Дидактическая игра в профильном обучении русскому языку [Русский язык]

Автор статьи : Алла О.
Организация : Аламатинский колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания
Должность : преподаватель русского языка и литературы
Дата : 06.10.2016
Номер журнала : 01-11-2021
В современном образовательном пространстве основной задачей является разностороннее развитие личности учащегося, раскрытие его творческих способностей, способности к саморазвитию и самореализации. Известно, что успешное формирование коммуникативной компетенции возможно не только при рациональной организации учебного процесса с использованием инновационных методов обучения, но и в первую очередь при проявлении мотивации и интереса обучающихся к предмету только в процессе активной учебно-познавательной деятельности. В рассматриваемом плане актуализируются роль и функции дидактических игр в языковом обучении. В современной дидактике отмечается достаточно большое многообразие различных дидактических игр. Нами в практике преподавания русского языка в Алматинском областном колледже инновационных технологий в сфере сервиса и питания используется комплекс дидактических игр, направленный на формирование и развитие профильно-ориентированной коммуникативной компетенции учащихся. Ниже предлагаются различные виды игр, успешно используемые на уроках русского языка. 1. Комбинаторные игры нацелены на усвоение смысловой структуры слов и его лексической сочетаемости, расширение и активизацию словарного запаса обучающихся. 1.1.Составьте новые слова из букв слово: "кулинария". Как можно больше новых слов ( сравните: ария, луна, лик, кран, клан, клин, лук, рука, рак, лира и др.) 1.2. Подберите как можно больше терминов в тематическую группу: А) «Термическая обработка пищи» (ключ: жарка, варка, запекание, тушение, копчение, сушение, вяление) Б) «Химическая обработка пищи» ( ключ: маринование, соление, квашение) 1.3. Превратите слово "пища" в словосочетание ( ключ: вкусная, здоровая, калорийная и др.) 2. Аналитические игры направлены на развитие логического мышления обучающихся, привитие навыков адекватного и корректного логического анализа, установления общности и различия, причины и следствия в рамках учебно-языкового материала. 2.1. Найдите «Четвертое лишнее существительное» А) корица, перец, борщ, горчица Б) сок, бульон, вода, морс В) ложка, тарелка, вино, вилка 2.2. Найдите «четвертый лишний глагол» А)Жарить, варить, мариновать, тушить Б) Солить, квасить, запекать, мариновать 3. Ассоциативные игры ориентированы на развитие речемыслительной деятельности обучающихся. В их основе лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека. Учащиеся делятся на две команды. Ведущий 1-ой группы предлагает участникам 2-ой команды первую букву загаданного слова и намек на него, т.е. ассоциативный стимул-слово, которое он считает каким-то образом связанным с первым. Называемые славами явления, понятия, предметы должны быть связаны с будущей профессией обучающихся, причем, связь должна быть чиста ассоциативной. Выигрывает та команда, которая сможет первой назвать загаданное слово. 3.1. Буква К-кухня (ключ: кулинария)
  • Буква С- соль (ключ: соление)
  • Буква Ф- яблоко ( ключ: фрукты)
3.2. Скажите о чем идет речь и назовите одним словом. А) Совокупность способов приготовления из минералов и продуктов растительного и животного происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека. ( ключ: кулинария) Б) Специальный отдел при ресторане, столовой, в магазине, торгующий полуфабрикатами и готовыми кушаньями ( ключ: кулинария) В) Жаренье в жарочном шкафу предварительно отваренного или припущенного продукта (ключ: запекание) Г) Пропускание предварительно обжаренного или пассированного продукта с добавлением специй и жидкости ( ключ: тушение) 4. Контекстные игры основаны на усиление внимания учащихся к сложным смысловым связям в тексте, развитию способности интерпретировать и передавать информацию самыми разными способами. 4.1. Закончите предложение. А) Слово кулинария от латинского слова culina, что означает «…» ( ключ: кухня) Б) Соблюдение определенных правил при приготовлении пищи называется ….. (ключ: технология) В) К термической обработке пищи относятся варка, … (ключ: жарка, копчение, сушение, вяление) Г) источником витамина С служат фрукты, ягоды, свежие овощи, особенно картофель, ….. ( ключ: капуста, редька, редис, репа, зеленый лук, шпинат, салат, щавель) 4.2. Дополните текст. Методы приготовления … и сами ингредиенты широко варьируют у разных стран, народов, социальных групп и называются…, которая отражает уникальные взаимосвязи культуры, экономики и традиций. Приготовление пищи само по себе сильно зависит и от умения, и от образования… . Для приготовления вкусной и здоровой пищи необходимо приобрести определенные знания по технологии и навыки по кулинарному …. Приготовления пищи. ( ключ: пища, кухня, повар, искусство) 4.3. Замените синонимом слово о пословице, изменяя при необходимости, окончания. Работа- дело Работе-время, потехе-час. Без дела день годом кажется. Каков мастер, таково и дело. Дело мастера боится 4.4. Завершите текст и сделайте вывод. Вечерний чай ( иногда заменяющий ужин) сервируют несколько иначе. Накрывают стол скатертью, обычно цветной, хотя в быту это обычная цветастая клеенка. Самовар или чайник с кипятком ставят на маленький столик, вплотную продвинутый к краю стола, у которого разливают чай, у этого же края располагают чайную посуду - чашки и стаканы. В центре стола ставят вазы с вареньем и конфетами, около ваз накрытые салфетками сухарницы с печеньем, возле них тарелочки с тонком нарезанным лимоном, графины с фруктовыми и ягодными соками, сливки или молоко ,сахар и розетки для варенья. К такому столу обычно подают 1-2 бутылки десертного вина. Если чай заменяет легкий ужин, размещают на стол масленки со сливочным маслом, тарелки с ветчиной, сыром, с холодной телятиной и другими продуктами для бутербродов. Графины с фруктовыми и ягодными соками ,вино или коньяк размещают равномерно по всему столу. Для каждого человека кладут десертную тарелку, а на неё кладут чайную салфетку. Cлева от тарелки кладут десертную вилку, а справа-десертный нож. Основная цель сервировки -… Прикладная значимость дидактических игр на занятиях по русскому языку заключается в том что, в процессу их использования приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, активизируются коммуникативные навыки, состязательность порождает ситуацию успеха. Наша практики свидетельствует о том, что дидактические игры могут привлечь внимание учащихся к предмету, развивать у них интерес, заинтересованность в получении знаний. Использование дидактических игр способствует не только мотивации, но и повышению качества самого обучения и прочности сформированных языковой, речевой и коммуникативной компетенции.