Игровые технологии на уроках русского языка и литературы [Русский язык]

Автор статьи : Гауһар Қ.
Организация : КГУ "Общеобразовательная школа №12" г.Актау
Должность : учитель русского языка и литературы
Дата : 11.03.2024
Издатель : Амангуль М., корреспондент
Номер журнала : 18-2024
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы «Игра в значительной степени - основа всей человеческой культуры» А.В.Луначарский


Эти слова, сказанные ученым почти столетие назад, не потеряли свою актуальность и в наше время. XXI век по праву называют «веком глобального информационного общества», «эпохой информации». В таком обществе образование, знание, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Cамостоятельность, активность, инициативность, творческий подход к делу – это требование самой жизни, и их развитие - задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи и ученые. Одним из решений служит использование игровых технологий. Игра - одно из дневнейших форм познания мира. Нельзя не согласиться со словами французского писателя и философа эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня, который писал о том, что «игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» [1].

Многие ученые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. Изучению этой проблемы философ уделял большое внимание, впоследствии были написаны труды, которые стали классикой педагогической мысли, как «Психология развития ребенка» (М.: Издательство Смысл, 2004) и «Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя» (3-е изд.- М.: Просвещение, 1991). Для детей дошкольного возраста игры - это основа жизнедеятельности и ближайшего развития, для учащихся начального и среднего звена она создает зону познавательного интереса, для школьников выпускных классов игра – активная система усвоения и отработки знаний. С научной точки зрения игру, ее значение, можно рассмотреть с разных сторон:

  1. психологический аспект отмечает доминирующее влияние игры на психическое развитие ребёнка: на формирование его мышления, воображения, памяти и восприятия;
  2. с точки зрения философского подхода игра - главный способ освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий;
  3. социальная сторона проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта; её развитие происходит под влиянием окружающих детей и взрослых;
  4. с точки зрения педагогики игры выступают как формы организации жизни и деятельности детей, которые можно эффективно использовать в урочной и внеурочной деятельности [2].


Игровые технологии от игр отличаются целеполаганием и являются составной частью педагогических технологий. Если в игре зачастую интересен только сам процесс, то игровая технология обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Другими словами ИТ (игровые технологии) - это последовательная деятельность педагога. Несмотря на то, что проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова, игровые технологии и в настоящее время представляют огромный интерес для педагогов. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами неподдельного интереса, непосредственности и соревнования.

Использование игровых технологий способствует:

  1. - повышению интереса у учащихся к учебным занятиям;
  2. - росту познавательной активности;
  3. - приобретению участниками игры навыков принятых ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе игры;
  4. - улучшению отношений между участниками игры и их педагогами;
  5. - повышению самооценки участников игры, так как у них появляется возможность перейти к конкретному делу и проверить свои способности;
  6. - изменению отношения к окружающей действительности, снятию страха перед неизвестностью [3].


В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Так, классификация игр по Г.К.Селевко включает группы игр по области деятельности, по игровой методике, по предметной области, по игровой среде, по продолжительности, по содержательному признаку, по составу и количеству игроков [4]. На уроках русского языка используются дидактические игровые технологии. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

  1. - игры-упражнения: они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
  2. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины;
  3. - игры-путешествия: эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий,
  4. творческих заданий, высказывания гипотез;
  5. - игры-соревнования: такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды [5].


Следующая классификация взята из книги Л. В. Петрановской «Игры на уроках русского языка»:

  1. - учебные игры (самые простые на отработку изучаемого материала) вырабатывают навык применения знаний. Любое учебное упражнение может стать игрой, если, например, устроить в классе соревнование на самое быстрое выполнение упражнения из учебника;
  2. - комбинаторные игры (ребусы, шарады, анаграммы,
  3. кроссворды) активизируют словарный запас;
  4. - аналитические игры (требующие анализа каких-то сведений, выводов) развивают умение логически мыслить, видеть закономерности;
  5. - ассоциативные игры интересны, в первую очередь, содержанием, поскольку ассоциации у каждого свои, они уникальны. При этом возникает вопрос — как оценивать результаты, если нет одного правильного ответа? Можно, к примеру, ввести четкие критерии, по которым дети должны предлагать ассоциации. С одной стороны, ассоциативные игры прямо противоположны аналитическим, но с другой — если использовать их вместе (ассоциативные и аналитические), у ребенка формируется творческое начало;
  6. - языковые игры часто встречаются в олимпиадных заданиях, они развивают исследовательские умения. Причем задания для таких игр могут придумывать и сами ученики.
  7. - творческие задания, проекты, требующие основательной подготовки, развивают фантазию и изобретательность. К таким заданиям относится сочинительство, рифмование;
  8. - игры по ролям развивают творческие способности, воображение. Такие задания считаются самыми любимыми у школьников, дети любят принимать участие в инсценировках, постановках и спектаклях [6].


Хотелось бы остановиться на самом интересном для учащихся форме урока - ролевых играх. Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Он активно применяется на уроках языковых дисциплин. Ролевые игры помогают выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия, формируют быстроту реакции, способствуют освоению речевых моделей. В чем актуальность использования ролевых игр на уроках русского языка и литературы? Не секрет, что овладение нормами современного литературного языка – одна из сложнейших задач преподавания. Только обязательное и активное включение языковых единиц в речь обеспечивает запоминание и автоматическое их использование. Следовательно, хорошо бы создавать такие речевые ситуации на уроке, чтобы возникала необходимость многократно проговаривать изучаемые слова, что и может активно применяться на этих предметах.

Например, игру «Магазин» эффективно использовать на уроках закрепления материала по русскому языку по теме «Окончание родительного падежа», так как при изучении существительных нельзя обойти вниманием такую морфологическую трудность, как варианты окончаний формы родительного падежа множественного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). 

Предлагаем ученикам поиграть в магазин. Это игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы. На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3–4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета. Литература - синтетическое искусство, которое может вбирать в себя множество вариантов проведения урочной и внеурочной деятельности. Ролевые игры – самая интересная и зачастую любимая для учащихся форма урока по литературе. Это может быть заседание участников «круглого стола», «дебатный клуб» и многое другое. Например, можно провести урок в форме «Телемоста» с целью формирования у школьников навыков полемики: говорить можно только в микрофон и только тогда, когда ведущий его предоставит. Фактически это диспут, связанный с отношением к поставленной проблеме. В одну группу садятся ученики, которые обвиняют выбранного героя во всём и безоговорочно. В другую – те, кто хоть в чём-то (в поступке, в черте характера) может его понять и оправдать. Роль ведущего – следить за логикой диспута, приводить доводы, которые затрудняются подобрать участники спора. Это трудная роль, поэтому до урока учитель индивидуально работает с будущим «ведущим программы». Задача остальных учащихся – осознанно использовать своё знание текста поэмы. Одна из целей урока – нестандартное видение героя, диалектический подход к оценке его характера и поведения (при необходимости защищать) [7].

Давно замечено, что игры развивают внимание, память, помогают улучшить настроение у ребёнка, помогают ребёнку само выражать себя, помогают снять нагрузку во время занятий и приносят благоприятную обстановку в детский коллектив. Поэтому игра имеет огромное значение в педагогике и является средством всестороннего развития личности ребенка.

Список использованной литературы

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/23/mysli-velikikh-lyudey-o-roli-igry-v-razvitii-rebenka
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/22/igra-kak-deyatelnost-forma-i-sredstva-razvitiya-individualnosti
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/12/08/igrovaya-deyatelnost-uchashchihsya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole
  4. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
  5. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 14.11.2023).
  6. https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-didakticheskikh-igr/
  7. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury