Инновационные подходы в обучении иностранному языку [Английский язык]
Организация : BINOM School "Ұлы дала" мектеп-лицейі
Должность : ағылшын тілі пәнінің мұғалімі
Дата : 20.12.2021
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Номер журнала : 20-2025
Аннотация на русском языке
Статья посвящена анализу инновационных подходов в обучении иностранному языку, направленных на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся. Цель исследования — выявить наиболее эффективные методы и принципы организации учебного процесса, способствующие развитию устной профессиональной речи. В работе рассматриваются ключевые коммуникативные намерения и типичные ситуации профессионального общения, а также предлагаются методические рекомендации по обучению аудированию и говорению на иностранном языке. Особое внимание уделяется интеграции лексического и грамматического минимумов, использованию аутентичных профессионально ориентированных текстов и формированию у учащихся навыков самостоятельного обучения. На основе анализа теоретических и практических источников [1, с. 45; 2, с. 32] сделан вывод о том, что инновационные подходы повышают мотивацию, развивают критическое мышление и обеспечивают готовность к реальным международным коммуникациям.
Аннотация қазақ тілінде
Мақала шетел тілін оқытудағы инновациялық тәсілдерді талдауға арналған. Зерттеу мақсаты — коммуникативтік құзыреттілікті қалыптастыруға бағытталған оқу процесін ұйымдастырудың тиімді әдістері мен принциптерін анықтау. Жұмыста кәсіби сөйлеу дағдыларын дамытуға ықпал ететін негізгі коммуникативтік мақсаттар мен кәсіби қарым-қатынас жағдайлары қарастырылады. Аударма мен сөйлеуді оқытудың әдістемелік ұсыныстары беріледі. Лексикалық пен грамматикалық минимумдардың интеграциясына, кәсіби бағыттағы аутентикалық мәтіндерді қолдануға және студенттердің өз бетінше үйрену дағдыларын қалыптастыруға ерекше назар аударылады. [1, б. 45; 2, б. 32] дереккөздеріне сүйене отырып, инновациялық тәсілдердің мотивацияны арттырып, студенттерді шынайы халықаралық коммуникацияға дайындайтыны қорытындыланды.
Abstract in English
This article explores innovative approaches in foreign language teaching aimed at developing learners’ communicative competence. The study’s objective is to identify the most effective methods and principles for organizing instruction that fosters professional spoken discourse. It examines key communicative intents and typical professional communication scenarios, offering methodological recommendations for teaching listening and speaking skills. Special emphasis is placed on integrating lexical and grammatical minima, using authentic professionally oriented texts, and cultivating learners’ autonomous learning strategies. Based on theoretical and practical sources [1, p. 45; 2, p. 32], the article concludes that innovative approaches enhance motivation, critical thinking, and readiness for real-world international communication.
Введение
В условиях глобализации и цифровизации образования обучение иностранному языку выходит за рамки традиционной лингвистической подготовки и становится важным инструментом формирования профессиональной мобильности. Актуальность темы обусловлена растущими требованиями к уровню языковой компетенции специалистов в различных отраслях. Современные инновационные подходы ориентированы не столько на передачу знаний, сколько на развитие способности использовать язык как средство реального общения. В неязыковых вузах особую значимость приобретает обучение устной профессиональной речи, которое традиционно отстаёт от развития навыков чтения. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации принципов инновационного обучения, а практическая — в разработке методических рекомендаций для преподавателей.
Основная часть
Современная дидактика подчеркивает, что эффективное обучение иностранному языку должно быть ориентировано на формирование коммуникативной компетенции, включающей не только речевые навыки, но и личностные качества: инициативность, раскованность, готовность к диалогу [1, с. 45]. Принцип активности обучаемого лежит в основе коммуникативного подхода, который предполагает смену роли преподавателя с «транслятора знаний» на фасилитатора учебного процесса.
Для реализации этой цели предложено шесть ключевых принципов инновационного обучения: 1) ориентация на компетенции как результаты обучения; 2) создание «зоны доверия» между преподавателем и студентом; 3) передача ответственности за обучение самому обучающемуся; 4) развитие навыков поиска и обработки информации; 5) практика в разнообразных реальных и имитационных контекстах; 6) формирование метакогнитивной компетенции — «умения учиться» [2, с. 32].
Профессиональное устное общение предполагает реализацию конкретных коммуникативных намерений: информирование, запрос, уточнение, оценка, обсуждение и т.д. Эти намерения проявляются в типичных ситуациях: участие в конференциях, семинарах, совещаниях, совместной лабораторной работе, выставках и личных контактах. В каждой из них задействованы разные формы речи — монолог, диалог, полилог.
Особую трудность для студентов представляет аудирование профессиональных текстов, особенно при наличии сложной синтаксической структуры. Несмотря на хорошее владение терминологией в письменной форме, обучающиеся испытывают трудности при восприятии звучащей речи. Поэтому целесообразно включать в аудиотренировку упражнения на распознавание логических связей — причинно-следственных, временных, определительных. Особенно важны определительные придаточные предложения, характерные для научно-технической речи [2, с. 38].
Коммуникативный подход требует минимизации языкового материала, но его целенаправленной подачи. Эффективным оказывается принцип блочной подачи грамматики в сочетании с лексическим минимумом конкретного подъязыка специальности. Это позволяет быстрее перейти от тренировочных упражнений к реальной коммуникации.
Индивидуализация обучения и использование цифровых технологий (онлайн-симуляции, интерактивные платформы, ИИ-ассистенты) расширяют возможности для практики в безопасной, но приближённой к реальности среде. Такой подход не только развивает языковые навыки, но и воспитывает самостоятельность, критическое мышление и межкультурную осведомлённость.
В дополнение к вышеизложенному, важно отметить, что интеграция проектной деятельности в обучение иностранному языку позволяет студентам применять знания в практических ситуациях. Проекты могут включать подготовку презентаций, создание профессиональных отчетов, участие в имитационных деловых играх или проведение мини-исследований на иностранном языке. Такой подход не только закрепляет лексико-грамматический материал, но и развивает навыки командной работы, способность к аргументированному выражению мнения и критическому анализу информации.
Кроме того, регулярная обратная связь от преподавателя и саморефлексия студентов способствуют осознанному усвоению языка. Студенты учатся оценивать свои успехи и ошибки, корректировать стратегию изучения и ставить конкретные цели для дальнейшего развития. Использование цифровых инструментов, таких как онлайн-тесты, интерактивные упражнения и системы отслеживания прогресса, делает этот процесс более наглядным и мотивирующим, обеспечивая высокую эффективность формирования профессиональной коммуникативной компетенции.
Вывод
Инновационные подходы в обучении иностранному языку являются не просто методическим трендом, а необходимым условием подготовки конкурентоспособных специалистов. Они позволяют преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями, обеспечивая готовность к реальным профессиональным коммуникациям. Результаты анализа показывают, что системное применение принципов активности, индивидуализации, контекстуализации и автономии обучения значительно повышает эффективность языковой подготовки. Преподавателю важно не только владеть современными технологиями, но и создавать педагогическую среду, стимулирующую личностный и профессиональный рост обучающихся.
Список литературы
- Авдеева И. Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты / И. Б. Авдеева. — М.: Издательство МГТУ, 2005. — 216 с.
- Dörnyei Z. Teaching and Researching Motivation / Z. Dörnyei. — Harlow: Pearson Education, 2001. — 224 p.
- Little D. Learner Autonomy: Definitions, Issues and Problems / D. Little. — Dublin: Authentik, 1991. — 136 p.
- Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интегрирующего подхода / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 30–42.
- Касимова Р. Г. Трансформация языковой среды в науке / Р. Г. Касимова // Вестник РАН. — 1999. — № 11. — С. 987–995.
- Основные требования к публикации статей в журнале [Электронный ресурс] – https://adisteme.kz/trebovaniia-k-oformleniiu-stati.html