Трудности в аудировании и пути их преодоления [Английский язык]
Организация : ТОО "Колледж Международной Академии Бизнеса"
Должность : Преподаватель английского языка
Дата : 21.02.2024
Номер журнала : 18-2024
В обучении любому языку хоть в казахском, в русском и в английском, аудирование является достаточно сложным.
Почему? Во-первых, из за изолированности обучающихся от носителей изучаемого языка, во вторых барьеры, люди часто бояться слушать или же допустить ошибку. Этот вид речевой деятельности вызывает наибольшее количество трудностей также у тех, кто сдает международные экзамены на знание иностранного языка IELTS,TOEFL.
Давайте определим понятие аудирование. Впервые этот термин аудирование ввел Дон Браун в 1928 году от латинского ‘audire’ - слушать, означает процесс восприятия и понимания речи со слуха. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, интонацией, ритмом, ударением и фонемным составом, заставляя мозг работать быстрее и самое сложное в этом, привыкание к голосу, ритму, скорости, и акценту, к произносимым словам и звукам. Аудирование понимание иноязычной речи на слух - один из самых сложных видов речевой деятельности. Владение иностранным языком невозможно без владения аудированием, так как именно аудирование наряду с говорением обеспечивает возможность коммуникации на иностранном языке. В жизни человек участвует в диалоге, что подразумевает умение слышать понимать собеседника и адекватно реагировать на речь. В ситуациях реального общения аудирование изучается самостоятельно. Слушающий должен воспринимать звуковое сообщение в том виде, в котором ему его преподносит говорящий, потому что предмет сообщения и языковые средства определяются именно им. Это происходит, когда мы смотрим фильмы на иностранном языке, слушаем музыку, новости радио и телевидения, объявления, лекции, инструкции, и собеседника по телефону. В живом общении нам приходится много слушать, и мы сталкиваемся с трудностями. К ним можно отнести внешние шумы, помехи и акустику. Например, проехала машина и часть услышанного или сказанного утонула в потоке шума проезжающей машины. Подобных примеров очень много. При этом необходимо помнить, что в реальных ситуациях слушатель слышит речь однократно. Следовательно, надо учиться понимать речь с первого раза, поскольку в реальности повторы исключительны.
Трудности, могут, возникнут из за индивидуальных особенностей речи. На иностранном языке мы слушаем как мужские, так и женские голоса. Поэтому на всех аудиокассетах и дисках тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. На общее впечатление и восприятие окружающих влияет голос. При помощи воображения люди способны дорисовать к голосу незнакомца настроение, внешность, и даже характер. Ряд исследований проведенных учеными в США, показало, как голос влияет на то, как люди, относятся друг к другу. Нет никаких сомнений, на наше восприятие привлекательности, физической силы, или социального статуса во многом определяется высотой голоса. Женские и мужские голоса в низких частотах вызывает больше доверия, а высокие зачастую раздражение и внутреннее беспокойство. Также надо иметь возможность слушать людей разного возраста. Например, очень трудно понять подростков, которые проглатывают часть предложений, используя “слэнг’, например ‘bro’. А также трудно понимать на слух и людей пожилого возраста в силу возрастных особенностей артикуляции. Все мы индивидуальны. Английский язык уже давно стал языком международного общения, и большинство говорящих на нем имеют тот или иной акцент для кого английский не является родным. Русский акцент выделяется ярко в английском среди других народов. Все дело в произношении, которое, по мнению других носителей языка, звучит грубовато. Согласные в русском языке звучат тверже, чем в английском, а ряда звуков, присущих английскому в русском языке нет. Так например, характерная для русского вибрирующая ‘р’ чужда английскому языку. В тоже время в русском языке отсутствует звук ‘w”. Сложности в коммуникации людей, возникает, как правило, невозможностью овладеть иностранным языком или пользоваться имеющимися знаниями. Человек, изучающий иностранный язык испытывает на себе неприятное явление языковой барьер. Барьеры могут, возникнут не только у начинающих, но и у продвинутых людей. Можно иметь большой словарный запас, хорошо читать на английском статьи, журналы, правильно применять грамматику, а когда дело доходит до разговора, впадаешь в ступор, и не можем вспомнить и выдавить слово. Причинами появления языкового барьера психологи считают, проблема уходит корнями в детство, когда мы привыкли чувствовать вину за допущенные ошибки, т.е., боимся выглядеть смешными и глупыми предпочитая держать язык за зубами, ответив лишь одним словом Yes, or No. Следующая причина стеснительность. Стесняться своего произношения акцента. Например, английские слова не читаются, так как пишутся, а некоторые из них и вовсе не подчиняются каким-либо правилам. Буквенное сочетание “Th”- одно из самых часто встречаемых в английском языке оно может читаться как два звука; глухой как в слове “thanks” и звонкий как в слове “that”. Далее вслед за стеснительностью идет страх не понять собеседника. “Я говорю с акцентом, я говорю слишком медленно и так далее”. Следующая причина и самая главная отсутствие практики. Если мы уделяем всего пару часов в месяц на занятия и занимаемся аудированием полчаса в неделю возникновение языкового барьера не должно удивлять нас. Все эти страхи удерживают нас от попыток говорить на английском и воспринимать не родную речь на слух. Для развития любого навыка говорение, письмо, чтение, и аудирование, нужны регулярные занятия. Например, некоторые экзамены являются академическими (IELTS), т.е., призваны определить степень готовности испытуемых к продолжению образования в средних и в высших учебных заведениях Европы и мира в целом. Секция аудирование в IELTS listening направлена на оценку способности кандидата понимать устную английскую речь в различных контекстах. В отличие от других экзаменов в IELTS аудирование сосредоточено на реальных жизненных ситуациях, таких как разговоры лекции и дискуссии. Это готовит кандидатов к реальной жизни в англоязычной среде. Чтобы преуспеть в секции аудирования IELTS нужно использовать стратегии; ознакомиться с содержанием секций IELTS, типами вопросов и критериями оценки. Регулярно практиковаться, используя актуальные материалы. Расширяйте словарный запас. Читайте, слушайте аудиоматериалы на английском языке. Будьте готовы к разным акцентам. Практикуйте аудирование с помощью подкастов интервью и TED Talks, выделяя именно то, что интересно вам. Хороший способ проверить свой прогресс и уровень готовности путем пробного экзамена. Об эффективности изучения английского языка по фильмам следует отнести развлекательный момент в обучении. Разбор любимых фильмов и сериалов не будет в тягость, обучаясь и развлекаясь одновременно. Хороший мотиватор между упражнениями на грамматику и чтение. Просмотр фильмов не только повод для быстрого коротания вечера, но и отличный способ улучшить навык говорения. На уроках мы не только слушаем, а также отрабатываем лексические и грамматические навыки. Знакомство со сленгом, разговорными формами слов и фразовыми глаголами привычными для носителей языка. Достаточно заниматься по 20 минут ежедневно. Говоря о приемах просмотра иностранных фильмов, следует выделить несколько простых правил; правильно подобранный уровень сложности, включение субтитров, просматривайте фильмы снова и снова это позволит повторить выученную лексику, но и улучшить понимание речи. Работайте над собой, проявляйте усердие, тогда все обязательно получится.