Attention: Information about the quality of the article, certificate, reference and journal types are available only to the author of the article or correspondent of the journal.

Изучение модальных глаголов в школе

Conference report, Russian language and literature
Изучение модальных глаголов в школе

Author: Жумадилова Зайра Бигазовна
Job: 24-лицей Илийского района Алматинской области
Position: учитель русского языка и литературы
Date of publish: 23.05.2022
Publisher: Editorial A.


Категория модальности представляет собой универсальную категорию и обнаруживает свое присутствие как в философской, так и в лингвистической сферах.

Категория модальности реализуется в рамках высказывания, то есть функционирует в контексте связи между действительностью и языком, и представляет собой один из ключевых способов познания окружающего мира.

Модальность как языковая категория рассматривается в аспекте передачи субъектом отношения к окружающей действительности с помощью разнообразных суждений.

В статье «Модальные глаголы в современном русском языке» Л.А. Калинина предлагает более широкую (до 7 классов) типологическую модель модальных глаголов, при этом она отмечает большое количество модальных глаголов (далее – МГ) (курсив наш – Ж.З.) с синонимической структурой и разнообразием модальной семантики [1, с.19].

В свою очередь, мы представляем 5 основных типов МГ, которые внутри подразделяются на подзначения. В модальных значениях мы указываем на лексические единицы, работающие на данное конкретное значение. Соглашаясь с мнением, что модальность в русском языке зиждется на трех базовых китах модуса: необходимости, волеизъявления и возможности, мы намеренно включаем еще два таких аксиологических вида модуса, как а) оценка обычностистатичности действия и б) эмоционально-субъективная оценка. Таким образом, наша классификация будет представлена следующими пятью типами модальных значений и их оттенков.

Типы модальных значений: 1) Необходимость совершения действия; 2) Волеизъявление к действию; 3) Возможность совершения действия; 4) Оценка обычности статичности действия; 5) Эмоционально-субъективная оценка.

Подзначения, или оттенки каждого модуса будут выражать: для 1) А) предписание, Б)логическая необходимость, В) неизбежность. Их выражают следующие глаголы:

для А) Надлежать, стоить, предписывать, требоваться;

для Б) Понадобиться, потребоваться;

для В) Приходится, предстоять, оставаться;

Подзначения для 2) А) Желание, Б) Намерение, В) Готовность Г) Попытка, Д) Внутреннее разрешение. Глаголы этого круга составляют:

для А) Хотеть, желать, жаждать, стремиться, надеяться, рассчитывать;

для Б) Хотеть, намереваться, думать, надумать, задумать, решиться, собраться, готовиться;

для В) Хотеть, готовиться, собираться, решиться, попробовать, попытаться;

Г) Попытаться,  осмелиться, отважиться;

Д) Согласиться, решиться, разрешить себе.

Для модального значения под пунктом 3) выступают следующие подзначения: А) Способность, Б) Внешнее разрешение, В) Возможность при благоприятных обстоятельствах, Г) Возможность при неблагоприятных обстоятельствах. Глаголы, соответственно,: А) Мочь, уметь, Б) Мочь, разрешаться, В) посчастливиться, случиться, успеть, Г) Мочь, ухитриться, умудриться, удаться.

Для двух последних модальных значений определяем дополнительные темы Для значения 4) оценка обычности статичности действия: а) темпоральность-директивность (работают глаголы «привыкнуть, приспособиться, научиться, повадиться, полюбитьсь»).

Для значения 5) эмоционально-субъективная оценка будет характерным подзначение а) когнитивность-гипотетичность (с работающими глаголами «полюбить(ся), бояться, остерегаться, опасаться, воздержаться, затрудняться»)

Из воображаемой таблицы видно, что центральное ядро модальности формируется с помощью лексических единиц дуальной природы, то есть слов обладающих как модальным, так и лексическим значениями. Исключение составляют сильно грамматикализированные МГ русского языка мочь и хотеть, которые в современном русском языке выражают лишь модальные значения.

Основополагающим принципом выборки МГ в классификации стала их модальная семантика, то есть транслируемое ими значение. Поэтому класс МГ в русском языке может рассматриваться как широкий класс с лояльными, зачастую взаимопереходными, взаимозаменяемыми функционально-семантическими границами. Думается, здесь играет свою роль прагматическая направленность высказываний, требующая отдельного рассмотрения.

Первый тип модального значения выражает необходимость совершения действия. В рамках данного модального значения, исходя из определения и анализа смыслового состава, выделяются подзначения: 1) предписание, 2) логическая необходимость, 3) неизбежность\неминуемость какого-либо действия.

С точки зрения источника, выражающего необходимость совершения действия, предписание может дифференцироваться по двум типам: внутреннее предписание (источник выражения необходимости совпадает с субъектом речи) и внешнее предписание (источник выражения необходимости в виде другого лица). Одним из синтаксических маркеров такого рода предложений является их безликость.

Внутреннее предписание может рассматриваться, как побуждение человека действовать в рамках собственных целей и морально-этических норм. Например, «Может быть, мне стоит закруглиться с кино и заняться более полезным делом?»  

Внешнее предписание часто выражается в форме побуждения лица следовать законам этики и морали общества. Например, «Вам следует заблаговременно поручиться поддержкой кафедры»

Логическая необходимость характеризует ситуации, в которых излагается фактическая необходимость совершения действия, основанная на рассуждениях о его разумности. Например, «Я был бы не против, если бы мне разрешили сдавать на права ».

Оттенок неизбежности присутствует в ситуациях, когда необходимость совершения действия вступает в скрытый конфликт с волей субъекта или выражает явную предопределенность. К примеру, «…нам остается только ждать решения папы».

Второй тип модального значения представлен как выражающий волеизъявление к совершению действий. Относительно терминологического наименования данной категории существуют понятия типа: модальность желательности (М.В. Колосова), модальное значение волюнтативности (А.В. Бондарко), модальное значение волеизъявления (Б.В. Хрычиков), модальное значение желательности (В.В. Виноградов) [2, с.53].

Мы остановились на термине «волеизъявления к совершению действия» так как наличие волевого компонента здесь является основой для интеграции схожих оттенков модального значения (желание, намерение, готовность, попытка и внутреннее разрешение) [3, с.21].

В рамках этого модального значения нами выделяются следующие подзначения: 1) желание, 2) намерение, 3) готовность, 4) попытка, 5) внутреннее разрешение. Ядром волеизъявления является глагол «хотеть». Именно он присутствует в первых трех группах оттеночных значений. Такого рода слова в языкознании приобретают статус полифункциональных, сильно грамматикализированных лексем, характеризующихся высокой степенью свободы ввиду широкого спектра языковых ситуаций, в которых они функционируют [4, с.119].

Волеизъявление с оттенком желательности характеризует внутреннее хотение личности к осуществлению чего-либо. Волеизъявление с оттенком намерения выражает внутреннее стремление к совершению какого-либо действия, решимость действовать, где волевой компонент в рассматриваемой категории выражен сильнее. Это уже не абстрактное, а вполне конкретное намерение к действию.

Волеизъявление с оттенком готовности выражает согласие к осуществлению действия, пока не принявшего окончательной оформленности в виде решимости к действию. Данный подтип по степени выраженности волевого компонента занимает промежуточное положение между оттенками желания и намерения.

Волеизъявление с оттенком попытки выражает стремление к осуществлению действия, при этом субъект речи не уверен в успехе задуманного лио осуществление задуманного сопряжено с определенным риском.

Волеизъявление с оттенком внутреннего разрешения выражает дозволение совершать какое-либо действие, при этом волевая составляющая реализуется субъектом речи, а ее вектор направлен на самого себя.

Третий тип модального значения выражает возможность совершения действия.С нашей точки зрения, это модальное значение возможности совершения действия звучит как способность, внешнее разрешение, возможность, обусловленная как благоприятными, так и неблагоприятными обстоятельствами, дозволяющая осуществление действия другому лицу. Например, 1) Начинаются каникулы – можете отдыхать; 2) Наконец, ограничения по короне сняты, следовательно, можно брать уже билеты на юга.

Возможность совершения действия в результате неблагоприятно сложившихся обстоятельств несет в себе положительное значение, которое реализуется с помощью таких глаголов, как успеть, ухитриться, умудриться и т.п. В основе перечисленных лексических единиц лежат семантические компоненты ловкостиудачливости субъекта, благодаря которым действие осуществилось или осуществиться. Например, Мы ухитрились оформить быстро все документы.

Возможность с оттенком способности выражает такое модальное значение, когда передается значение «обладание навыком или умением совершать какое-либо действие», как в примере: «Я умею и петь, и играть одновременно».

Четвертый тип модального значения выражает оценку обычности действия, то есть выражает реакцию человека на многократно повторяющиеся, повседневные ситуации.

Пятый тип модального значения выражает субъективно-эмоциональную оценку или передает тип внутренних переживаний действующего лица, носит выраженную эмоциональную окраску. Например, «Я боюсь даже и подумать об этом».

Как видим, большинство МГ имеет синонимичность между собой, кроме того они могут выступать самостоятельной лексической единицей или в составе составного сказуемого быть его модальной частью.

Школьное изучение модальных глаголов в старших классах позволяет шире использовать данный класс глаголов для передачи своих суждений и размышлений над поставленной проблемой; выражать желаемые оттенки модальных значений в конкретных случаях при написании эссе.

Выделение МГ на пять классов нам кажется оптимальным для изучения и для лучшего запоминания школьниками. Отработка семантики каждого модального глагола в типических примерах позволит раскрыть вариативность и синонимичность функционального назначения этих глаголов.

Литература:

  1. .Калинина, Л.А. Модальные глаголы в современном русском языке. // Вестник педагогического опыта. – Глазов: Глазовский гос. пед. институт им. В.Г. Короленко, 2010. – с.20.
  2. .Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. – М.:Наука, 1975. – С. 53-87;
  3. .Хрычиков, Б.В. Категория модальности, ее объем и средства выражения в современном русском языке: Автореф. дис. …д-ра филол. н. – Днепропетровск, 1986. – 35 с.
  4. .Давлетбаева А.Ф.. Репрезентация категории модальности в русском и китайском языках: Дис…. к.ф.н.- Уфа, 2019г- с. 212

List of portals for teachers and students

  1. Linguistic Olympiads - https://wonder.zti.kz
  2. Olympiads on the basics of primary education - https://kokon.kz
  3. Cyber Olympiad in Italian drafts - https://doiby.zti.kz
  4. Intellectual Cyber Chess Olympiads - https://chess.zti.kz
  5. Competitions, conferences, olympiads - https://kzu.kz
  6. Republican competitions, courses, conferences, and olympiads, and courses - https://ukz.kz
  7. Intellectual competitions, conferences, and olympiads - https://tarim.kz
  8. The methodical journal for teachers - https://adisteme.kz
  9. Republican Distance Olympiads – https://clever.zti.kz
  10. Competitions, conferences, olympiads - https://talimger.kz
  11. Smart Library - http://w.zti.kz/crviy