Дидактическая игра в профильном обучении русскому языку [Русский язык]
Автор статьи : Алла О.
Организация : Аламатинский колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания
Должность : преподаватель русского языка и литературы
Дата : 06.10.2016
Номер журнала : 01-11-2021
Организация : Аламатинский колледж инновационных технологий в сфере сервиса и питания
Должность : преподаватель русского языка и литературы
Дата : 06.10.2016
Номер журнала : 01-11-2021
Русский язык
В современном образовательном пространстве основной задачей является разностороннее развитие личности учащегося, раскрытие его творческих способностей, способности к саморазвитию и самореализации. Известно, что успешное формирование коммуникативной компетенции возможно не только при рациональной организации учебного процесса с использованием инновационных методов обучения, но и в первую очередь при проявлении мотивации и интереса обучающихся к предмету только в процессе активной учебно-познавательной деятельности. В рассматриваемом плане актуализируются роль и функции дидактических игр в языковом обучении.
В современной дидактике отмечается достаточно большое многообразие различных дидактических игр. Нами в практике преподавания русского языка в Алматинском областном колледже инновационных технологий в сфере сервиса и питания используется комплекс дидактических игр, направленный на формирование и развитие профильно-ориентированной коммуникативной компетенции учащихся. Ниже предлагаются различные виды игр, успешно используемые на уроках русского языка.
1. Комбинаторные игры нацелены на усвоение смысловой структуры слов и его лексической сочетаемости, расширение и активизацию словарного запаса обучающихся.
1.1.Составьте новые слова из букв слово: "кулинария". Как можно больше новых слов ( сравните: ария, луна, лик, кран, клан, клин, лук, рука, рак, лира и др.)
1.2. Подберите как можно больше терминов в тематическую группу:
А) «Термическая обработка пищи» (ключ: жарка, варка, запекание, тушение, копчение, сушение, вяление)
Б) «Химическая обработка пищи» ( ключ: маринование, соление, квашение)
1.3. Превратите слово "пища" в словосочетание ( ключ: вкусная, здоровая, калорийная и др.)
2. Аналитические игры направлены на развитие логического мышления обучающихся, привитие навыков адекватного и корректного логического анализа, установления общности и различия, причины и следствия в рамках учебно-языкового материала.
2.1. Найдите «Четвертое лишнее существительное»
А) корица, перец, борщ, горчица
Б) сок, бульон, вода, морс
В) ложка, тарелка, вино, вилка
2.2. Найдите «четвертый лишний глагол»
А)Жарить, варить, мариновать, тушить
Б) Солить, квасить, запекать, мариновать
3. Ассоциативные игры ориентированы на развитие речемыслительной деятельности обучающихся. В их основе лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека. Учащиеся делятся на две команды. Ведущий 1-ой группы предлагает участникам 2-ой команды первую букву загаданного слова и намек на него, т.е. ассоциативный стимул-слово, которое он считает каким-то образом связанным с первым. Называемые славами явления, понятия, предметы должны быть связаны с будущей профессией обучающихся, причем, связь должна быть чиста ассоциативной. Выигрывает та команда, которая сможет первой назвать загаданное слово.
3.1. Буква К-кухня (ключ: кулинария)
- Буква С- соль (ключ: соление)
- Буква Ф- яблоко ( ключ: фрукты)