Аннотация. Статья посвящена теме формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников.На современном этапе развития образования стоит необходимость обновления средств и форм организации учебного процесса.Это напрямую связана с внедрением в учебный и внеурочный процесс инновационных педагогических технологий.Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в процессе применения инновационных технологий происходит формирование навыков исследовательской деятельности.Учащиеся приобретают навыки самоорганизации,развивают творческие и исследовательские способности.Далее в статье речь идет о проектной деятельности.Автор предлагает познакомиться с приемами технологий, которые ориентированы на создание условий развития навыков исследовательской деятельности.Статья расчитана на учителей, интересующихся инновационными технологиями в педагогической практике.
Аңдатпа. Мақала бастауыш сынып оқушыларының зерттеу дағдыларын қалыптастыру тақырыбына арналған.Білім беруді дамытудың қазіргі кезеңінде оқу процесін ұйымдастырудың құралдары мен нысандарын жаңарту қажеттілігі бар.Бұл инновациялық педагогикалық технологияларды оқу және сабақтан тыс процестерге енгізумен тікелей байланысты.Бұл мақаланың өзектілігі күмән тудырмайды, инновациялық технологияларды қолдану процесінде ғылыми-зерттеу дағдыларын қалыптастыру жүреді.Оқушылар Өзін-өзі ұйымдастыру дағдыларын игереді,шығармашылық және зерттеу қабілеттерін дамытады.Әрі қарай, мақалада жобалық қызмет туралы айтылады.Автор зерттеу дағдыларын дамытуға жағдай жасауға бағытталған технологиялардың әдістерімен танысуды ұсынады.Мақала педагогикалық практикадағы инновациялық технологияларға қызығушылық танытатын мұғалімдерге арналған.
В современном мире цифровых технологий почти каждого человека затронул процесс глобализаций. Каждый из нас ежедневно сталкивается с большим потоком данных и информации. Появляется потребность в людях активных,творческих, креативно мыслящих. Конечно, образование не стоит в стороне. Учителя активнее внедряют в учебный процесс новые технологии. Инновационный подход от педагога требует новых знаний, необходимости создания таких платформ, которые помогут учащимся развить интерес к обучению. Одним из таких является развитие научно-исследовательских навыков у младших школьников.
Т. С. Цыбикова в своей статье обращает внимание на то, что в современной литературе по педагогике и педагогической психологии проявляется повышенный интерес к проблеме организации исследовательского обучения и методу проектов (Н. Г. Алексеев, М. В. Кларин, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддьяков, Е. С. Полат, А. И. Савенков, Л. Ф. Фомина и др.). В статье указывается , что А. И. Савенков рассматривает исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения, предлагает рассматривать исследовательское поведение как «…вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации» [1, с. 57]. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.[2].
В начальной школе навыки исследовательской деятельности формируются на каждом уроке. На уроке литературного чтения – создание мини-проектов по прочитанному произведению, это эксперименты на уроках естествознания, познания мира.
В своей педагогической деятельности активно вовлекаю учащихся в создание исследовательских проектов. Здесь можно отследить, как формируются навыки в данной деятельности. Для себя выработала последовательность работы над проектом. В начале с учащимися выбираем область познания, что интересует, какая тема актуальна. Затем выдвигается гипотеза, которую учащиеся должны доказать. В процессе работы над проектом ставятся цели, решаются задачи. Под руководством учителя идет сбор информации , поиск необходимой литературы, а также используются ссылки на интернет –ресурсы. Далее учащиеся обрабатывают полученную информацию, происходит осмысление темы, практическое применение полученных знаний. При этом обращаем внимание на конечный результат-это презентация, видео. К созданию проекта привлекаются и родители. Например, таким совместным проектом была работа ученицы нашей школы Бондарь Виталины .Это был исследовательско – информационный проект «Волшебный мир фонтанов»(2018г) Виталина вместе с папой нашли много интересных фактов об истории создания фонтанов в мире , были сделаны фотографии фонтанов г Караганды, Астаны и других городов Казахстана.
Следующим исследовательским проектом является работа Тумаковой Анжелины.Это был информационно-творческий проект. Вместе с Анжелиной мы работали по теме « Реклама в нашей жизни».(2021г) Тема интересна и актуальна не только для Анжелины, но и для широких слоёв населения. Был собран познавательный материал об истории создания рекламы, материал о том, как развивалась реклама в Казахстане. Здесь тоже была совместная работа с родителями. Мама Анжелины помогла создать продукт нашего проекта- рекламу « Школа моей мечты».
Такая работа повышает у учащихся мотивацию к поиску нового, ребята учатся сотрудничать, находить ответы на вопросы, аргументировать свою точку зрения, формируют творческую личность. Учащиеся находятся в поиске, размышляют, делают свои небольшие открытия. Данная система работы позволяет формировать у младших школьников такие навыки, которые необходимы в исследовательской деятельности. При выполнении каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Чтобы добиться высокого результата учащимся приходится добывать необходимые знания и применять их на практике.
Таким образом, проектная исследовательская деятельность учит учащихся размышлять, прогнозировать, а самое главное происходит развитие учащихся. Здесь происходит использование стратегий критического мышления. Все это является одним из условий формирования навыков исследовательской деятельности школьников.
Список литературы
- Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. – №4. – С. 85
- Цыбикова, Т. С. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий//Т.С. Цыбикова // Вестник Бурятского Государственного Университета.-2014.-№15.С.57-60