Ескерту: Мақала сапасы туралы ақпараттарды, сертификат, анықтама және журналға тапсырыс беру батырмаларын мақала авторы немесе журнал тілшісі ғана көре алады.

Хлеб-наше богатство

Ашық сабақтар
Хлеб-наше богатство

Мақала авторы: Редакция ғана көре алады
Жұмыс орны: КГУ "Специальная школа-интернат №1" г.Астана
Лауазымы: Воспитатель
Порталға жариялану мерзімі: 09.11.2022
Журнал қорына жариялаған: Амангуль Д.


                     Внеклассное мероприятие   по теме «Хлеб – наше богатство» 

Цель: показать истинную цену хлеба, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.  

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
  2. Расширять знания о процессе создания хлеба;
  3. Продолжать знакомство с народными традициями.
  4. Учить детей работать в группах.

Оформление кабинета:

плакат: «Хлеб – наше богатство» 

Оборудование: Рисунки ребят на тему: «Хлеб – всему голова». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия, в центре – каравай хлеба на рушнике, плакаты с изображением хлебного поля, хлеборобов, таблички с пословицами, хлебобулочные изделия, видеоролики, запись музыки.

Звучит песня «Хлеб всему голова» в исполнении    Ольги Воронец.  

                                                           Ход мероприятия

  1. Сообщение темы.

Воспитатель:

Поговорим мы о хлебе

О родном, неразлучном

И так без конца,

Все о том же, насущном…

         Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом – солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.

Нет, кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена – всему голова.      Хлеб – наше богатство.

    «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» — гласит народная мудрость. Исстари говорят: «Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь».

  1. Чтение стихотворения (детьми)

Воспитатель:

Мы – народ с богатой культурой, традициями. В русском фольклоре много пословиц и поговорок о хлебе, в которых наш народ заключал всю свою мудрость и передавал ее из поколения в поколение.

  1. Работа в группах:

(Дети ищут разные половинки одной пословицы, напечатанные на карточках, прикрепляют на доске)

 Команды получают по зерну

Без соли, без хлеба – половина обеда. Без хлеба куска везде тоска.

Плох обед, коли хлеба нет. Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

— Как в мае дождь – так и будет рожь. — Будет хлеб – будет и обед.

. — Много снега – много хлеба.    — Хлеб – всей жизни голова.

— Будет хлеб – будет и песня.    — Хлеба ни куска – и в доме тоска.

— Не будет хлеба – не будет и обеда.   -Слава миру на земле! — Слава хлебу на столе!

Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны.

4.Воспитатель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай.                              

    Вот отгадайте загадку:                                                                                         

 «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят»                     (колос)(показ)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса?    (зерно) (показ)                                       А что можно получить из зерна?                                              (муку) (показ)

                А что мы испечём из муки?                                       (хлеб) (показ)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная работа.        

Святое дело вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки 1 сорта. Для выпечки 1 батона необходимо 10 000 зерен,     а сколько необходимо, чтобы накормить весь народ?                                                        Для этого нужно приложить много старания, усилия, любви всем тем людям, которые выращивают хлеб. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет».

Что помогает нам получить хлеб в готовом виде?Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.

 Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).

Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).

Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).

Четыре — воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).

Пять – пища (удобрение  — есть пища).

Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, — они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.

5.Стихи (рассказывают дети)

 

  1. Сейчас нам предстоит работа в группах.

Будем составлять кластер (показ на доске).

 У вас на столах карточки с названиями профессий. Выберите тех, кому мы обязаны хлебом. 

Группа, закончившая работу, прикрепляет карточки на кластере.                                                        

 Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

Проверяем.- Молодцы!

 

7.Загадки ( за отгадки дети получают зернышко)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.  Ходит дом ходуном на столбе золотом (Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел. (Серп)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)

 

8 Воспитатель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

 

13-й уч.. Вот он – румяный и душистый

                Лежит и дышит на столе.

   (все)     За хлеб огромное спасибо

                Всем хлеборобам на земле!

 

  1. Воспитатель. — Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб» — это слово «жизнь».Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.                       Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.

 

А как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть,   от того, что он нам достается сейчас легко, не очень? Забежишь в магазин  и через минуту выходишь с хлебом!                                                      

Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоре. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.                                                                          Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

 Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба  — тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других. Я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

Хлеб, мир, жизнь – самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Останови и тех, кто бросает хлеб.

-А если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)

Давайте выведем закон бережного отношения к хлебу: ( на листочках записаны законы, дети читают и прикрепляют к доске)

 1)Обращайтесь с хлебом бережно, 2)никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. 3)Берите хлеба столько, сколько съедите,4) а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.                                                                                                                                ( Прикрепить к доске и прочитать хором) 

                                           К нам полей живая речь:
                                          “Берегите хлеб, вы, люди,
                                           Научитесь хлеб беречь!”

  10.Воспитатель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. — Почему один хлеб черный, другой – белый?                         ( Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.                                                                В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний.

  

  1. Воспитатель.

Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб — батюшка, хлеб — кормилец остаётся самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он — неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.

Как важно нам сегодня помнить об этом и ценить возможность каждый день иметь хлеб на своем столе.

Прочитаем вместе это замечательное высказывание: (Прикрепить)

СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!

 СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!

СЛАВА ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИЛ,

 НЕ ЖАЛЕЛ ТРУДОВ И СИЛ!

РЕФЛЕКСИЯ

— Вот и подходит к концу наш классный час. Какой он запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи   незаконченных фраз.

-Давайте я начну. Я уношу с собой ваше тепло, ваши улыбки. Я расскажу всем, какие вы у меня – молодцы!( вставляю колосок в сноп)

Я РАССКАЖУ ДОМА…

Я УНЕСУ С СОБОЙ…

— Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда будут хлеб да соль!
-Я хочу на память о нашем классном часе вручить вам по колоску пшеницы, прошу вас сохранить его и помнить о том, сколько труда и сил требуется, чтобы его вырастить. Берегите хлеб.  «Хлеб – наше богатство» — помните об этом всегда.

Звучит музыка (Людмила Зыкина «Слово о хлебе»)