Драматизация в детском саду [Дошкольное образование]

Автор статьи : Индира Б.
Организация : №19 "Бұлақ" МДҰ
Должность : тәрбиеші
Дата : 18.05.2020
Редакционная коллегия: разрешена только онлайн публикация

Наряду с традиционными видами театрализованной деятельности (далее – ТД) (драматизация, кукольные постановки) используется такое новшество как «Театр на фартуке». Это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет привычный взгляд на организационный аспект ТД дошкольников.

Для эффективного показа спектакля важно всё: декорации и их размещение, куклы и ширма, места для зрителей, – педагогу приходится тратить время на решение организационных моментов. Воспитатель, используя такой вид театра, надев на себя «театр-фартук», сразу может начать спектакль. А уже через минуту декорации, быстро меняясь, движутся вместе с актерами, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, дает возможность взаимодействия актера и зрителя.

Работая с детьми, невольно обращаешь внимание на то, как они, играя в различные игры, перевоплощаются в разные образы, меняя голос, мимику, жесты, манеру поведения, используя различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Театрализованная деятельность (далее – ТД) – эффективный способ развития ребенка, формирования личности, имеющий огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

ТД важна и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем его привлечения к выступлению перед аудиторией с детства.

Цель: через театр научить ребенка видеть лучшее в жизни, в людях, зародить стремление самому нести прекрасное и доброе.

Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для личностного становления и творческой самореализации каждого ребенка, формирование у него жизненной компетентности. Современная модель организации педагогического процесса с дошкольниками должна быть единой комплексной деятельностью, которая способствует полноценному бытию ребенка, его активному творческому поведению в разных видах деятельности: игровой, производительной, коммуникативной, театрализованной, художественной и т. д.

ТД помогает педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

Становление ребенка в его готовности к театральной игре осуществляется при помощи и поддержке родителей. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития ТД позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

Занимаясь ТД, ребенок естественным способом использует все ресурсы своего организма: физиологические, эмоциональные, психические и интеллектуальные, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» является залогом успешного развития юного существа.

Наряду с традиционными видами Т. Д. (драматизация, кукольные постановки) используется такое новшество, как «Театр на фартуке». Это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет привычный взгляд на организационный аспект ТД дошкольников.

Поскольку для эффективного показа спектакля важно всё: декорации и их размещение, куклы и ширма, места для зрителей, – педагогу приходится тратить время на решение организационных моментов. Воспитатель, используя такой вид театра, надев на себя «театр-фартук», сразу может начать спектакль. А уже через минуту декорации, быстро меняясь, движутся вместе с актерами, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, дает возможность взаимодействия актера и зрителя.

Театр доступен для использования в работе с детьми как раннего, так среднего и старшего дошкольного возраста, а также рассматривается в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.

Посредством этого новшества происходит укрепление здоровья, повышение двигательной активности, ознакомление со строением тела человека, его внешностью. Развитие и совершенствование двигательных умений детей – длительный и сложный процесс. Движения являются их органической потребностью – в них дети находят радость, они положительно влияют на все функции организма, укрепляют мышцы, повышают работоспособность.

В процессе театральной деятельности педагог может предложить детям поиграть в подвижные игры. В процессе игры можно показывать походку и повадки животных, например, попросить ребенка показать, как ходят лисичка, мышка или медведь (по сказке «Теремок»). Можно также предложить детям показать, как звал дед бабку, чтобы она помогла ему вытащить репку (сказка «Репка»), как баба с дедом пекли колобок (сказка «Колобок») и т. д.

Чтобы развивать речь ребенка, нужно не просто предлагать ему разнообразный языковой материал, необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств реализации целей коммуникации. Эта линия предполагает формирование умения устанавливать речевые взаимодействия, грамотно строить и высказывать свои мысли, поддерживать диалог. Одним из средств формирования связной речи как составной речевой деятельности является использование различных плоскостных изображений: иллюстраций, дидактических картин.                       В «Театре на фартуке» широко используются плоскостные изображения.

В процессе «фартуковой» ТД педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побуждает к речевому общению в дидактической игре, учит постепенному переходу сказки в рассказ, составлению новой сказки, определению в художественном произведении добра и зла.

В раннем, младшем и среднем возрасте при проведении занятий по художественной литературе ТД «на фартуке» может использоваться как метод организации.

В старших группах ТД используется как фрагмент

  1. для заинтересованности детей во время занятия;
  2. для активизации детей в процессе занятия;
  3. для работы над художественным произведением;
  4. для разыгрывания морально-этических ситуаций;
  5. при моделировании ситуаций общения;
  6. как образец при составлении различных видов рассказов.


Художественно-эстетическое развитие направлено на развитие способности передавать свои жизненные впечатления средствами изобразительного, музыкального, литературного, театрального искусств.

«Театр на фартуке» можно использовать во всех образовательных областях дошкольной деятельности. Так, например, на занятиях по изобразительному искусству будет целесообразным использование воспитателем этого театра для решения двух основных задач:

  1. превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело;
  2. обеспечить ребенку естественный переход от обучения к игре и способствовать формированию игры.


Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью он кратко, но достаточно убедительно рассказывает вымышленную историю о нуждах и заботах различных игровых персонажей и побуждает детей помочь им (например, для зверей из сказки «Теремок» нарисовать новый домик).

ТД помогает реализовать многие креативные задачи:

  1. обогащать практический и теоретический опыт ребенка, предоставлять ему возможность самоопределяться;
  2. проявлять творческую инициативу;
  3. осуществлять самостоятельный выбор;
  4. принимать собственные выводы;
  5. варьировать содержание и формы выполнения задания;
  6. формировать потребность в новых впечатлениях.

             В процессе ТД педагог побуждает детей к обобщению услышанного и увиденного, комментированию, прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение.

Такая педагогическая инновация способствует художественному и речевому развитию детей дошкольного возраста и повышает профессиональную компетентность педагогов.