игровых моментов на таких уроках будет более интересным на интерактивной доске. А возможность двигать графики функций с помощью маркера позволяет лучше понять преобразование графиков. Текстовые задачи на движение можно «оживить» с помощью анимации. Для некоторых задач можно установить управляющие кнопки. Это удобно, если вы работаете с интерактивной доской. Использование возможностей информационных технологий Smart Board вносит в учебный процесс новое качество. С помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, несколькими прикосновениями маркера рисуем прямую линию, треугольник, прямоугольник или круг. При необходимости можно изменить размеры фигуры, перевернуть или перенести на другой участок доски. Используя шаблоны моментально можно начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира. При проверке домашнего задании можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу. Использование интерактивных инструментов, таких как циркуль, линейка, транспортир, выброс случайного числа и т.д. помогает стимулировать познавательную деятельность и творческую инициативу учащихся. Действия, производимые на доске, можно записать в видеофайл, в том числе и со звуковым сопровождением. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается и интерес к предмету в целом. Средства Smart Notebook позволяют в достаточной мере реализовать идею игровой ситуации на уроке и разнообразить формы предъявления заданий учащимся. Например, в качестве тренажера для развития вычислительных навыков, навыков сравнения чисел требуется, выполнив задания, расположить результаты по заданному признаку и получится «Картинка». Прием «Собери ключевое слово», расставив числа в заданном порядке, выбрав из предложенных вариантов ответов верные ответы, способствует созданию занимательной ситуации и развитию внимательности, памяти. Задания «Скрытый ответ», «Вставь пропущенную цифру», с использованием флэш-объектов развивают вычислительные навыки учащихся и умение отбирать информацию. Возможность перетаскивать объекты по экрану позволяет использовать это при заданиях типа «Сопоставь рисунок с формулировкой свойства». Интересным для детей является выполнение практической работы на интерактивной доске. Актуальной темой в старших классах является сдача ЕНТ. И здесь интерактивная доска играет положительную роль. На уроке учитель может выйти в интернет, продемонстрировать обучающимся различные экзаменационные задания, дать возможность потренироваться в их решении и проверить ответы в режиме реального времени. Неоценимую помощь оказывает интерактивная доска, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках математики. Таким образом, используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Учеными экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до ста тысяч таких единиц. Несмотря на возможности программы SMART интерактивная доска – это всего лишь средство, которое становится помощником для учителя. Эффективность её использования зависит от самого учителя: от того насколько хорошо он знает и умеет использовать возможности, насколько полно он использует её возможности на различных этапах урока «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» - сказал Д. Пойа. Такие трюки нам позволяет выполнять и придумывать интерактивная доска. Современному учителю необходимо научиться умело использовать интерактивную доску, тогда наши ученики станут чуть талантливее, самостоятельнее, активнее, а главное творчески мыслящими, и тогда учитель будет заполнять собой все пространство, либо урока, а его ученики.

Использованная литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». 31 января 2017 г.
  2. Л. Н. Крымова, Интерактивная доска на уроках математики. С. 31-39.
  3. Е. Д. Тенютина, Использование интерактивной доски на уроке. Практика административной работы в школе,. 46-51.