Attention: Information about the quality of the article, certificate, reference and journal types are available only to the author of the article or correspondent of the journal.

Современные интернет ресурсы как рабочий инструмент в преподавании химии

Conference report
Современные интернет ресурсы как рабочий инструмент в преподавании химии

Author: Кучуркина Ксения Геннадьевна
Job: КГУ « Специальная школа-интернат №2»
Position: учитель химии
Date of publish: 13.01.2023
Publisher: Editorial A.


На сегодняшний, по моему мнению, у нас в стране, да и во всем мире в целом назрела большая проблема, которую можно обозначить как « Дети и гаджеты». В нашем обществе трудно представить ребенка без современного гаджета последней модели в руках. Наш разум заполонили потоком ненужной информации, бессмысленными играми и приложениями. Дети нашего поколения оказались в самой гуще «социокультурного водоворота». Развитие цивилизации обязательно связано с появлением новых предметов и технологий.  И если говорить о «киберсоциализации», то доступность информации сегодня вышла на небывалый уровень. Совершенствование интернет-технологий позволяет человеку мгновенно получить ответы на многочисленные вопросы, всегда быть в курсе событий.  Такие безграничные возможности для саморазвития должны нести за собой повышение интеллектуального уровня общества в целом и каждого человека в отдельности. Но так происходит не всегда. Ученными доказано, что под влиянием гаджетов у детей формируется зависимое поведение, изменяется психическое состояние, теряется ценность реального общения с близкими и со сверстниками, уходят на задний план сюжетные и ролевые игры, любое общение заменяется на On-line.

Возникает логичный вопрос, как сделать так, чтобы эти самые интернет технологии вместе с смартфонами, ноутбуками и другой компьютерной техникой  работали на благо, чтобы они помогали развивать познавательный интерес ребенка, а не забивали его мозг ненужной информацией?! Ребенок должен научится не только бессмысленно «листать» страницы социальных сетей, переписываться с друзьями либо играть в игры ( нужно отметить, что все это постепенно приводит к «цифровой деменции») но и пользоваться интернет –ресурсами в целях пополнения своего багажа знаний, развития навыка самостоятельного поиска нужной информации. Информатизация общества делает доступным большой объем информации, интернет предоставляет новые формы удовлетворения познавательных потребностей, расширяет возможности и роли учащихся. Старшее поколение, в том числе и учителя, не всегда успевают в своем развитии за учениками.

 И тут на помощь приходит технология Смешанного обучения в образовании. Активное применение  инновационных технологий, новых методик обучения,  современных интерактивных комплексов способствует выведению процесса образования на новый уровень цифровизации. Смешанное обучение представляет собой образовательную технологию, предполагающую сочетание традиционного обучения («лицом к лицу», с присутствием педагога) с  элементами дистанционных технологий — онлайн-обучения. Сочетание двух этих элементов предполагает их одинаковую важность в учебном процессе. Смешанное обучение предполагает большую самостоятельную работу ребенка, его участие в выстраивании собственного образовательного маршрута. В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн-обучение, и обучение с участием педагога.  Взаимозаменяемые функции педагога и ученика не только стимулируют последнего на определенный вид деятельности, но и помогают ему достичь цели к концу прохождения заданного учителем маршрута.

Существует несколько моделей смешанного обучения, одинаково эффективно использующихся в образовательном процессе. К наиболее известным относятся: модель «перевернутого класса», модели «Ротация станций» и «Ротация лабораторий», гибкая модель смешанного обучения. В образовательной практике наиболее распространена модель «перевернутого класса», когда педагог предоставляет материал для самостоятельного изучения вне стен образовательной организации, без своего присутствия, с тем чтобы самостоятельно изученная теория закреплялась практическими работами в классе. В этом случае активно используется дистанционная составляющая смешанного обучения или дистанционные образовательные технологии . Мне же на уроках химии больше импонирует модель « Ротация станций». В ней, я делю класс на две-три группы  ( в зависимости от количества детей), для каждой группы составляется свой маршрутный лист, в котором полностью расписаны онлайн- платформы, с которыми мы сегодня будем работать. У каждого ребенка имеются личные кабинеты на  интернет- ресурсе в Google Classroom, по взаимной подписке от учителя к детям уходят задания ( Презентации, текстовые, либо созданные на других платформах). Количество станций в листе маршрута зависит от того, сколько видов деятельности я запланирую на урок.

Хочется поделиться онлайн –ресурсами, которыми  я пользуюсь на уроках, для достижения  результата, для более полного уяснения темы , будь то урок изучения нового материала, или закрепления пройденного.

 На Онлайн – платформе Google Classroom мы можем в основном демонстрировать материал для изучения темы. Это могут быть презентации, видеоролики  по теме либо виртуальная лаборатория ( удобно прикреплять ссылки на видео с Youtube). Для закрепления, повторения или проверки усвоения материала можно использовать следующие ресурсы:

  • Онлайн- сервис STUDYSTAK – предназначен для создания дидактических материалов разного типа к занятиям. Самыми распространенными являются электронные карточки. Наборы таких карточек помогают детям не только запоминать информацию но и проводить самоконтроль. Здесь можно не только создавать свои материалы, но и пользоваться собранием уже готовых работ, созданных педагогами других стран.
  • Онлайн- платформа Test Pad – универсальный конструктор с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач ( тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры и т.д.) Благодаря этому ресурсу мы можем проверить уровень усвоения материала учащимися, по результату – дать рекомендации. При этом каждый ребенок уже видит свой результат и понимает, на что ему нужно уделить больше внимания, где им была допущена ошибка. Такой онлайн-инструмент в смешанном обучении позволяет учащемуся еще и самостоятельно измерить свою степень приближения к цели. ( Метод Шкалирования). Закрашивая шкалу на « Колесе развития» в начале и в конце урока разными цветами, ученик сам сможет увидеть свой прогресс, свою динамику.
  • Онлайн – платформа Learnis (Joyteka) – Платформа для создания презентаций либо квэстов. Существует большой выбор онлайн- ресурсов, внедрение которых в работу педагога заметно улучшит качество знаний  учащихся и позволит учителю иметь больше свободного времени на уроке. ( прил.№1)

Таким образом хочется отметить, что  такое многообразие возможностей для взаимодействия педагога и обучающегося, при котором обучение становится наиболее эффективным, является большим плюсом в процессе образования. Это взаимодействие создает благоприятную среду  как для совместного обучения детей в группах, так и для индивидуальных занятий с использование Дистанционных образовательных технологий. Учителю больше не нужно стоять часами у доски. На помощь к нему приходят новые технологии и новые ресурсы. Главное, направить работу в нужное русло!

List of portals for teachers and students

  1. Linguistic Olympiads - https://wonder.zti.kz
  2. Olympiads on the basics of primary education - https://kokon.kz
  3. Cyber Olympiad in Italian drafts - https://doiby.zti.kz
  4. Intellectual Cyber Chess Olympiads - https://chess.zti.kz
  5. Competitions, conferences, olympiads - https://kzu.kz
  6. Republican competitions, courses, conferences, and olympiads, and courses - https://ukz.kz
  7. Intellectual competitions, conferences, and olympiads - https://tarim.kz
  8. The methodical journal for teachers - https://adisteme.kz
  9. Republican Distance Olympiads – https://clever.zti.kz
  10. Competitions, conferences, olympiads - https://talimger.kz
  11. Smart Library - http://w.zti.kz/crviy