Профессиональная компетентность педагога - психолога [Инклюзивное образование]
Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов и, в частности, специалистов - психологов. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.
Служба практической психологии сегодня рассматривается как особый институт, современные тенденции модернизации образования, проявляющиеся в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Актуальным в этой связи является выявление основных проблем службы практической психологии образования и определения путей их решения.
В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и собственных исследований нами определена сущность и содержание профессиональной компетентности педагогов-психологов.
Профессиональная компетентность педагога-психолога рассматривается как сложное психологическое образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик. Для эффективного осуществления профессиональной деятельности психологу необходимо владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом. Важно умение осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с различными структурами внутри и вне образовательного учреждения. Психолог образования является для педагогов и учащихся не только носителем психологических знаний. Его оценивают с позиции соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий.
В основных требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
- Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.
- Психолог социален, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
- Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
- Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Основными критериями оценки профессионализма психолога являются:
- Наличие своей жизненной и профессиональной позиции в концепции развития психологической службы. (Я знаю не только то, что я должна делать, но и как я это буду делать.)
- Понимание приоритетных направлений развития службы в данном образовательном учреждении, с учетом его специфики.
- Умение самостоятельно формулировать цели и задачи. (В данный момент я делаю...) Выбирать формы работы. Уметь осуществлять прогностическую функцию. (Для чего я буду это делать?)
- Наличие системы в работе. (Наличие основополагающих документов в кабинете, наличие и содержательность в ведении документации, грамотность ее заполнения.)
- Умение психолога работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды. (Приблизить среду к ребенку. Продуманность зон в кабинете. Цветовое решение.)
- Умение составить профессионально грамотную психологическую характеристику на ребенка (группу детей), обозначить психологическую проблему, выработать пути ее решения.
- Умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
- Умение организовать профессиональное взаимодействие с другими учреждениями родственного профиля. (Социально-психологические центры и т.д.)
- Участие в психологических семинарах, научно-практических конференциях различного уровня. (Форма участия как пассивная, так и активная.)
- Востребованность психолога. (По итогам отчетной документации, по количеству проведенных видов работы, по мнению детей, педагогов).
Особенность и сложность психологической специальности предполагает особые требования к содержанию и формам повышения квалификации педагогов – психологов в государственной системе дополнительного профессионального образования. В частности, в Региональном центре «Шыгыс» Управления образования ВКО успешно проводятся научно – практические семинары, конференции, семинары по проблемам становления профессионализма с элементами тренинга;
мастер - классы педагогов – психологов с последующей рефлексией участников-коллег;
организуется создание видеоматериалов на основе демонстрации передового психологического опыта, информационной базы данных,
Планируется создание психологического сайтов-консилиума, где мог бы работать виртуальный психологический центр Восточно-Казахстанской области.
Также проводится работа в для повышения квалификации педагогов – психологов в русле следующих направлений:
- повышение психологической компетентности педагогических коллективов образовательных учреждений;
- организация постоянно – действующих семинаров по работе с детьми девиантного поведения;
- курсы по вопросам деятельности педагогов – психологов в связи с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, ЕНТ;
- научно – практические семинары, по профессиональным запросам психологов, работающих в учреждениях образования различных типов (например, в инновационных учреждениях детских домах, специализированных образовательных учреждениях и пр.).
Важно отметить, что самые различные формы профессионального сотрудничества могут рождать содержание, благодаря которому будет происходить повышение квалификации. Создание условий для повышения профессионализма психологов позволило бы улучшить качество психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса с учетом новых реалий, возникающих в условиях модернизации образования.
Таким образом, одной из важнейших задач в решении проблемы становления профессионализма, формирования профессиональной компетентности педагогов – психологов является создание эффективной модели повышения квалификации педагогов – психологов Восточно-Казахстанской области. Для решения указанной задачи Региональный центр «Шыгыс», в частности, кабинет инклюзивного образования выступает инициатором интеграции научно-методических, информационных и кадровых ресурсов образовательных учреждений всех уровней образования, где успешно трудятся психологи.