Формирование исследовательских навыков у младших школьников [Основы начального образования]

Автор статьи : Асия О.
Организация : Школа свободного развития «Альтер»
Должность : учитель начальных классов
Дата : 13.11.2023
Номер журнала : 01-16-2023

Аннотация. Статья посвящена теме формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников. На современном этапе развития образования стоит необходимость обновления средств и форм организации учебного процесса. Это напрямую связана с внедрением в учебный и внеурочный процесс инновационных педагогических технологий. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в процессе применения инновационных технологий происходит формирование навыков исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают навыки самоорганизации,развивают творческие и исследовательские способности. Далее в статье речь идет о проектной деятельности. Автор предлагает познакомиться с приемами технологий, которые ориентированы на создание условий развития навыков исследовательской деятельности. Статья расчитана для учителей, интересующихся инновационными технологиями в педагогической практике.

Аңдатпа. Мақала бастауыш сынып оқушыларының зерттеу дағдыларын қалыптастыру тақырыбына арналған. Білім беруді дамытудың қазіргі кезеңінде оқу процесін ұйымдастырудың құралдары мен нысандарын жаңарту қажеттілігі бар.Бұл инновациялық педагогикалық технологияларды оқу және сабақтан тыс процестерге енгізумен тікелей байланысты. Бұл мақаланың өзектілігі күмән тудырмайды, инновациялық технологияларды қолдану процесінде ғылыми-зерттеу дағдыларын қалыптастыру жүреді. Оқушылар Өзін-өзі ұйымдастыру дағдыларын игереді, шығармашылық және зерттеу қабілеттерін дамытады. Әрі қарай, мақалада жобалық қызмет туралы айтылады. Автор зерттеу дағдыларын дамытуға жағдай жасауға бағытталған технологиялардың әдістерімен танысуды ұсынады. Мақала педагогикалық практикадағы инновациялық технологияларға қызығушылық танытатын мұғалімдерге арналған.

В современном мире цифровых технологий процесс глобализации затронул практически каждого человека. Ежедневно мы сталкиваемся с огромным потоком данных и информации, что создает потребность в активных, творческих и креативно мыслящих людях. Особенно важно это в контексте образования, которое активно внедряет новые технологии в учебный процесс. Инновационный подход от педагога требует от него обновления знаний и создания платформ, способствующих развитию интереса к обучению у учащихся.

Одним из ключевых направлений в современной педагогике является развитие научно-исследовательских навыков у младших школьников. Множество авторов обращают внимание на повышенный интерес к проблеме организации исследовательского обучения и методу проектов. Особый акцент делается на роли учителя в этом процессе. Так, некоторые исследователи, такие как А. И. Савенков, рассматривают исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально творческой деятельности. Они отмечают, что такая деятельность порождается механизмами поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения.

Исследовательское обучение имеет целью активизировать учебную работу детей, придавая ей исследовательский и творческий характер, что передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Этот подход особенно эффективен на начальных этапах обучения, где навыки исследовательской деятельности формируются на каждом уроке. Например, на уроках литературного чтения создаются мини-проекты по прочитанным произведениям, а в естественных науках проводятся эксперименты и исследования окружающего мира.

Важным аспектом работы по проектной исследовательской деятельности является последовательность этого процесса. Учащиеся выбирают область познания, формулируют гипотезы, ставят цели и задачи, собирают информацию и осуществляют ее анализ, используют различные источники данных, включая интернет-ресурсы. Результатом этой работы становятся презентации, видеоролики и другие формы представления полученных знаний.

Важным аспектом исследовательской деятельности является ее практическая направленность и вовлечение семьи учащегося в процесс. Совместные проекты с родителями не только обогащают учебный процесс, но и способствуют формированию мотивации к обучению, развитию коммуникативных навыков и креативной личности учащихся. Каждый новый проект ставит перед учащимися реальные задачи, требующие приобретения новых знаний и их применения на практике. Таким образом, проектная исследовательская деятельность не только способствует развитию учащихся, но и формирует навыки, необходимые для успешной жизни в современном информационном обществе.

Список литературы:

  1. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. – №4. – С. 85
  2. Цыбикова, Т. С. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий //Т.С. Цыбикова // Вестник Бурятского Государственного Университета.-2014.-№15.С.57-60