Виды вокальных техник и приёмов в эстрадном пении [Музыка]

Автор статьи : Ирина Р.
Организация : Школа-лицей "Туран" г. Алматы
Должность : Руководитель хора, педагог эстрадного вокала и фортепиано
Дата : 14.12.2022
Номер журнала : 01-16-2023

Сегодня музыкальная эстрада играет особую роль среди различных видов музыкального искусства, привлекая своей эмоциональностью, выразительностью, яркостью, красочностью сценического воплощения. Эстрадное пение сочетает множество направлений: поп, рок, соул, рэп, хип- хоп и другие. В отличие от академического вокала, целью которого является передача красоты голоса, в эстрадном вокале приоритет в передаче эмоций. Существуют следующие виды вокальных композиций:

  1. Джазовое исполнение
  2. Рок- исполнение
  3. Шансон
  4. Современная интерпретация народных композиций
  5. Авторские, бардовские песни


Объединяет их способность покорить сердце и тронуть душу, донести до слушателей каждую ноту, смысл и настроение композиции, красоту звучания и богатство эмоций. Требования к исполнителям эстрадного вокала возрастают ежегодно, так как эстрадная вокальная музыка отличается не только мелодическим и ритмическим своеобразием, но и особенными законами оранжировки. Успех вокалиста находится в прямой зависимости от уровня освоения элементов, которые составляют базу исполнительской деятельности: работа над певческим дыханием, постановкой голоса, артикуляцией, дикцией, звуковедением, интонированием, и, безусловно, владение собственным голосом, различными видами вокальных техник и приемов вокала, украшениями. В чем же разница между этими терминами?

Вокальная техника - это то, без чего никак нельзя, без неё пение как таковое невозможно.

Вокальные приемы - это то, как достигается та или иная техника пения, как формируется тот или иной вид вокала. Вокальные приёмы и вокальная техника тесно взаимосвязаны, и одно без другого невозможно.

Вокальные украшения - это то, без чего, в принципе, можно обойтись, но лучше освоить, если вы желаете развиваться вокально. Последовательность их изучения: сначала- приёмы и техники, потом- украшения. Приёмы помогают петь красиво. И вы тоже владеете такими вокальными фишками! Потому что способны издавать следующие звуки: шёпот, крик, плач, разговор и смех. На этих пяти красках голоса строится большинство современных приёмов вокала.

Базовые вокальные приёмы и техники:

  1. Микст
  2. Фальцет
  3. Белтинг
  4. Тванг
  5. Субтон
  6. Обертон
  7. Глиссандо
  8. Йодль
  9. Расщепление
  10. Штробас или фрай
  11. Драйв
  12. Мелизматика
  13. Вибрато
  14. Филировка звука
  15. Атака звука
  16. Свистковые ноты


МИКСТ. Микст- это одна из важнейших вокальных техник. В переводе на русский означает " смешивать". При пении микстом у вокалиста звучат как головной, так и грудной резонаторы. Микст даёт ровный и монолитный звук на всем диапазоне голоса. Микст- это вокальная база, на которую в дальнейшем как бы нанизываются остальные вокальные приёмы, которые раскрывают голос и делают исполнение более ярким и впечатляющим.

ФАЛЬЦЕТ. Используется в высоком диапазоне звучания голоса. Это- пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Нередко встречается в джазе и поп- музыке.

БЕЛТИНГ. Белтинг- актуальная техника, даёт вокалисту яркий, плотный, громкий, сильный и драйвовый звук на верхнем пределе грудного звучания. Как правило, белтинг используется в кульминациях песен, в самых экспрессивных и драматических моментах. В белтинге максимально раскрывается природная сила голоса вокалиста. Недаром его называют вокальным криком. Ведь крик- это свободный выброс энергии, рот сам открывается широко, лёгкие набирают побольше воздуха. Организм готовится к посылу звука вперёд! Это то, чего не хватает многим вокалистам на кульминации.

СУБТОН. Под субтоном подразумевается имитация шепота, пение с придыханием. Эта техника заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода. В обучении этой техники делается упор на пение на опоре и глубокое дыхание. Отличается мягким, нежным звучанием. Название " субтон" (дополнительный тон, звук) указывает на "примесь" воздуха, накладываемую на основной тон голоса.

ТВАНГ. Тванг - пение с назальным ( носовым) звучанием, подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для тванга характерно поднятие гортани и языка во время пения, сжатие гортани, короткие выдохи. Бывает матовым и глянцевым.

РАСЩЕПЛЕНИЕ. Техника исполнения, при которой вокалист " расщепляет" ложные голосовые связки, используя черпаловидные хрящи. Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести субтон и драйв. Неполное расщепление- это компрессия.

ШТРОБАС или ФРАЙ. Штробас- самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос напоминает треск. Штробас или фрай- полезный для разогрева связок скрип.

ДРАЙВ- ещё одна разновидность расщепления голоса. Методика заключается в том, чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой. При неправильном подходе к этому приёму можно повредить голосовые связки. Но в настоящее время процесс звукообразования в данном приеме изучен и " поставлен на конвейер". Стили драйва- гроулинг и скриминг. Эти приемы уже относятся к экстрим вокалу.

ОБЕРТОН. Обертон также является разновидностью расщепления голоса. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Извлечение звука требует непривычного положения гортани. Эта техника распространена среди народов Дальнего востока.

ГЛИССАНДО. Приём глиссандо заключается в скольжение с одной ноты на другую, также известен как " слайд". Глиссандо может быть как восходящим, так и нисходящим. Приём широко используется во всех афроамериканских стилях.

ЙОДЛЬ. Также известен как " тирольское пение ". Является фольклорным приемом в Швейцарии и других альпийских странах. Йодль заключается в резком переходе с пения " на опоре " на фальцет. Некоторые современные исполнители используют йодль довольно часто в песнях. Есть и " обратный йодль", заключается в резком переходе с фальцета на " опору".

МЕЛИЗМАТИКА. Мелизматика- вокальный приём, который поможет сделать ваше исполнение изящнее и фактурнее. Мелизм- это украшение мелодии. Многие вокалисты называют мелизматику " вокальной эквилибристикой". Мелизмы делают песню более затейливой, песня слушается более наполнено и утонченно.

ВИБРАТО. Быстрое колебания тона звука вокруг одной ноты с помощью регулировки подачи воздуха и работы диафрагмы. По звучанию напоминает тремоляцию, которая достигается движением гортани.

ФИЛИРОВКА ЗВУКА. Так называют динамические переходы: крещендо- увеличение громкости и диминуэндо- снижение громкости. Этот приём есть в любой песне, где есть длинные протяжные ноты.

АТАКА ЗВУКА. Техника звукоизвлечения, при которой чередуется твёрдая, мягкая и придыхательная атака для дополнительной окраски голоса. Чтобы украшать таким образом свое исполнение, нужно почувствовать разницу звучания.

СВИСТКОВЫЕ НОТЫ. Или свистковый регистр- самый высокий звук в головном регистре, подвластный эстрадным исполнителям.

Все способы украсить песню не перечесть. Имитация инструментов- это отдельное направление: битбокс, элементы которого применяются в эстрадном исполнении, а иногда превращаются в неповторимые произведения. Упражнения из битбокса тренируются речевой аппарат, что особенно важно для реп- исполнителей. Приём пения на улыбке- это, скорее, вспомогательная техника пения для тех, у кого проблемы на верхних и переходных нотах. В современных методиках вокала плач выделяют в приём пения " cry". Им часто поют высокие ноты, особенно, когда нужно перейти к верхним нотам аккуратно, без крика. CRY часто используется и на мелизмах. При пении сохраняйте те же ощущения голосовых связок, что и в речи. Не пойте, а говорите! Во время разговора голосовые связки плотно смыкаются, остаются толстыми. Тембр из- за этого получается насыщенным, звонким. В современных методах вокала такой режим называется "speech".

В жизни в нашем голосе миллион красок. Найдите их, изучайте свой тембр, и используйте эти находки в пении.

Овладение вокальными техниками- это кропотливый труд, который требует систематической работы во всех направлениях. Будущие успехи вокалиста зависят только от того, насколько успешно и профессионально будет проведена эта работа.