Детство и музыка [Музыка]

Автор статьи : Оксана П.
Организация : КГКП "Детская музыкальная школа" отдела образования города Павлодара
Должность : Преподаватель
Дата : 24.01.2022
Номер журнала : 02-15-2022
Многие родители задают себе вопрос: «В каком возрасте привести ребёнка в музыкальную школу, а получится ли у него, а надо ли это?». Из личного опыта хочу высказать своё мнение. Важно ваше желание, уважаемые родители, с начало и до конца, не сдаваясь не при каких обстоятельствах. В начале творческого пути, конечно, будет огромный интерес у ребёнка к познанию прекрасного, затем он может пропасть, когда появятся трудности, вот здесь и понадобится ваша помощь, милые родители. Терпения вам и удачи! Ещё один наболевший вопрос мучает всех нас: «Как привить любовь к музыке?» Сначала нужно знание и понимание музыки, потому что мы любим то, что хорошо знаем. Я учу детей не играть, а думать на скрипке, и чувства, переживания, эмоции углубляются в результате знаний и размышлений. Я писала эту книгу и думала об этом каждую секунду. Материал апробирован, любовь, и интерес к музыке у «испытуемых» не угас! Эта книга для детей 5-6 лет. Я считаю, чтобы ребёнок сам захотел научиться играть на скрипке. Если ему понравилась скрипка, её звучание, это первоначальная положительная реакция на инструмент. Это очень важный психологический момент. Нам музыкантам педагогам, берущимся за музыкальное обучение детей, очень важно чётко и ясно определить конечную цель. Это сложная задача, но она выполнима, если педагог любит свою профессию, а самое главное того, кого он воспитывает и продвигает по жизни, наполняя его всем тем прекрасным, что может быть связано со словом МУЗЫКА. Ребёнок с самых первых шагов должен получить о музыке целостное представление. В этой книги на каждом уроке переплетаются разного вида и интересные задания в игровой форме. Домашняя работа творческая (разукрасить, нарисовать, выучить стих, спеть песню, сочинить мелодию и т.д.) Ребёнок с большим удовольствием будет ходить на уроки, и скучать ему не придётся. Изучение нотной грамоты «вливается» постепенно, не заметно, не навязчиво. Кто прошёл этот курс, годом позже обожает читать ноты с листа. Ребёнка сначала надо увлечь музыкой, игрой в звуки, а уж потом он сам потянется к скрипке или к другому инструменту. Для меня привить любовь к музыке означает научить малыша разбираться в музыке, понимать её язык, знать её составные части. Поэтому с первого шага, на каждом уроке прорабатывается каждая пьеска «со всех сторон»: слуховой (слушание, пение, подбор), ритмической (движения, похлопывания, счёт), образно-художественной (определение характера, настроение, рисование) зрительно- логической (запоминание нот, их написание, сольфеджирование). Все эти средства в результате воздействуют на развитие музыкальной памяти. Научить любить музыку — это привязать детей к музыке. Передо мной всё время стоит эта цель, поэтому, занимаясь с учеником, постоянно думаешь о тех «верёвочках», которые мне помогут решить эту задачу. Вся моя методика пронизана этими «верёвочками», которые меняются в зависимости от возраста детей и уровня их развития. «Учить - играя, играя - учить» — это не мой афоризм, но это самый верный способ ладить с детьми, удерживать их внимание. На уроках я применяю мягкие игрушки и «Киндер сюрпризы». Они играют роль зрителей, как будто хлопают, что - то высказывают, хвалят, поправляют, расспрашивают. Это очень стимулирует ребёнка к занятиям. Выполняя ритмические движения под музыку считая, ученик органически, всем своим существом запоминает продолжительность длинных и коротких звуков. Дети осваивают длительности нот, их ритмическое чередование сначала ногами, руками, туловищем, а затем сознанием. Уроки проводятся так: играем в музыку, угадываем звуки, танцуем, дирижируем, подбираем по слуху, поём, играем на инструменте. Каждое мгновение урока насыщено ритмом, звучанием, переживанием. Даже первое знакомство со скрипкой происходит как встреча с живым существом, у которого есть «головка», «животик», «ушки», «голос». Но чтобы скрипка «заговорила» и «запела», надо правильно с ней обращаться: держать мягко, нежно, не сжимать, не делать скрипке «больно». Все уроки проводятся на предельном эмоциональном уровне и непрерывающемся темпе. Эта высокая эмоциональная насыщенность даёт возможность понять истинную природу музыки. Только таким способом музыка может оставить след в душе ребёнка и в его памяти. Очень хотелось, чтобы на уроках всегда присутствовали родители ребёнка. Создаётся определённый семейный союз со своими уставами. Учителю легче работать, если родители будут участвовать в учебном процессе, это уже проверено опытом. Познавая каждого ребёнка, его привычки, характер, склонности, легче находишь с ним общий язык. Ученик начинает доверять и поэтому старается как можно лучше выполнить задания. Он быстро продвигается в обучении, все знания и навыки ложатся на положительную эмоциональную основу, что является важным условием при любой учёбе. Так как эту статью должны прочитать родители, ещё раз обращаюсь к ним. Уважаемые родители, убеждаясь в успехах ваших детей, вы начинаете верить в систему, и уже сознательно и активно включатся в процесс обучения. Браво! Мечта любого учителя. Но до прибытия в музыкальную школу у всех родителей разное мнение, убедительная просьба, не критикуйте способности ваших детей. Например: мой ребёнок «без слуха» и ничего из него не получится. Домашние задания надо выполнять регулярно, музыкальная школа — это не «кружок». Уделяйте больше времени своим малышам. Ходите вместе на концерты, смотрите музыкальные передачи и фильмы о музыкантах, а затем обсуждайте. Желание обучать ребёнка на скрипке должно быть обоюдным и мамой, и папой – это залог успеха. Таким образом, создаётся среда, которая очень помогает формированию музыкальных привязанностей и вкуса ваших малышей. Не будьте мнительно-подозрительными, родительское честолюбие вам не к лицу. Дошкольное детство — это возраст, в котором закладываются, прежде всего, некоторые общие основы личности человека. В дошкольном детстве ведущая деятельность - игровая. Об этом вы должны заботиться в первую очередь. Другого времени не будет! Музыка должна стать частью быта в семье, о музыке надо говорить, спорить, рассуждать. За годы работы у меня «воспитался» вместе с учениками коллектив родителей – единомышленников, которые стали моими друзьями и помощниками. Большое им спасибо! Известный афоризм: «Мы не можем создавать таланты, но мы можем создать среду» осуществляется мной в деле. Самой привлекательной и эффективной формой музыкального развития ученика в условиях детской музыкальной школы считается коллективная форма – музицирование в ансамбле. Мой ансамбль «Бревис» существует десять лет. Каждый год мы выезжаем с концертами в детские сады, ансамбль принимает участие в конкурсах, школьных концертах. У детей, с ранних лет, занимающихся в ансамбле, быстрее и устойчивее формируются музыкальные навыки: чувство коллективного ритма, музыкальный слух, чтение с листа, ансамблевое внимание, эстрадная увлечённость. Не все дети по своим музыкальным возможностям могут выйти на сцену и ярко сыграть соло, но им хочется принимать участие в музыке, выступать на сцене. И они получают эту возможность, занимаясь в ансамбле. Пусть ребёнок исполнит лишь третий голос, но музыка наполняет его душу. Ансамбль – это золотой ключик, который открывает ребёнку дверь в волшебную страну музыки. В ансамбле профессиональные навыки скрипача формируются быстрее и устойчивее. Где лучше разовьется в ребёнке чувство ритма – в ансамбле или на индивидуальном уроке? Конечно, в ансамбле, потому что маленький музыкант должен следить за рукой дирижера, которая показывает ему общий ритм, следить за смычками рядом стоящих учеников, слушать фортепиано, напрягать своё внимание, иначе он тут же «выпадет из музыки». То же самое и со слухом: ученик вынужден прислушиваться к своей группе, к соседним голосам, подстраивать интонацию, то есть опять–таки напрягать свои способности. И музыкальная память развивается быстрее, так как приходится выучивать свой голос в соотношении с другими голосами, запоминая все паузы и вступления. Развивается память и потому, что практически каждый месяц изучается новая пьеса. Художественный вкус ребёнка становится гибче и разнообразнее. Пока у малыша не развита звуковысотная сторона слуха, он мелодию воспринимает в форме чередования коротких и длинных звуков. Поэтому игра на скрипке в ансамбле не так важна, и скрипку иногда можно заменять всякими шумовыми инструментами: бубнами, треугольниками, маракасами. Есть хорошее психологическое правило: «Если хочешь, чтобы ребёнок усвоил что-то трудное, отвлеки его от этого трудного». Труднее всего поначалу научить ребёнка долго держать скрипку в левой руке. Но исполняя подряд несколько ритмических песенок в ансамбле, ученик не замечает этой трудности. Поверьте, мне и моему опыту: Слух есть у всех! Глухой Бетховен написал Девятую симфонию. Конечно, это шутка. Но убеждение должно прийти. В начале пути сомнения будут, но они уйдут. Внутренний слух помогает человеку общаться с музыкой. Ещё не придумали такого прибора, который мог бы определить все задатки малыша, они раскрываются постепенно. Профессиональным скрипачом стать очень трудно, но обучать на скрипке можно всех! У меня была ученица абсолютно немузыкальная с точки зрения общепринятых стандартов, однако она закончила музыкальный колледж, поступила в музыкальную академию и работает в музыкальной школе. Самое главное — это выбрать правильный путь, по которому педагог поведёт ребёнка в прекрасный мир звуков и красок. «Память детства – самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь» А.Д. Артоболевская.