Интернет-платформа как дидактическое средство дистанционного обучения русскому языку [Технологий образования]
Автор статьи : Айгерим Р.
Организация : Шығыс Қазақстан облысы Жарма ауданы білім бөлімінің «Маяковский атындағы орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Должность : орыс тілі және әдебиеті мұғалімі
Дата : 16.05.2021
Номер журнала : 02-12-2021
Организация : Шығыс Қазақстан облысы Жарма ауданы білім бөлімінің «Маяковский атындағы орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Должность : орыс тілі және әдебиеті мұғалімі
Дата : 16.05.2021
Номер журнала : 02-12-2021
Технологий образования
Данная работа посвящена проблеме создания интернет-платформы для учителей русского языка как второго, иностранного; такая интернет-платформа рассматривается автором как инновационное дидактическое средство, которое выполняет все функции дидактических средств и может быть использовано для дистанционного обучения русскому языку группы учащихся; характеризуя имеющиеся интернет-платформы, автор приходит к выводу, что предлагаемые варианты не соответствуют потребностям учителей русского языка. Ключевые слова: интернет-платформа, электронное обучение, дидактическое средство, дистанционное обучение русскому языку, как иностранному.
В современном мире возникает острая необходимость применения информационных технологий в процессе обучения русскому языку как неродному, так как они позволяют не только облегчить сам процесс, но и
расширить аудиторию обучаемых. Возможность использовать интернет-платформу для занятий позволяет педагогу проводить полноценный урок в режиме реального времени, используя ресурсы интернет-платформы. Тем не менее, большинство преподавателей с осторожностью относятся к подобному
виду обучения, предпочитая традиционный урок новейшим технологиям. В данной статье речь пойдет об интернет-платформе как дидактическом средстве обучения русскому-иностранному языку в условиях
дополнительного образования. Наша задача – сравнить традиционные дидактические средства и их функции и интернет-платформу как инновационное средство, выявить их роль в современном процессе обучения неродным языкам.
Понятие дидактическое средство рассматривается как в узком, так и в широком смысле. Согласно мнению В.А. Сластенина, дидактические средства – это предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира [4, c. 276]. По мнению автора, к дидактическим средствам относятся все предметы, используемые в процессе образования и облегчающие сам процесс, такие как учебники, школьные принадлежности,
компьютеры и т. д. Нас же интересует более широкое понимание самого понятия дидактическое средство. Опираясь на словарь С.М. Вишняковой, мы придерживаемся следующего определения. «Дидактические средства – средства с помощью которых реализуются цели обучения. Они подразделяются на материальные (дидактический материал) и средства нематериального характера (методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности)» [1, с. 113]. То есть дидактическое средство – это не только то, что использует педагог в процессе педагогической деятельности, но и способ организации этой деятельности. Традиционные материальные дидактические средства обычно классифицируются по
чувственной модальности [3]. То есть исходя из того, какие органы чувств задействованы в процессе восприятия информации учащимися.
Руководствуясь этим признаком можно разделить дидактические средства на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные. Интернет платформу мы можем отнести к универсальному дидактическому средству, так как в процессе восприятия информации при обучении с использованием интернет-платформы задействованы слух и зрение, а также происходит отработка определенных умений с помощью современных тренажёров (например, электронные карточки с новыми словами). При понимании дидактического средства как средства нематериального характера мы имеем дело с дидактическими формами организации обучения, среди которых традиционно выделяются общеклассные формы организации занятий (урок, конференция, семинар и т. д.), групповые формы обучения (групповая
работа на уроке, творческие задания), индивидуальные формы работы в классе и дома (письменные упражнения, работа с литературой и т. д.) [4].
Возможности интернет-платформы позволяют проводить общеклассные формы организации занятий, не влияя на качество обучения. Об этом свидетельствует использование вебинар-платформ для обучения. К примеру, вебинар-платформа ZOOM имеет возможность проводить вебинар с одним или несколькими ведущими и участниками в режиме реального времени, что соответствует традиционной форме обучения – лекция. Групповые формы работы обычно реализуются с помощью созданий определенных чатов между
членами вебинара. Индивидуальные работы присылаются в общегруповой чат или на электронную почту ведущего семинара. Таким образом, можно сделать вывод о том, что интернет-платформа как дидактическое средство ничем не уступает традиционным материальным дидактическим средствам.
Организация обучения также возможна с помощью интернет-платформы без потери качества обучения. Можно ли считать, что дистанционное обучение отлично от традиционного обучения? Согласно закону «Об образовании в РК», реализация образовательных программ возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Термин «электронное обучение» понимается
как организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, в также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [4]. То есть к электронному обучению мы можем отнести не только дистанционное обучение, но и самостоятельное обучение с использованием информационных технологий. С внедрением электронного обучения в Казахстане в полной мере создаются условия для реализации провозглашенного ЮНЕСКО ведущего принципа образования XXI века «образование для всех» и «образование через всю жизнь» − «Life Long Learning (LLL)».
Государственной программой развития образования, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, впервые определена задача внедрения системы электронного обучения (e-learning). В Казахстане к 2020 году планировалось довести этот показатель до 90%, причем в организациях всех уровней образования. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией данная работа выполнена повсеместно. Переход на дистанционное обучение в школах и колледжах Казахстана обусловил внедрение в образовательный процесс новых технологий, новых принципов обучения.
Учитель ведет уроки в онлайн-режиме при классе до 20 учеников, при этом учитель и ученики видят друг друга, что позволяет решать проблему социализации. Дистанционное обучение несомненно имеет ряд преимуществ над традиционным обучением. Первым и основным преимуществом, безусловно, является свобода доступа. То есть учащиеся могут заниматься практически в любом месте, получая то качество образования, которое доступно только в больших городах. То есть у обучающихся появляются равные возможности независимо от их места проживания. Еще одним очень важным критерием в пользу выбора дистанционного обучения является возможность обучаться у педагогов за рубежом, получать передовые знания в научных областях, посещать лекции лучших университетов мира, не неся при этом сильных материальных затрат на обучение. Кроме того, немаловажным плюсом дистанционного обучения является гибкость обучения. Слушатели дистанционных курсов могут адаптировать процесс обучения под свои
потребности и выбирать при этом самостоятельно удобное время для обучения, что позволяет обучаться взрослым без отрыва от работы. В настоящее время для дистанционного обучения в Казахстане используются общедоступные программы для связи в сети Интернет, например, Skype. Для организации офлайн-занятий дистанционные курсы, университеты, школы используют системы управления обучением, например, одна из самых популярных на данный момент является система Moodle. Также для проведения онлайн занятий используются платформы для веб-конференций, особенностью которых является использование специальной доски (whiteboard) для написания формул, графиков и т. д. Также существует ряд школ, которые используют собственную платформу для проведения онлайн занятий, например, компания лингвистического образования OLS.
Основной недостаток дистанционного образования, по нашему мнению, – это высокая трудозатратность педагога при подготовке к занятиям. Для организации учебного процесса онлайн требуется продумать предъявление материала, возможность использовать доску, проконтролировать выполнение заданий учеником в тетради, или же использование сторонних сервисов для проведения занятий. Большинство преподавателей используют Skype для обучения русскому языку как неродному. Стоит заметить, что возможности Skype ограничены только передачей звука и видеосвязи, использованием чата
для предъявления нового лексико-грамматического материала. При этом в уроках отсутствует интерактивность, восприятие учебного материала учащимися скорее проигрывает, чем выигрывает.
Для организации учебного процесса онлайн в настоящее время существует несколько платформ. Одна из новейших платформ, созданных специально для преподавателей русского языка, является russky.info.
Платформа создана для репетиторов русского языка, которые используют готовую методическую программу для проведения занятий. Занятия получаются интерактивными, так как учитель может не только использовать специальную доску для занятий, но и использовать готовые интерактивные задания (видео, картинки, задания с выбором и т. д.). При этом для подготовки к такому занятию преподавателям не потребуется много времени. Однако, данная платформа не предполагает обучение двух или более учеников
одновременно.
Вопрос использования дистанционных образовательных технологий на уроке русского языка как иностранного языка до сих пор остается открытым. Несмотря на то, что интернет платформа как дидактическое средство ничем не уступает традиционным дидактическим, а также позволяет проводить все
традиционные формы обучения без потери качества. Однако большинство современных преподавателей языка до сих пор не делают выбор в пользу дистанционного обучения. Исходя из сказанного выше, мы можем сделать вывод о необходимости создания специальной платформы, которая будет отвечать всем потребностям и требованиям учителей русского языка как второго. Во-первых, она должна быть рассчитана на групповое обучение. Второе обязательное условие – возможность создания собственных методических разработок, публикация их на платформе и дальнейшее использование, а в-третьих, необходимо создать условия для пополнения и обновления банка заданий и выбора упражнений из методических разработок
других преподавателей. Основной причиной создания подобной платформы является тот факт, что преподавателю русского языка для проведения занятий онлайн необходимы различные сервисы, которые зачастую не являются интуитивными, и для того, чтобы использовать их для подготовки к занятию
потребуется время и специальные навыки.
Литература
1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО.1999. – 538 с.
2. Сидоров С.В. Дидактические средства [Электронный ресурс] /Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-214
3. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. – М., 2013. – 576 с.