Ескерту: Мақала сапасы туралы ақпараттарды, сертификат, анықтама және журналға тапсырыс беру батырмаларын мақала авторы немесе журнал тілшісі ғана көре алады.

Инновационные методы и принципы преподавания эстрадного вокала в специализированных школах

Конференциялық баяндама
Инновационные методы и принципы преподавания эстрадного вокала в специализированных школах

Мақала авторы: Редакция ғана көре алады
Жұмыс орны: КазНУИ
Лауазымы: преподаватель 2-й категории
Порталға жариялану мерзімі: 11.11.2022
Журнал қорына жариялаған: Редакция A.


Аннотация: в данной работе рассматривается применение современных инновационных методов преподавания на уроках эстрадного вокала, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в специализированных музыкальных школах. Рассматривается формирование педагогической деятельности на уроках вокала с применением инновационных методов в становлении творческой личности, с учетом особенностей специфики музыкального образования. Рассматривается наиболее целесообразный метод преподавания с применением психологических знаний. В условиях современности. Так как музыка,  имеет, значимую роль в социуме. Самым благоприятным и плодотворным периодом для развития музыкальных способностей, конечно же, является детство. Главные цели и задачи педагога по вокалу воспитать у ребенка интерес к музыкальному искусству в целом и в частности к пению, развить музыкальные и интеллектуальные способности, способствовать эмоциональному развитию личности. На уроках вокала наша задача дать основы сольного эстрадного пения, обучить выразительному исполнению и найти естественное звучание голоса ребенка, раскрыть его индивидуальность и творческий потенциал.

Ключевые слова: метод, принцип, преподавание, эстрадный вокал, образовательная система, современность, специализированная школа, педагогика, вокал.

Аннотация: бұл жұмыста мамандандырылған музыка мектептеріндегі оқушылардың жас және жеке ерекшеліктерін ескере отырып, эстрадалық вокал сабақтарында оқытудың заманауи инновациялық әдістерін қолдану мәселелері қарастырылған. Шығармашылық тұлғаны қалыптастыруда вокал сабағында инновациялық әдіс-тәсілдерді пайдалана отырып педагогикалық іс-әрекетті қалыптастыру музыкалық білім берудің өзіндік ерекшеліктерін ескере отырып қарастырылады. Психологиялық білімді пайдалана отырып оқытудың ең орынды әдісі қарастырылады. Қазіргі заман жағдайында. Өйткені музыка қоғамда маңызды рөл атқарады. Музыкалық қабілеттердің дамуы үшін ең қолайлы және жемісті кезең, әрине, балалық шақ. Вокал пәні мұғалімінің негізгі мақсаты мен міндеттері баланың жалпы музыка өнеріне, оның ішінде ән салуға деген қызығушылығын ояту, музыкалық-интеллектуалдық қабілеттерін дамыту, тұлғаның эмоционалдық дамуына ықпал ету. Вокал сабағында біздің міндетіміз жеке эстрадалық ән салудың негіздерін беру, мәнерлі орындауға үйрету және баланың дауысының табиғи дыбысын табу, оның даралығын және шығармашылық мүмкіндіктерін ашу.

Тірексөздер: әдіс, принцип, оқыту, эстрадалық вокал, оқу жүйесі, қазіргі заман, мамандандырылған мектеп, педагогика, вокал.

Abstract: this paper discusses the use of modern innovative teaching methods in pop vocal lessons, taking into account the age and individual characteristics of students in specialized music schools. The formation of pedagogical activity in vocal lessons with the use of innovative methods in the formation of a creative personality is considered, taking into account the specific features of music education. The most expedient method of teaching with the use of psychological knowledge is considered. In the conditions of modernity. Since music has a significant role in society. The most favorable and fruitful period for the development of musical abilities, of course, is childhood. The main goals and objectives of the vocal teacher are to instill in the child an interest in the art of music in general and in particular in singing, to develop musical and intellectual abilities, and to promote the emotional development of the personality. In vocal lessons, our task is to give the basics of solo pop singing, teach expressive performance and find the natural sound of the child’s voice, reveal his individuality and creative potential.

Keywords: method, principle, teaching, pop vocal, educational system, modernity, specialized school, pedagogy, vocal.

Современная образовательная система требует от преподавателя знания новых тенденций, изменений форм и методов обучения. Педагог должен правильно оценивать свои рефлексивные умения и анализировать свою работу.

Инновационные методы, при всем их разнообразии, имеют одну цель — развитие интеллектуально-творческой личности. На сегодняшний день существует различное множество образовательных технологий, например: проблемное, личностно-ориентированное, креативное, виртуальное контекстное, модульное образование. Все образовательные технологии относятся к инновационным принципам педагогики.

С каждым годом взгляд на педагогику меняется, особое внимание уделяется педагогическим инновациям, направленным на улучшение развития, воспитания и обучения школьников (это наблюдается в работах И.Р. Юфусбековой, В. В. Краевского, И. А. Зимней, А. В. Хуторского и других). [1,28]

И конечно же, изменения в педагогике коснулись и музыкального образования. Современные методы предполагают синтез различных наук. Главная цель обучения – это не только знания, но и развитие мировоззрения и самостоятельности учащихся. Необходимо помнить, что эти цели также достигаются на основе применения знаний психологии.

В современный век компьютерных технологий, гуманные качества, к сожалению, теряют ценность, а особенность музыки в том, что она, способна эмоционально наполнить сознание нынешних школьников. Нужно достичь такого результата, чтобы касание с музыкой (слушание, пение на уроках) не становились формальностью, а у учеников возникло желание раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свою эмоциональность и музыкальность. А в совокупности все эти качества, как известно, ведут к развитию креативности, чувствительности и творческой личности.

  Тем самым, основываясь на эти проблемы, на уроках вокала мы формируем свою деятельность с применением инновационных методов в становлении творческой личности, с учетом возрастных и индивидуальных качеств учащихся и особенностей специфики музыкального образования. Такой метод преподавания наиболее целесообразен с применением психологических знаний. Так как музыка, всегда имела, значимую роль в социуме. Самым благоприятным и плодотворным периодом для развития музыкальных способностей, конечно же, является детство.[2,47]

  С самого рождения и до самой смерти, человека всегда сопровождает музыка. Мы рождаемся с музыкой, и уходим из жизни с музыкой. Пение это наиболее доступный вид исполнительства. С рождения мамы напевают нам колыбельные, позже ребенок развивается и учится говорить, эти навыки так же лучше даются через песни, когда человек покидает этот мир, с ним прощаются так же пением (в казахском народе это плачь «жоқтау».). На протяжении всей жизни мы слышим музыку отовсюду по радио и телевидению, в рекламах, в магазинах, в торговых домах.

Ребенок активно проявляется через пение, которое играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Этот вид исполнительства помогает раскрыть свои способности, углубить свои знания, расширить кругозор и улучшить музыкальный слух и память.

На занятиях эстрадным вокалом учащиеся приобретают навыки и умения, способствующие концентрации внимания, улучшению интонирования и эмоционального самоконтроля. Во время занятий также приобретаются навыки выступления перед публикой, эмоциональная устойчивость и сценического поведения. [3,47]

Во время индивидуальных занятий вокалом в специализированных учебных заведениях, ребенок получает системный подход и более осмысленные знания, которые помогают в обучении. Системность является залогом успеха. Такой подход носит не только образовательный, но художественно-эстетический характер. Обучение сольному эстрадному пению позволяет ребенку раскрыть свой творческий потенциал и дает огромные возможности. [2,16]

Главные цели и задачи педагога по вокалу воспитать у ребенка интерес к музыкальному искусству в целом и в частности к пению, развить музыкальные и интеллектуальные способности, способствовать эмоциональному развитию личности. На уроках вокала наша задача дать основы сольного эстрадного пения, обучить выразительному исполнению и найти естественное звучание голоса ребенка. Помимо этого, на индивидуальных занятиях пению мы развиваем музыкальный слух, память, чувство ритма учащегося.

Для того чтобы стимулировать интерес к уроку, педагогу необходимо использовать инновационные методы в преподавании, учитывая индивидуальные особенности учащегося. При использовании новых технологий и методов, не стоит забывать про методы доступности, наглядности и последовательности. При проведении урока следует чередовать различные формы работы, например: поочередное или ансамблевое исполнение педагога с учеником, игровую форму, форму лекции или беседы, конкурсы или урок-концерт.[3,12]

Для достижения хороших результатов в сольном исполнительстве, на уроках вокала учителю следует объединять смежные дисциплины, такие как: сольфеджио, фортепиано, хореография, актерское мастерство.

С одной стороны, благодаря технологическому процессу и интернету, у нас имеются большие возможности и у преподавателя открываются границы во всех смыслах. То есть у нас имеется огромное множество фонограмм, различных программ для записи голоса и изменения тональностей, также существует большое количество международных вокальных конкурсов как онлайн, так и оффлайн. И это, несомненно, огромный плюс, но с другой стороны при всем обилии технологических возможностей, не стоит забывать про основное базовое образование.

В процессе обучения обязательно исполнение произведений под аккомпанемент концертмейстера. В связи с этим, концертмейстеру важно уметь свободно транспонировать. Затем постепенно можно вводить исполнение произведений под фонограмму, при этом звучание фонограмм должно отличаться хорошим качеством. Тональность фонограммы необходимо подстраивать под певческий диапазон и индивидуальные возможности ученика, каждый раз опуская или поднимая их на необходимое количество полутонов с помощью компьютерных программ и других технических средств.

На первых порах желательно дублирование мелодической линии в музыкальном сопровождении. Оценив степень осваивания основных вокально-технических навыков, преподаватель принимает решение о внедрении в дальнейшую вокальную работу микрофона и обучает его правильному использованию.

На этом этапе преподавателю необходимо использовать в равной степени как пение в микрофон, так и без него. Постоянное пение в микрофон с использованием голосовых эффектов (hall, reverb) может навредить слуховым представлениям обучающегося об истинном звучании собственного природного голоса, свести на «нет» понятия о дыхании, атаке звука, звукообразовании, и, что очень важно, о моменте смыкания голосовых связок. Стремиться к тому, чтобы микрофон и другие голосовые эффекты подчинялись звучанию голоса, являлись его дополнением и украшением, а не наоборот![1,33]

Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу. Рекомендуется проводить выступления в классе, между учениками, родителями, другими преподавателями, приобщая учащихся к публичным выступлениям.

Репертуар должен подбираться в зависимости от учебной задачи и усложняться от класса к классу. Прохождение песенного материала должно строиться по принципу «от простого к сложному». При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры песен, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям обучающегося. Литературно-поэтический текст и содержание произведений должны соответствовать возрасту ребенка.

Для педагогов, освоение современных методов преподавания эстрадного вокала позволяет расширить горизонты и обмениваться опытом с педагогами по всему миру. Сегодня, преподаватели эстрадного вокала работают репетиторами и успешно развивают собственные каналы на YouTube и страницы в социальных сетях. Настала пора признать, что музыкальная педагогика в современном мире не может не быть электронной.

Методику работы эстрадного вокала должны определять возрастные особенности детей. Учитывая эти самые особенности в разных классах, педагогу необходимо использовать различные приемы и формы работы.

Например, при работе с малышами урок должен быть яркий, запоминающийся, эмоционально насыщенный. В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков. В старших классах – усиление работы над освоением записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.

Подготовка к уроку должна начинаться с составления плана. Построение урока не может быть всегда одинаковым, потому что учащиеся могут потерять интерес, последовательность форм работы необходимо менять. Однако на каждом уроке должны быть использованы все формы работы: дыхательные упражнения, распевание, пение.

Для организации современного интересного урока, необходимо использовать аудио и видео записи в хорошем качестве, интерактивную доску, создавать слайды. Современный педагог должен проводить открытые уроки, снимать материалы для социальных сетей, выходить в прямые эфиры.

Используйте специальные различные сервисы, где можно хранить всю информацию и легко отправлять ссылки ученикам. Освоение средств, характеризующих современный урок, обеспечивает интересный, увлекательный урок и представляет интерес для учащихся.

Задачей педагога является воспитание и развитие профессиональных навыков на том уровне и в том объеме, какой требуется для данного возраста. Поэтому в методике должны дифференцироваться требования и разные формы работы, с использованием современных технологий.

Список литературы

  1. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М., Астрель, 2008.
  2. Татьяна Аркадьевна Шевцова, Динара Шамилевна Галеева, Люция Николаевна Исмагилова. Проблемнотворческий метод как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся в сольном обучении.
  3. Дмитриев С. Сольное пение. М.,1972 4. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного пения», Научно — методическая разработка, М. 1999.